25RS0002-01-2024-000100-69
Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2024 года город Владивосток
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Костюк З.В.,
рассмотрев жалобу Кучина Владимира Александровича на постановление заместителя начальника отдела –заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Фасхутдиновой Е.Л. от 12.12.2023 о привлечении Кучина Владимира Александровича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Фасхутдиновой Е.Л. от 12.12.2023 Кучин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и к нему применено административное наказание в виде штрафа в сумме 1000 рублей.
Кучин В.А. с указанным постановлением не согласился, обратился с жалобой, из которой следует, что 29.12.2023 им было получено по почте вышеуказанное постановление; при этом постановление было направлено Кучину В.А. простым почтовым отправлением. Заявитель указал, что считает постановление незаконным и необоснованным, так как исполнительное производство № 141625/23/25001-ИП, в рамках которого вынесено оспариваемое постановление, возбуждено на основании исполнительного документа, срок предъявления которого истек. Протокол об административном правонарушении от 16.11.2023 составлен в отсутствие Кучина В.А., а также до даты истечения срока для исполнения требований исполнительного документа – 20.11.2023. Просит восстановить срок на подачу жалобы; постановление от 12.12.2023 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Кучин В.А., поддержав доводы жалобы, просил восстановить срок на подачу жалобы; постановление от 12.12.2023 отменить, производство по делу прекратить. Дополнительно указал на процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении. Так, Кучин В.А. не был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, следовательно, протокол об административном правонарушении не может являться допустимым доказательством по делу. Также Кучин В.А. не был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, с ходатайствами об отложении либо рассмотрении дела в отсутствие не обращался; об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Выслушав Кучина В.А., исследовав жалобу и материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу ( ч.2 ст.30.3 КоАП РФ.
Установлено, что 12.12.2023 заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Фасхутдиновой Е.Л. было вынесено постановление о привлечении Кучина В.А. к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Данное постановление исходя из пояснений Кучина В.А. получено им 29.12.2023. При этом, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении вышеуказанного постановления в адрес Кучина В.А. и сведения о дате вручения либо получения Кучиным В.А. данного постановления. 09.01.2024 Кучиным В.А. подана жалоба на постановление от 12.12.2023 во Фрунзенский районный суд г.Владивостока, что подтверждено штампом о регистрации входящей корреспонденции (л.д.5).
С учетом установленного, принимая во внимание положения ст. 30.3 КоАП РФ, судья полагает причины пропуска процессуального срока уважительными и восстанавливает Кучину В.А. срок на обжалование указанного постановления.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера.
При этом для образования состава административного правонарушения рассматриваемой категории достаточно факта вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и указаний о направлении должнику данного постановления.
Условием привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 106 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, 16.11.2023 судебным приставом исполнителем ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Крутовой Т.А. в отношении Кучина В.А. был составлен протокол об административном правонарушении № 297.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении № 297 от 16.11.2023 явились следующие обстоятельства: в отделе судебных приставов по Ленинскому и Фрунзенскому районам Владивостокского городского округа находится исполнительное производство № 141625/23/25001-ИП о возложении обязанности на Кучина В.А. развернуть все камеры видеонаблюдения нахолящиеся на опорном столбе, расположенном по адресу: <адрес>, в сторону, не позволяющую осуществлять видеонаблюдение за жилыми домами и земельными участками с кадастровыми номерами: по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания - №, земельный участок- №); по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания - №, земельный участок- №), по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания - №, земельный участок - №); по адресу: <адрес> объект незавершенного строительства (жилой дом) готовностью 45%; по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания - №, земельный участок - №); по адресу: <адрес> (объект незавершенного строительства (дом жилой), назначение не определено, 43 %, общая площадь 86 кв.м, инв. №, лит. А, земельный участок - №); по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания - №, земельный участок №) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 03.11.2023 в котором вновь установлен срок. Должником требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок не исполнены, доказательств исполнения требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю не предоставил.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения 12.12.2023 Кучина В.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание должностным лицом, органом, судом, рассматривающим дело об административном правонарушении, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о дате, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьи 28.2 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть надлежащим образом быть уведомлено как о возбуждении дела об административном правонарушении, так и о рассмотрении данного дела.
В судебном заседании установлено, что 16.11.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Крутовой Т.А. составлен протокол об административном правонарушении №297 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отсутствие Кучина В.А., и при отсутствии сведений, подтверждающих надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В данном случае порядок привлечения к административной ответственности администрации г.Владивостока был грубо нарушен, поскольку дело было возбуждено в отсутствие и без надлежащего извещения лица о дате, времени и месте возбуждения дела, доказательств обратного суду не предоставлено.
Данное нарушение установленной процедуры привлечения к административной ответственности является существенным, поскольку не позволило лицу, привлекаемому к ответственности, воспользоваться своими правами, предусмотренными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, как следует из материалов дела 16.11.2023 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Фасхутдиновой Е.Л. было вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 25001/23/147284, согласно которому рассмотрение дела на основании протокола об административном правонарушении от 16.11.2023 в отношении Кучина В.А. по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ назначено на 12.12.2023 в 09-00 часов. Между тем сведения о вручении Кучину В.А. указанного определения и копии протокола об административном правонарушении от 16.11.2023 № 297 материалы дела не содержат.
Также материалы дела не содержат сведений о вручении Кучину В.А. постановлений о возбуждении исполнительного производства № 141625/23/25001-ИП, о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая, что 16.11.2023 протокол об административном правонарушении № 297 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, возможность возвращения протокола для устранения недостатков утрачена, устранение выявленных нарушений на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении невозможно.
При вышеизложенных обстоятельствах, поскольку достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие вину администрации г.Владивостока в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют, постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Фасхутдиновой Е.Л. от 12.12.2023 о привлечении Кучина В.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, производство делу – прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Фрунзенскому районам ВГО ГУФССП России по Приморскому краю Фасхутдиновой Е.Л. от 12.12.2023 о привлечении Кучина Владимира Александровича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить; производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в течение 10 суток с момента вручения либо получения копии решения.
Судья З.В. Костюк