УИД 32RS0017-01-2021-000063-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Комаричи Брянской области Дело № 2-96/2021
03 июня 2021 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,
при секретаре- Вдовенковой Т.В.,
с участием представителя истца – Мосиной С.Ю., действующей по доверенности № от 10.04.2018,
представителя ответчика – Мишаковой Л.Е., действующей по доверенности –№ от 12.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыженковой А. С. к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании недействующим в части распоряжение администрации и обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Рыженкова А.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании недействующим в части распоряжение администрации №443а-р от 03.11.2020 и обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указала, что является инвалидом 2 группы, стоит на очереди на получение жилья, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, расположенное по адресу: <адрес>, пришло в непригодное для проживания состояние.
Так, межведомственной комиссией администрации Комаричского муниципального района неоднократно принимались решения по определению непригодности жилья Рыженковой А.С. для проживания: 14.05.2019, 20.09.2019 и 07.02.2020, которые оспаривались в судебном порядке, в виду несогласия с заключениями. Решением межведомственной комиссии администрации Комаричского муниципального района от 21.09.2020 подтвержден факт непригодности жилого помещения, т.е. <адрес>. В заключении комиссии и акте обследования <адрес> от 21.09.2020 указаны признаки непригодности жилого помещения для проживания: конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном и аварийном состоянии, а существующие выявленные дефекты в элементах жилого дома не обеспечивают в полной мере безопасную эксплуатацию строительных конструкций. В своем заключении межведомственная комиссия сослалась на экспертное заключение ООО «Региональная служба судебных экспертиз» от 11.02.2020 года, в выводах которой указано, что техническое состояние основных несущих конструкций дома оценивается, как недопустимо аварийное. Капитальный ремонт крыши дома невозможен, в связи с аварийным состоянием дома.
врио главы администрации Комаричского муниципального района вынесено распоряжение №443а-p «О дальнейшем использовании жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных по адресу: <адрес>. Согласно пункту 1 указанного распоряжения Рыженкова А.С. оставлена на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Ссылаясь на то, что распоряжение №443а-p от 03.11.2020 в части п.1 противоречит действующему законодательству, чем нарушено ее право на получение жилого помещения вне очереди, Рыженкова А.С. просит суд признать недействующим распоряжение администрации Комаричского муниципального района №№443а-р п.1 от 03.11.2020 «О дальнейшем использовании жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных по адресу: <адрес>» в части п.1, которым Рыженкова А.С. оставлена на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
-обязать Администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить Рыженковой Анне Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение вне очереди по договору социального найма по месту ее жительства в пос.Лопандино Комаричского района Брянской области общей площадью не менее нормы предоставления жилой площади.
Определением суда от 06.04.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 27.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Лопандинская сельская администрация Комаричского муниципального района Брянской области.
В судебное заседание истец Рыженкова А.С. не явилась, в порядке ст. 48 ГПК РФ, действует через своего представителя Мосину С.Ю.
Представитель истца Мосина С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Мишакова Л.Е. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, сославшись на то, что Рыженкова А.С. является не единственной нуждающейся в получении жилья, в случае предоставления ей жилого помещения вне очереди будут ущемлены права иных лиц.
Представитель третьего лица Лопандинской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ определил провести судебное заседание без участия не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020), одним из требований в жилому помещению является нахождение его несущих и ограждающих конструкций, в том числе входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Статьей ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п.3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
В силу пунктов 33-34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Как установлено в судебном заседании, Рыженкова А.С. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора № социального найма помещений в домах муниципального и общественного жилищного фонда Комаричского района Брянской области от 18.03.2011.
Согласно протоколу №2 жилищной комиссии при Лопандинской сельской администрации 04.12.2017 и постановления администрации Лопандинской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области № от 05.12.2017 Рыженкова А.С. состоит на очереди в Лопандинской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области в качестве нуждающейся в получении жилья.
21.09.2020 на основании акта обследования межведомственной комиссии, назначенной при администрации Комаричского муниципального района Брянской области, квартира, нанимателя Рыженковой А.С. признана непригодной для проживания. Согласно экспертному заключению №34у-2017, процент физического износа жилого помещения составляет 73%, что позволяет квалифицировать его как ветхое. Конструкция жилого дома находятся в ограниченно работоспособном и аварийном состояниях, физический износ конструкций – 73%, что превышает требуемый предел физического износа – 40%. Существующие выявленные дефекты в элементах жилого дома не обеспечивают в полной мере безопасную эксплуатацию строительных конструкций. В заключении межведомственная комиссия сослалась на экспертное заключение ООО «Региональная служба судебных экспертиз» от 11.02.2020, в выводах которой указано, что техническое состояние основных несущих конструкций дома оценивается, как недопустимо аварийное. Капитальный ремонт крыши дома невозможен, в связи с аварийным состоянием дома. Вывод межведомственной комиссии – жилое помещение Рыженковой А.С. непригодно для проживания.
Распоряжением администрации Комаричского муниципального района Брянской области №443а-р от 03.11.2020, пунктом 1 Рыженкова А.С. оставлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Как следует из ответа Лопандинской сельской администрации от 14.05.2021 Рыженкова А.С. включена в список граждан Лопандинского сельского поселения, зарегистрированных по адресу: <адрес>,, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма под №4.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
По смыслу вышеуказанных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Представленные истцом документы в подтверждение имущественного положения свидетельствуют об отсутствии у истца возможности самостоятельно приобрести жилье.
Сведения о том, что у истца имеется на праве собственности или на ином праве жилое помещение, пригодное для проживания, в деле отсутствуют.
Учитывая, что ветхость занимаемого истцом жилого помещения и непригодность его для проживания установлены заключением межведомственной комиссии, сам факт признания его непригодным для проживания свидетельствует о том, что спорное жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья истца, а также учитывая отсутствие у истца иного недвижимого имущества пригодного для проживания и финансовой возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, суд признает обоснованным предоставление Рыженковой А.С. жилого помещение по договору социального найма вне очереди.
Кроме того, судом учитывается, что Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
На основании п.3 ст. 9.1 Устава Комаричского муниципального района Брянской области к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Указанные вопросы местного значения муниципального, городского округа, также поименованы в п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Рыженковой А.С. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыженковой А. С. к администрации Комаричского муниципального района <адрес> о признании недействующим в части распоряжение администрации и обязании предоставить жилое помещение- удовлетворить.
Признать недействующим распоряжение администрации Комаричского муниципального района Брянской области №443а-р от 03.11.2020 «О дальнейшем использовании жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных по адресу: <адрес>» в части п.1, которым Рыженкова А. С. оставлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить Рыженковой А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение вне очереди по договору социального найма по месту ее жительства в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Кадыкова
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 июня 2021 года.
Мотивированное решение составлено 09 июня 2021 года.