Решение по делу № 33-11998/2024 от 18.09.2024

Судья Подгайная Н.В.

Дело № 33-11998/2024

№ 2-3226/2024 (УИД 59RS0004-01-2024-005283-54)

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 17.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Анжелики Павловны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Цыбиной И.Н., представителей истца Васькина В.В., Васькину С.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Волкова А.П. обратилась с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим и иным требованиям.

В обоснование заявленных требований указала, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Е. лишена родительских прав по решению Частинского районного суда Пермской области 12.07.2002, отец В. скончался 19.02.2002. На основании постановления Главы администрации Ерзовского сельсовета муниципального образования «Частинский район» от 29.07.2022 № 14 истец находилась под попечительством С. С 13.05.2013 включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда не представлено. Истец жилых помещений в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.07.2024 на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Волковой Анжелике Павловне, дата года рождения, уроженке с. ****, паспорт **, на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не согласившись с решением, администрация города Перми обратилась с апелляционной жалобой, считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Количество неисполненных судебных решений о возложении на администрацию города Перми обязанности предоставить детям-сиротам жилые помещения увеличивается, на исполнении находится около 250 решений судов. Муниципальное образование осуществляет переданные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций. На сегодняшний день субвенции на исполнение полномочий не переданы, в связи с чем, решение суда о предоставлении жилого помещения истцу будет неисполнимым.

От Волковой А.П. поступили возражения на апелляционную жалобу, просит отказать в удовлетворении жалобы администрации г.Перми.

Представители истца Васькин В.В., Васькина С.В. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласились, поддержали возражения, просили отказать в удовлетворении жалобы администрации г.Перми.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 № 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Волкова А.П., дата года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Е. лишена родительских прав по решению Частинского районного суда Пермской области 12.07.2002 (л.д. 13-14), отец В. умер 19.02.2002 (л.д. 10).

Постановлением Главы администрации Ерзовского сельсовета муниципального образования «Частинский район» от 29.07.2002 № 14 над несовершеннолетней Волковой А.П. установлена опека, опекуном назначена С., место жительства несовершеннолетней определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 42 (оборот)).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 02.12.2020 № 1747 Волкова А.П. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 34).

Истец зарегистрирована с 20.02.2020 по адресу: **** (л.д 25), указанное жилое помещение истцу не принадлежит, зарегистрировано на праве общей долевой собственности за Б1., К., Б2. (л.д. 43).

Из сведений, содержащихся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 24).

Какие-либо иные жилые помещения, пригодные для проживания, а также жилые помещения на праве собственности у истца отсутствуют.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец, достигла 18-ти летнего возраста, не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения суд считает, что заявленные требования по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению, на администрацию города Перми, являющегося надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, следует возложить обязанность по предоставлению истцу на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию города Перми обязанности предоставления жилого помещения в связи с не передачей муниципальному образованию финансовых средств на исполнение указанных полномочий, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм законодательства, поскольку порядок финансового обеспечения государственных полномочий установлен статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК, а также постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п утверждены порядки по финансовому обеспечению и осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела Волкова А.П. проживает в городе Перми, не является собственником жилых помещений либо нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не обеспечена жилыми помещениями по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд первой инстанции верно руководствовался вышеназванными положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истцов о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 квадратных метров, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Волкова А.П., относящаяся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Кроме того, количество судебных актов, находящихся на исполнении администрации города Перми, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Ссылка администрации города Перми на то, что денежные средства, выделяемые муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций) переданы в недостаточном объеме, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июля 2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Судья Подгайная Н.В.

Дело № 33-11998/2024

№ 2-3226/2024 (УИД 59RS0004-01-2024-005283-54)

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 17.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Анжелики Павловны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Цыбиной И.Н., представителей истца Васькина В.В., Васькину С.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Волкова А.П. обратилась с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим и иным требованиям.

В обоснование заявленных требований указала, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Е. лишена родительских прав по решению Частинского районного суда Пермской области 12.07.2002, отец В. скончался 19.02.2002. На основании постановления Главы администрации Ерзовского сельсовета муниципального образования «Частинский район» от 29.07.2022 № 14 истец находилась под попечительством С. С 13.05.2013 включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда не представлено. Истец жилых помещений в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.07.2024 на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Волковой Анжелике Павловне, дата года рождения, уроженке с. ****, паспорт **, на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не согласившись с решением, администрация города Перми обратилась с апелляционной жалобой, считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Количество неисполненных судебных решений о возложении на администрацию города Перми обязанности предоставить детям-сиротам жилые помещения увеличивается, на исполнении находится около 250 решений судов. Муниципальное образование осуществляет переданные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций. На сегодняшний день субвенции на исполнение полномочий не переданы, в связи с чем, решение суда о предоставлении жилого помещения истцу будет неисполнимым.

От Волковой А.П. поступили возражения на апелляционную жалобу, просит отказать в удовлетворении жалобы администрации г.Перми.

Представители истца Васькин В.В., Васькина С.В. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласились, поддержали возражения, просили отказать в удовлетворении жалобы администрации г.Перми.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 № 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Волкова А.П., дата года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Е. лишена родительских прав по решению Частинского районного суда Пермской области 12.07.2002 (л.д. 13-14), отец В. умер 19.02.2002 (л.д. 10).

Постановлением Главы администрации Ерзовского сельсовета муниципального образования «Частинский район» от 29.07.2002 № 14 над несовершеннолетней Волковой А.П. установлена опека, опекуном назначена С., место жительства несовершеннолетней определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 42 (оборот)).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 02.12.2020 № 1747 Волкова А.П. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 34).

Истец зарегистрирована с 20.02.2020 по адресу: **** (л.д 25), указанное жилое помещение истцу не принадлежит, зарегистрировано на праве общей долевой собственности за Б1., К., Б2. (л.д. 43).

Из сведений, содержащихся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 24).

Какие-либо иные жилые помещения, пригодные для проживания, а также жилые помещения на праве собственности у истца отсутствуют.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец, достигла 18-ти летнего возраста, не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения суд считает, что заявленные требования по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению, на администрацию города Перми, являющегося надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, следует возложить обязанность по предоставлению истцу на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию города Перми обязанности предоставления жилого помещения в связи с не передачей муниципальному образованию финансовых средств на исполнение указанных полномочий, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм законодательства, поскольку порядок финансового обеспечения государственных полномочий установлен статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК, а также постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п утверждены порядки по финансовому обеспечению и осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела Волкова А.П. проживает в городе Перми, не является собственником жилых помещений либо нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не обеспечена жилыми помещениями по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд первой инстанции верно руководствовался вышеназванными положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истцов о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 квадратных метров, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Волкова А.П., относящаяся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Кроме того, количество судебных актов, находящихся на исполнении администрации города Перми, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Ссылка администрации города Перми на то, что денежные средства, выделяемые муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций) переданы в недостаточном объеме, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июля 2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

33-11998/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Цыбина Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.09.2024Передача дела судье
15.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее