Решение по делу № 2-72/2019 от 25.12.2018

Дело №2-72/2019                                                                                                                                            

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года                                                                                                           п.Вурнары

                                                                                                                      Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Петрове О.С.,

с участием:

истца- Викторовой Л.Н.,

представителя истца- Купкенова М.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- Петровой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело

по иску Викторовой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) незаконным, об обязании ответчика включить периоды работы, нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Викторовой Л.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет в учреждениях для детей.

Из указанного решения, данных о стаже, предварительных результатов расчета стажа, трудовой книжки истца следует, что в специальный стаж работы Викторовой Л.Н., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста, не включены периоды ее работы воспитателем в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем в <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения ее в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы воспитателем в <данные изъяты> основной девятилетней школе-сад <данные изъяты>), в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы воспитателем в <данные изъяты> основной девятилетней школе-сад <данные изъяты>, на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы учителем начальных классов в МАОУ <данные изъяты> в специальный стаж включены периоды работа истца учителем начальных классов в <данные изъяты> начальной школе <данные изъяты>, МАОУ <данные изъяты>, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж ее работы в соответствии постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, от 16.07.2014 года №665 составляет 23 года 4 месяца 5 дней, общий страховой стаж- 27 лет 5 месяцев 29 дней.

Викторова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) и с учетом уточнения, принятого в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просит: признать решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в ее специальный стаж в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 13 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> ясли-саду и <данные изъяты> школе-сад <данные изъяты>, нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением педагогической деятельности, со дня обращения за указанной пенсией- с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования Викторова Л.Н. мотивировала тем, что решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части не включении периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации, об отказе в назначении страховой пенсии по старости является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. Согласно п.4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случая и размерах. Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих должностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях. До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались ст.80 Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятыми на основании ст.83 указанного закона Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года, регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года. Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости при наличии 25-летнего педагогического стажа назначается с учетом: Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (вступили в законную силу с 14 ноября 2002 года, подлежат применению к периодам работы как после даты вступления в законную силу, так и до нее); Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 (вступили в законную силу с 01 ноября 1999 года, подлежат применению к периодам работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года), Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 (подлежит применению к периодам работы до 1 ноября 1999 года). Согласно указанным Спискам, предусмотрены образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Начальная школа (школа)-детский сад, в том числе компенсирующего вида (Список 2002 года); начальная школа-детский сад, начальная школа-детский сад компенсирующего вида (Список 1999 года); школа-детский сад (Список 1991 года), должность «воспитатель». Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 01 октября 1993 года, предусмотрены учебные заведения и детские учреждения: «Начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования», должность «воспитатель». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в качестве воспитателем дошкольной группы <данные изъяты> неполной средней школы-сад <данные изъяты>, что подтверждается трудовой книжкой, уточняющей справкой и копией книги приказов. В период работы воспитателем она вела педагогическую деятельность: проводила занятия с детьми, обеспечивала необходимые условия для их личностного развития, адаптации их жизни в обществе. Тот факт, что <данные изъяты> неполная средняя школа-сад <данные изъяты> является образовательными учреждениями для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, подтверждается копиями из книги приказов, а именно: приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О комплектовании группы продленного дня»; приказа от ДД.ММ.ГГГГ, изданного в целях улучшения организации работу по охране труда в школе и во исполнение приказа Министерства просвещения СССР от 08.12.1986 года №241 «Об утверждении и введении в действие Положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства просвещения СССР», которым возложена ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся на учителей и воспитателей и т.д. Таким образом, <данные изъяты> неполная средняя школа-сад <данные изъяты> правопреемником которого является МБОУ «<данные изъяты> согласно сведениям о переименовании организации и местонахождения архивных документов, выданного МБОУ «<данные изъяты>, является образовательными учреждениями для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем ясельной группы на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком воспитателя средней группы- Свидетель №1 в МБДОУ «<данные изъяты> (подтверждающий документ- приказ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ году она уволилась, приказ об увольнении не издавался (подтверждающий документ- справка от ДД.ММ.ГГГГ). За указанный период ей начислялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд согласно установленным тарифам (подтверждающий документ- справка от ДД.ММ.ГГГГ). В указанный период она работала в течение полного рабочего дня. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата ей начислялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при этом заработная плата за январь существенно меньше остальных месяцев. Указанное обстоятельство является доказательством работы в течение полного рабочего дня. В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Из абз.1 п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, введенных в действие с 01 сентября 2000 года, следует, что работа в должностях, предусмотренных Списком от 22.09.1999 года №1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Анализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что периоды выполнявшейся до 01 ноября 1999 года работы в должностях, в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов работы с 01 ноября 1999 года до 01 сентября 2000 года необходимо занятие штатной должности, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067. При этом соблюдение условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), установленного объема преподавательской заботы не требуется. Периоды же работы с 01 сентября 2000 года засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, заисключением случаев, определенных Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Исходя из вышеизложенного имеются все основания для включения вышеуказанных периодов в специальный стаж. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Ею понесены издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела, оплачена государственная пошлины в размере 300 рублей. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В ходе рассмотрения дела ею понесены расходы на оплату услуг представителя: на составление искового заявления и представительство в суде в размере 10000 рублей.

В судебном заседании Викторова Л.Н. исковые требования поддержала по изложенным основаниям и дополнительно пояснила, что в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> она работала воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ. Она проводила с детьми ясельной группы занятия по окружающему миру, по математике, учили детей рисовать, писать, делали с ними поделки, готовили концерты к утренникам, проводили родительские собрания. В то время, когда она работала в ясли-саду, она находилась в академическом отпуске, так как ухаживала за своей матерью. ДД.ММ.ГГГГ она оттуда уволилась, так как ей надо было ехать на учебу в <данные изъяты> педагогическое училище. До ДД.ММ.ГГГГ она получала зарплату. С ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты> воспитателем. Это учреждение называлось «школа-сад», наверное, потому что детский сад находился при школе. Детский сад имел отдельное от школы здание. Там они проводили занятия с детьми в возрасте с 4 до 6,5 лет. Они учили их писать, рисовать считать, проводили утренники. Работали они посменно: первая смена с 08 часов утра до 14 часов, вторая смена начиналась с 14 часов. Суббота и воскресенье были выходными днями. Сначала там было две группы, но в ДД.ММ.ГГГГ начались сокращения и осталась одна группа. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по беременности и родам по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ 7 дней она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и потом была уволена по сокращению. Свидетельство о повышении квалификации в ДД.ММ.ГГГГ не нашли, наверное, оно утеряно. Их направляли на эти курсы с работы в обязательном порядке.

Представитель истца- Купкенов М.М. в судебном заседании исковые требования также поддержал по изложенным основаниям и дополнительно пояснил, что Викторова Л.Н. в <данные изъяты> ясли-саду работала до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается показаниями свидетелей. Есть платежные ведомости, согласно которым она получала заработную плату. Свидетель №1 из отпуска по уходу за ребенком вышла после ДД.ММ.ГГГГ, а истец Викторова Л.Н. прекратила работу в связи с тем, что поехала на учебу. Она тогда училась в педагогическом училище и брала академический отпуск. Табеля учета рабочего времени <данные изъяты> ясли-сада за ДД.ММ.ГГГГ не было ни в сельском поселении, ни в детсаду «<данные изъяты>». Устав <данные изъяты> неполной средней школы-сад <данные изъяты> за <данные изъяты> не сохранился. Документов, подтверждающих нахождение Викторовой Л.Н. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ не имеется. То, что Викторова Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была в отпуске по беременности и родам, подтверждается сведениями о единовременной выплате.

Представитель ответчика- Петрова Н.А. исковые требования по основаниям, изложенным в возражении Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на исковое заявление, не признала, дополнительно пояснив, что спорный период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж по причине того, что предоставленных истцом документов недостаточно для подтверждения того, что она работала полный рабочий день. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж по причине того, что наименование учреждения не соответствует наименованиям, которые предусмотрены Списками. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. Данный отпуск начался после ДД.ММ.ГГГГ и не подлежит включению в специальный стаж. Включение в стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации не предусмотрено законодательством.

В возражении Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на исковое заявление Викторовой Л.Н. указано, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования законодательства для ПФР и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства фонду не предоставлено. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочно страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются при необходимости Правительством РФ. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в законную силу Федерального закона №400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года- для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года. В настоящее время исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, может осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. Согласно п.4 Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Таким образом, правовых оснований засчитывать периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, не имеется. Периоды работы в должности воспитателя ясельной группы с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ввиду недостаточности представленных документов для подтверждения занятости в течение полного рабочего дня. Период работы в должности воспитательницы дошкольной группы <данные изъяты> неполной средней школы-сад <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в связи с несоответствием наименования учреждения учреждению, поименованному в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года. На основании представленных документов педагогический стаж Викторовой Л.Н. составляет 23 года 4 месяца 5 дней. Учитывая, что на день обращения Викторовой Л.Н. с заявлением о назначении пенсии, у неё отсутствовало право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исковые требования об обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению подлежать не могут. На основании изложенного Управление ПФР просит в удовлетворении исковых требований Викторовой Л.Н. отказать.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, пенсионного дела истца, суд считает доводы ответчика в удовлетворенной части иска несостоятельными и необходимым удовлетворить исковые требования частично.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основными правоустанавливающими документами для включения того или иного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, являются трудовая книжка, приказы о приеме на работу, переводе или увольнении.

Согласно свидетельству о заключении брака, выданному ДД.ММ.ГГГГ, до регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ Викторова Л.Н. имела фамилию «ФИО14».

В ДД.ММ.ГГГГ Викторова Л.Н. поступила в <данные изъяты> педагогическое училище Министерства народного образования РСФСР и ДД.ММ.ГГГГ окончила с присвоением квалификации: «Воспитатель дошкольных учреждений», что подтверждается дипломом серии <данные изъяты> .

ДД.ММ.ГГГГ Викторова Л.Н. окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные изъяты> и ей присуждена квалификация: «Учитель по специальности «педагогика и методика начального образования», что подтверждается дипломом серии <данные изъяты>» .

Согласно трудовой книжке истца, решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, приказам, справке администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, справкам администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, справкам отдела образования, социального развития, опеки и попечительства, молодежной политики, культуры и спорта администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, справке МБДОУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, расчетно-платежным ведомостям, актам по результатам документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, справке МБОУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о переименовании <данные изъяты> неполной средней школы-сад <данные изъяты>, Викторова Л.Н.:

- ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу воспитателем ясельной группы в <данные изъяты> ясли-сад <данные изъяты> на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком воспитательницы средней группы Свидетель №1,

- ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу воспитателем в <данные изъяты> неполную среднюю школу-сад <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением штата,

- с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> неполная средняя школа-сад переименована в <данные изъяты> основную девятилетнюю школу-сад <данные изъяты>,

- с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> основная девятилетняя школа-сад переименовывалась в <данные изъяты> основную общеобразовательную школу-сад, <данные изъяты> среднюю школу-сад, МОУ «<данные изъяты>, МОУ <данные изъяты>», МБОУ <данные изъяты>,

- ДД.ММ.ГГГГ принята на работу учительницей начальных классов в <данные изъяты> начальную школу <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа <данные изъяты> РОНО от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> начальную школу решено считать филиалом <данные изъяты> средней школы,

- на основании постановления главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ МОУ <данные изъяты> переименована в МБОУ <данные изъяты>

- на основании постановления главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ <данные изъяты>» переименована в МБОУ <данные изъяты>

- на основании постановления главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «<данные изъяты> переименовано в МАОУ <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы учителем начальных классов в МОУ «<данные изъяты> находилась на курсах повышения квалификации.

Из справки администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, расчетно-платежных ведомостей, акта по результатам документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заработок Викторовой (ФИО15 Л.Н. в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты>, учитываемый при исчислении пенсии, составляет: в ДД.ММ.ГГГГ в августе- 96 рублей 30 копеек, в сентябре- 190 рублей 66 копеек, в октябре- 110 рублей, в ноябре- 174 рубля 17 копеек, в декабре- 110 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 170 рублей 80 копеек.

Как следует из другого акта по результатам документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказ об увольнении Викторовой Л.Н. из <данные изъяты> ясли-сада <данные изъяты> не издавался.        

Согласно справкам администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, расчетно-платежным ведомостям, справке отдела образования, социального развития, опеки и попечительства, молодежной политики, культуры и спорта администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, акту по результатам документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ Викторова Л.Н. получала заработную плату в <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из показаний свидетеля Свидетель №1 суду следует, что ДД.ММ.ГГГГ она устроилась работать в <данные изъяты> ясли-сад воспитателем по направлению <данные изъяты> педагогического училища. Там она работала до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она ушла в декретный отпуск, но каждый месяц приходила на работу за зарплатой. Викторова Л.Н. устроилась работать на ее место в ДД.ММ.ГГГГ и проработала до середины ДД.ММ.ГГГГ. После новогодних праздников в ДД.ММ.ГГГГ она вышла на работу, а Викторова Л.Н. ушла. Ясли-сад работал с 07 утра до 19 часов вечера посменно. Воспитатели занимались образовательным процессом детей: проводили занятия по математике, русскому языку, окружающему миру, рисованию, физкультуре.

Из показаний свидетеля Свидетель №2 суду следует, что в <данные изъяты> ясли-саду она работала с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Викторова Л.Н. работала в ясли-саду с ДД.ММ.ГГГГ до середины ДД.ММ.ГГГГ. Викторова Л.Н. работала в должности воспитателя в ясельной группе, проводила занятия с детьми согласно учебному плану: по развитию речи, развитию математических представлений, рисованию, учила детей читать и писать, вместе с детьми делали аппликации. Они работали посменно. Работающие в первую смена в 07 часов утра начинали принимать детей и работали до 13 часов дня. Вторая смена начиналась в 13 часов дня и заканчивалась в 19 часов вечера. У них было 3-4 группы и в каждой группе было по 2 воспитателя. Почему нет приказа об увольнении Викторовой Л.Н. она не знает.

Показания свидетелей: Свидетель №1, Свидетель №2 об их работе в спорные годы в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> подтверждается их трудовыми книжками.

Как следует из справки МБДОУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о допуске воспитателя- Свидетель №1 к работе в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> после выхода из отпуска по уходу за ребенком не оформлялся.

Согласно справке МАОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ истец- Викторова Л.Н. работает в школе учителем начальных классов по настоящее время.

В соответствии со ст.ст.80, 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20 ноября 1990 года, действовавшего до 01 января 2002 года, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет, Списки соответствующих работ (профессий и должностей) с учетом которых, назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ.

Согласно ст.7 и подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, не применяющегося с 01 января 2015 года, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, имели лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со ст.8, п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года, вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ч.ч.2, 3, 4 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подп. «м» п.1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечения» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»)- для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», также осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

В силу п.п.4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно подп. «а» п.1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившего силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 года №953, учителя и другие работники просвещения имели право на пенсию за выслугу лет при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения по специальности для назначения пенсии за выслугу лет засчитывалась в должности воспитателей начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ независимо от их наименования, детских садов и объединенных ясли-садов.

         Как следует из п.2.1 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» и п.2 примечаний к вышеуказанному Перечню, работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного данным постановлением, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), в том числе работа в должности воспитателя школ всех типов и наименований, школ-детских садов, детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

         В соответствии с п.3 постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, воспитателям общеобразовательных учреждений (начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа), образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа-детский сад), дошкольных образовательных учреждений (детский сад) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учебных заведениях для детей, засчитывались периоды работы на этой должности с 01 ноября 1999 года, или же по желанию гражданина могли применяться при исчислении указанной выслуги периоды работы до 01 ноября 1999 года.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должности воспитателя общеобразовательных учреждений: школ всех наименований, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа-детский сад), дошкольных образовательных учреждений (детские сады всех наименований) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с п.п.3, 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка. Периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года- при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Должность «воспитатель» входит в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, в наименовании учреждений данных Перечня и Списков, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указаны школы всех типов и наименований, школ-детских садов, детских дошкольных учреждений всех типов.

Согласно свидетельству о рождении, выданному ДД.ММ.ГГГГ, истец- Викторова Л.Н. является матерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со ст.165 КЗоТ РСФСР (в ред.Закона РФ от 12.03.1992 года №2502-1) женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае ненормальных родов или рождения двух и более детей- семьдесят) календарных дней после родов.

В соответствии со ст.165 КЗоТ РСФСР (в ред.Закона РФ от 25.09.1992 года №2543-1) женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей- сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчислялся суммарно и предоставлялся женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

         Согласно ст.ст.67, 71 КЗоТ РСФСР (в ред.Закона РФ от 25.09.1992 года №2543-1) ежегодный отпуск предоставлялся рабочим и служащим продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю, отпуск за первый год работы предоставлялся по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. До истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы отпуск по просьбе работника предоставлялся женщинам- перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него.

Положения ст.6 ч.2, ст.15 ч.4, ст.17 ч.1, ст.ст.18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.12.2004 года №2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

          Как следует из решения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, предварительных результатов расчета стажа, данных о стаже Викторовой Л.Н., период работы Викторовой Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в страховой стаж, оспаривается только ее работа в этот период в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты>. Суд считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Викторова Л.Н. работала воспитателем в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты>, а не в ином месте, что подтверждается вышеуказанными доказательствами. В <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты>, которая являлась образовательными учреждениями для детей, Викторова Л.Н. осуществляла педагогическую деятельность по воспитанию детей дошкольного возраста. Поскольку работа Викторовой Л.Н. воспитателем в <данные изъяты> неполной средней школе-сад, переименованном в <данные изъяты> основную девятилетнюю школу-сад <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в ее специальный стаж работы.

Таким образом, периоды работы истца- Викторовой Л.Н. воспитателем в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты>, нахождения ее в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы воспитателем в <данные изъяты> основной девятилетней школе-сад <данные изъяты>, подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

До введения с ДД.ММ.ГГГГ в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии с п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из смысла приведенных выше законодательных актов следует, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.

Согласно п.7 разъяснения, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1989 года №375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Поскольку истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в ст.167 КЗоТ РСФСР, указанный период не подлежит включению в специальный стаж работы, и требование истца об обязании ответчика включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, не подлежит удовлетворению.

         Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» не содержат запрет на включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорные периоды, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорные периоды, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работа истца- Викторовой Л.Н. учителем начальных классов в МАОУ «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком включена в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста. В период нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения с Викторовой Л.Н. не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления, на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, нахождение на курсах повышение квалификации было связано с ее педагогической деятельностью в указанной школе. Поэтому период ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы учителем начальных классов также подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в ред. до 01 января 2019 года) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.

С учетом периодов работы воспитателем в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем в <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы воспитателем в <данные изъяты> основной девятилетней школе-сад <данные изъяты> на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы учителем начальных классов в <данные изъяты> начальной школе <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>, специальный стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста, на ДД.ММ.ГГГГ составил более 25 лет.

Викторова Л.Н. обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, имея необходимый специальный стаж не менее 25 лет, требуемый согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в ред. до 01 января 2019 года), поэтому страховая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей ей должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Истец также просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, о чем указано в исковом заявлении.

Как следует из квитанции серии <данные изъяты>» , ДД.ММ.ГГГГ истцом Купкенову М.М. за составление искового заявления и представительство в суде уплачено 10000 рублей.

Судебные расходы согласно ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

         В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной в принятых судом решениях (Определении от 21 декабря 2004 года №454-О, Определении от 25 февраля 2010 года №224-О-О, Определении от 17 июля 2007 года №382-О-О, Определении от 22 марта 2011 года №361-О-О) обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другой стороны в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым- на реализацию требования ст.17 (часть 3) Конституции РФ.

В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч.3 ст.111 АПК РФ, ч.4 ст.1 ГПК РФ, ч.4 ст.2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Как разъяснено в п.п.12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ, ст.112 КАС РФ, ч.2 ст.110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Из совокупности вышеприведенных норм процессуального права и данных вышестоящими судами разъяснений относительно их применения, следует вывод о том, что суд наделен правом уменьшать размер судебных издержек в виде расходов на оплату услуг представителя, если этот размер носит явно неразумный (чрезмерный) характер, в том числе и в тех случаях, когда другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, при этом суд не вправе уменьшать его произвольно без приведения соответствующей мотивировки.

Учитывая объем работы, проделанной представителем истца, количество и продолжительность судебных заседаний, в котором участвовал представитель истца, сложность и объем дела, требования разумности, требования истца удовлетворены частично, суд считает необходимым в пользу истца взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей.

При подаче иска истцом в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая истцу подлежит возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Викторовой <данные изъяты> к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить периоды: работы Викторовой <данные изъяты> воспитателем в <данные изъяты> ясли-саду <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем в <данные изъяты> неполной средней школе-сад <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения Викторовой <данные изъяты> в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы воспитателем в <данные изъяты> основной девятилетней школе-сад <данные изъяты> нахождения Викторовой <данные изъяты> на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы учителем начальных классов в МАОУ «<данные изъяты> специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить Викторовой <данные изъяты> досрочную страховую пенсию по старости в связи осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста, с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) Викторовой <данные изъяты> отказать.

Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в пользу Викторовой <данные изъяты> 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, 7000 (семь тысяч) рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2019 года.

Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов

2-72/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Викторова Людмила Николаевна
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное)
Другие
Купкенов Марат Минхайдарович
Суд
Вурнарский районный суд Чувашии
Дело на сайте суда
vurnarsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
20.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее