Дело № 2-3-839/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Килемары 05 октября 2016 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Анисовой О.С.,
при секретаре Агафоновой Е.А.,
с участием прокурора Рудометовой А.А.,
представителя ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Суриновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» и муниципальному общеобразовательному учреждению «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Килемарского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» /далее администрация МО «Килемарский мунеиципальный район»/ и муниципальному общеобразовательному учреждению «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» /далее МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»/ о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения, указав, что прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, о противодействии терроризму в деятельности МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа», в ходе которой установлено, что учредителем данной образовательной организации - администрацией МО «Килемарский муниципальный район» и МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» до настоящего времени не решен вопрос по оборудованию образовательной организации системой видеонаблюдения, что является нарушением ст.2, ч.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей».
В судебном заседании прокурор Рудометова А.А., действующая на основании доверенности от 04 апреля 2016 года, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дав объяснения, аналогичные вышеизложенному.
Ответчик – представитель МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» в лице ее директора Суринова Т.С. исковые требования не признала.
Ответчик – представитель администрации МО «Килемарский муниципальный район», а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУ «Отдел образования и молодежи администрации МО «Килемарский муниципальный район», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Ответчик – представитель администрации МО «Килемарский муниципальный район» просил рассмотреть настоящее гражданское дело без его участия, исковые требования признает. От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУ «Отдел образования и молодежи администрации МО «Килемарский муниципальный район» заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания суду не поступило.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ,/ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия ответчика - представителя администрации МО «Килемарский муниципальный район», а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - представителя МУ «Отдел образования и молодежи администрации МО «Килемарский муниципальный район».
Выслушав прокурора Рудометову А.А. и представителя ответчика Суринову Т.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризму. Органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 6.48 Свода Правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п.п. 1.2, 1.7-1.9, 2.1, 6.4 Устава МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» вышеуказанное МОУ является юридическим лицом и от своего имени может осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем МОУ является муниципальное образование «Килемарский муниципальный район». При этом функции учредителя в части финансирования деятельности МОУ осуществляет администрация МО «Килемарский муниципальный район» в лице МУ «Отдел образования и молодежи администрации МО «Килемарский муниципальный район». Предметом деятельности образовательной организации является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, а также несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников /л.д.6-29/.
Доводы представителя ответчика Суриновой Т.С. о том, что в установлении системы видеонаблюдения в МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» нет необходимости, так как в соответствии с стандартом безопасности в образовательных учреждениях Республики Марий Эл от 2013 года для установки системы видеонаблюдения в образовательной организации необходимо чтобы в данной школе обучалось не менее 300 человек, тогда как в МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» обучается только <данные изъяты> человек; для установки системы видеонаблюдения необходимы значительные материальные средства, которые в настоящее время данной школе не выделены, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
Во исполнение требований федеральных программ образования, утверждаемых Правительством Российской Федерации и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений».
Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты ( системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 года разработаны методические указания (письмо № 03-1423), в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.
При решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраной, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля.
Учитывая изложенное, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что действующим в настоящее время законодательством придается особое значение предупреждению противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних.
Отсутствие системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе права на охрану жизни и здоровья.
Выполнение отдельных требований законодательства, направленных на обеспечение охраны обучающихся и работников образовательной организации, не освобождает заинтересованных лиц от выполнения иных предусмотренных законом мер, необходимых для противодействия терроризму, отсутствие которых свидетельствует об угрозе жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения. Избирательного осуществления тех или иных мер по усмотрению учреждения не предусмотрено.
По указанным основаниям исковые требования прокурора о возложении обязанности на МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» и на администрацию МО «Килемарский муниципальный район», как учредителя и собственника имущества учреждения, по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения обоснованны и подлежат удовлетворению вне зависимости от принятия правовых актов субъекта Российской Федерации, так как установка системы видеонаблюдения в образовательной организации предусмотрена вышеуказанным федеральным законодательством. При этом в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Доводы представителя ответчика Суриновой Т.С. на имеющиеся иные способы обеспечения безопасности воспитанников и работников вышеуказанного учреждения, суд также считает несостоятельными и не являющиеся основанием для отказа в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что данные мероприятия не исключают обязанности по установке системы видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно искового заявления и объяснений прокурора Рудометовой А.А. в судебном заседании прокурор просил суд установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая комплекс мероприятий, которые необходимо провести по исполнению возложенных на ответчиков обязанностей, суд считает возможным удовлетворить данное требование и установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исковые требования прокурора Килемарского района Республики Марий Эл подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» и муниципальному общеобразовательному учреждению «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» и администрацию муниципального образования «Килемарский муниципальный район» до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл (пос.Килемары) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл О.С. Анисова