Дело № 5-26/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Усть-Кулом 15 июня 2015 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
с участием:
законного представителя юридического лица: Кармановой Е.Б.,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Усть-Куломском районе: Никитиной В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении юридического лица администрации сельского поселения «Югыдъяг» расположенного по юридическому адресу: <адрес>, административное дело об административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения административного расследования в отношении администрации сельского поселения «Югыдъяг» ДД.ММ.ГГГГ в 11 час 00 мин. по фактическому адресу: <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, ответственность за которые возложена на администрацию сельского поселения «Югыдъяг».
В судебном заседании начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в Усть-Куломском районе Никитина В.Д. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полностью поддержала. Пояснила, что юридическим лицом нарушены санитарно-эпидемиологические требования к организации водоснабжения. Поскольку федеральными законами и уставом органа местного самоуправления предусмотрена обязанность администрации СП «Югыдъяг» по организации водоснабжения, то отсутствие общественных колодцев в реестре муниципальной собственности значения не имеют. Полагала, что необходимо назначить наказание в виде <данные изъяты>.
Карманова Е.Б., исполняющая обязанности руководителя администрации СП «Югыдъяг» вину в совершении правонарушения признала. Пояснила, что для устранения выявленных недостатков будет произведена откачка воды, её дезинфекция.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Судом установлено, что на основании заявления ФИО1 с жалобой на неудовлетворительную организацию питьевого водоснабжения населения <адрес> проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. ДД.ММ.ГГГГ в 11 час 00 мин. по фактическому адресу: <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно нарушены следующие положения СанПиН 2.1.4.1175-02:
- п. 3.3.3 Оголовок колодца не имеет навеса или будки;
- п. 3.3.4 по периметру оголовка колодца не сделан замок из уплотненной глины или жирного суглинка, не сделана отмостка радиусом не менее 2 м с уклоном 0,1 м; вокруг колодца отсутствует ограждение, отсутствует скамья для ведер;
-п. 3.3.5 стенка шахты пришла в негодность, гнилая, не изолирующая колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки;
- п. 4.1 пробы воды подземного источника нецентрализованного водоснабжения – шахтный колодец в <адрес> по микробиологическим показателям не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», глава У1, п. 4.1: обнаружены общие колиформные бактерии (НВЧ-2) при норме в 100 мл. отсутствие бактерий.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации СП «Югыдъяг» должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Усть-Куломском районе Никитиной В.Д. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проверки были отобраны пробы воды из общественного (шахтного) колодца, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно протоколу лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ обнаружены общие колиформные бактерии (НВЧ-2).
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в Республике Коми» сделаны аналогичные выводы о несоответствии воды из шахтного колодца, откуда используется вода для питьевых нужд (<адрес>).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: - выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В силу статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
Требования к содержанию нецентрализованных источников водоснабжения и к качеству воды в них установлены СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Главным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 (введена в действие с 01.03.2003). Указанные нормы устанавливают также гигиенические требования к качеству воды, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Указанные правила являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Согласно п. 2.5 СанПин 2.1.4.1175-02 место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 м. выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям. При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.В соответствии п. 3.3.3 СанПин 2.1.4.1175-02 оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.
Согласно п. 3.3.4 СанПин 2.1.4.1175-02 по периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер.
Пункт 3.3.5 СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что ствол (шахта) служит для прохода водоподъемных приспособлений (ведер, бадей, черпаков и т.п.), а также в ряде случаев и для размещения водоподъемных механизмов, поэтому стенки шахты должны быть плотными, хорошо изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки.
Пункт 4.1 СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим, микробиологическим нормативам. Так, общие колиформные бактерии и термотолерантные колиформные бактерии в 100 мл. должны отсутствовать.
Согласно п. 3.1, 3.2 СП 3.1./3.2.1379-03 «Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Надзорным органом в ходе проведенных проверочных мероприятий были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Со стороны надзорного органа мероприятия по выявлению указанных нарушений, были осуществлены в установленном законом порядке и на законных основаниях. Органом государственного надзора (контроля) нормы федерального законодательства РФ выполнены, а права юридического лица при проведении государственного контроля (надзора) не нарушены.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Аналогичное положение закреплено в статье 9 Устава муниципального образования сельского поселения «Югыдъяг», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Администрация СП «Югыдъяг» является постоянно действующим исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, одной из основных задач деятельности которой является создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения.
В судебном заседании установлено, что общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес> находится на территории сельского поселения «Югыдъяг». Общественные колодцы являются нецентрализованными источниками водоснабжения, использующимися для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села и производственных объектов. Эксплуатацию нецентрализованных систем водоснабжения, в силу вышеуказанных нормативных положений, обязана осуществлять администрация СП «Югыдъяг», на которой и лежит обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям.
Как пояснила Карманова Е.Б. в ходе рассмотрения дела, между администрациями МР «Усть-Куломский» и СП «Югыдъяг» заключено соглашение, по которому полномочия по водоснабжению переданы в АСП.
В соответствии со статьей 2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина администрации сельского поселения «Югыдъяг» в совершении правонарушения подтверждена материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных исследований проб воды по микробиологической экспертизе, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
При назначении административного наказания, судом учитывается характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В силу статьей 3.2. и 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, и назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В рассматриваемом деле представлены доказательства тому, что дальнейшая эксплуатация названного объекта, вода в котором не соответствует нормам санитарного законодательства, создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. Поэтому цели административного наказания не могут быть достигнуты путем назначения наказания менее строго, чем административное приостановление деятельности.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.1 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо администрацию сельского поселения «Югыдъяг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить юридическому лицу - администрации сельского поселения «Югыдъяг» административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на <данные изъяты>, заключающееся во временном прекращении на указанный срок эксплуатации следующего объекта: подземного нецентрализованного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления эксплуатации объекта, т.е. с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, засчитав срок временного запрета деятельности, примененного в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок административного приостановления деятельности.
Обратить настоящее постановление суда к немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.
Судья И.В. Федорова