Решение по делу № 2-1100/2022 от 26.04.2022

Резолютивная часть оглашена 23.06.2022г.

Мотивированное решение составлено 24.06.2022г.

46RS0006-01-2022-001186-19 Дело №2-1100/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г. Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Богдана С.Г.,     

при секретаре Тютчевой Л.И.,     

с участием помощника Железногорского межрайонного прокурора Курской области Артемова Д.В.,

заведующей МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» Гапоновой Н.В.,

представителя Управления образования администрации г. Железногорска Курской области по доверенности Гридиной Л.В.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайоного прокурора Курской области, в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8», Управлению образования Администрации города Железногорска Курской области об обязании оборудовать МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» устройством молниезащиты,

у с т а н о в и л:

Железногорский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8», Управлению образования Администрации города Железногорска Курской области, указывая, что Железногорской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления систематического надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи в части охраны здоровья и жизни несовершеннолетних (п. 3.4 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»), проведена проверка исполнения пожарного законодательства в сфере антитеррористической защищенности в МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8».

Проведенной Железногорской межрайонной прокуратурой проверкой было установлено, что МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8», располагается в здании, которое оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений законодательства, здание МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8», не оснащено устройством молниезащиты, что подтверждается информацией из Управления образования Администрации г. Железногорск Курской области от 04.03.2022 года и из МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» от 03.03.2022 года.

Таким образом, в образовательном учреждении не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности и не принимаются меры по решению вопроса обеспечения требуемого уровня противопожарной защищенности образовательного учреждения. Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Попадание молнии в здание школы может привести к выходу из строя электропроводок системы противопожарной защиты, имеющейся в образовательном учреждении, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление настоящего иска в суд прокурором обусловлено защитой неопределенного круга лиц, пребывающих в здании «Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников».

Железногорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил:

1. Обязать Управление образования администрации г. Железногорска Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области, расположенного по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Комарова, д. 26/3, устройством молниезащиты, путем выделения необходимых денежных средств, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области оборудовать здание муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Комарова, д. 26/3, устройством молниезащиты, в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Управлением образования Администрации г. Железногорска Курской области.

Помощник прокурора Артемов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» - заведующая детским садом Гапонова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что не имеется необходимости в устройстве молниезащиты в здании МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8», поскольку оно относится ко второй степени огнестойкости, окружено более высокими объектами, в том числе деревьями, что здание детского сада не относится к зданиям, на которые распространяется свод правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», а ежегодными проверками противопожарной службы не было выявлено нарушений в пожарной безопасности.

Представитель ответчика Управления образования Администрации МО «Город Железногорск» Курской области по доверенности Гридина Л.В. в судебном заседании поясняла, что исковые требования прокурора не признает, указав, что поддерживает доводы заведующей детским садом, а кроме того просила принять во внимание, что компетентными органами МЧС не было указано детскому дошкольному учреждению, при проведении ежегодных проверок, на необходимость установления молниезащиты. В то же время, пожаров, возникших по причине попадания грозового разряда от молний, равно как и пострадавших в результате поражения молнией, на территории Железногорского района Курской области не зарегистрировано.

Представитель Управления образования также указала, что в соответствии с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987, обязательному обустройству молниезащитой подлежат объекты, создающие взрывоопасную зону класса В-1г, однако здания общеобразовательных школ таковыми не являются и, соответственно, обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, администрации г. Железногорска Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.

С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, урегулирование в этой области отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определены Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон №69-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности», под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Из ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 года №184 ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени и риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года №280.

Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе, зданий образовательных организаций.

Указанная инструкция включена в Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в рамках осуществления Федерального государственного надзора, утвержденного Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации 19 июля 2021 г. №12-1673.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.

Согласно п. 2.2 Инструкции, классификация объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения. Непосредственное опасное воздействие молнии – это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов – радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов. Удары молнии могут быть особо опасны для информационных систем, систем управления, контроля и электроснабжения. Для электронных устройств, установленных в объектах разного назначения, требуется специальная защита. Рассматриваемые объекты могут подразделяться на обычные и специальные. К обычным объектам относятся жилые и административные строения, а также здания и сооружения, высотой не более 60м, предназначенные для торговли, промышленного производства, сельского хозяйства.

В таблице 2.1 Инструкции даны примеры разделения объектов на четыре класса с указанием последствий удара молнии для каждого из них, согласно которой школы отнесены к обычным объектам и последствиями удара в них молний являются отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.

В свою очередь, согласно ч. 3 ст. 81 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон №123-ФЗ), системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

В силу ч. 2 ст. 82 Федерального закона №123-ФЗ, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Таким образом, учитывая, что при ударе молнии возможен выход из строя систем электроустановок, указанных в ст. 82 Федерального закона №123-ФЗ, наличие молниезащиты в зданиях и сооружениях является необходимым. Кроме того, согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона №123-ФЗ, одним из способов исключения условий образования в горючей среде (среде, способной воспламеняться при воздействии источника зажигания) источников зажигания является устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

В соответствии с п. 15 ч. 3, п.п. 2,3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленном нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Также образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускником, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из материалов дела следует, что проведенной Железногорской межрайонной прокуратурой проверкой исполнения пожарного законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8», располагается в здании, которое оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений законодательства, здание МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» не оснащено устройством молниезащиты, что информацией из МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» от 03.03.2022 года и из письменных объяснений заведующей детсада №8 Сурниной Е.В. от 18.04.2022 года (л.д. 10,14).

Таким образом, в образовательном учреждении не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности и не принимаются меры по решению вопроса обеспечения требуемого уровня противопожарной защищенности образовательного учреждения. Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Попадание молнии в здание школы может привести к выходу из строя электропроводок системы противопожарной защиты, имеющейся в образовательном учреждении, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», приоритет мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма являются одними из основных принципов противодействия терроризму.

В соответствии с п.п. «г» п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Муниципальное учреждение может быть казенным.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно пункту 1.6 Устава МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области, утвержденного постановлением Администрации г. Железногорска Курской области от 15.08.2018 года №1765 учредителем детского сада и собственником его имущества, является МО «Город Железногорск» (л.д. 18).

В силу п. 1.7 Устава, от имени администрации г. Железногорска Курской области отдельные полномочия учредителя учреждения в установленном порядке осуществляется отраслевым органом администрации г. Железногорска – Управлением образования администрации города Железногорска Курской области (л.д. 18).

В соответствии с положениями п. 5.2.7 Устава МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности учреждения, в том числе выполнение муниципального задания, в случае его утверждения (л.д. 22).

Таким образом, обязанность по оснащению здания МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» устройством молниезащиты возложена как на Управление образования администрации г. Железногорска, так и на МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8».

Согласно ч. 1 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих прав или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура – единая федеральная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, и прежде всего – Конституции РФ, укрепления правопорядка в стране, защита прав, свобод и законных интересов граждан, публичных интересов государства, пресечение любых фактов нарушения законов всеми имеющимися у нее средствами, которыми она наделена законом, в том числе и путем использования гражданско-правовых средств

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует зашита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Давая оценку доводам ответчиков, суд приходит к следующему.

Доводы ответчиков о том, что действующими нормативно-правовыми актами не установлена обязанность образовательного учреждения по оборудованию здания образовательной организации системой молниезащиты, суд отклоняет как несостоятельные.

Согласно подп. 2 п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статья 5.1).

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 28.05.2021 года №815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно п. 58 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", разделов 4 (пункты 4.5 (за исключением абзацев первого, третьего и шестого), 4.6, 4.10, 4.11 (за исключением предпоследнего и последнего абзацев), 4.12, 4.14, 4.17 (абзац первый), 4.18 (абзацы первый - четвертый), 4.22 (абзац второй), 4.23 (абзацы первый и второй), 4.24 (абзацы второй и третий), 4.25 (за исключением абзацев второго и пятого)), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.5 (абзац второй), 5.6, 5.9 (абзац первый), 5.10, 5.12 (предложение второе), 5.13, 5.21 (абзац первый), 5.22, 5.40, 5.41 (абзацы первый - третий и пятый), 5.42 (за исключением второго предложения абзаца второго, абзаца третьего), 5.44, 5.45), 6 (пункты 6.5 (за исключением абзаца первого), 6.6 (абзац первый), 6.8, 6.11 (абзацы первый и второй), 6.17 - 6.19, 6.21, 6.29 (абзац второй), 6.31, 6.32, 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42, 6.43, 6.46, 6.48, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.64, 6.72, 6.81, 6.82 (за исключением абзаца первого), 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.2 (абзац первый), 7.5, 7.13 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.25 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением абзаца четвертого), 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.48), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4, 8.6, 8.7, 8.9 (абзац первый), 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29 (за исключением абзаца второго), 8.30 (абзацы пятый и шестой), 8.32, 8.34), 9 (пункты 9.3 - 9.5).

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (пункт 1.1.1, пункт 1.1.2).

При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280 (далее по тексту Инструкция).

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.

Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы и дошкольные образовательные учреждения.

Таким образом, СП 118.13330.2012 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8».

Учитывая изложенное, суд правильным применение названных документов, предписывающих установку устройств молниезащиты в целях обеспечения безопасности учреждений образования и их воспитанников, поскольку они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности необходимо принимать во внимание системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации, которые приведены в настоящем судебном решении.

Перечисленные в возражениях ответчиков обстоятельства (наличие охраны, металлических конструкций крыши, автономной пожарной сигнализации) не освобождают ответчиков от обязанности оборудовать здание системой молниезащиты, поскольку данная обязанность предусмотрена положениями СП 118.13330.2012 и Инструкции.

Доводы ответчиков о том, что эти нормативные документы носят рекомендательный характер, распространяются лишь на вновь строящиеся здания и реконструируемые здания, а действующее законодательство не предусматривает обязанности оборудовать учреждение системой молниезащиты, судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как уже указывалось выше, п. 58 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 года №815, СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Вопреки доводам ответчиков, несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", будет угрожать жизни и здоровью как воспитанников, их родителей, так и работников образовательного учреждения.

Также подлежат отклонению и доводы ответчиков относительно того, что в соответствии с ранее действующей Инструкцией 34.24.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР от 12.10.1987 года, такие здания устройства средств молниезащиты не требуют.

Согласно разъяснению Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора о порядке использования Инструкции, приказом Минэнерго России не отменяется действие предыдущего издания "Инструкции по молниезащите зданий и сооружений" (РД 34.21.122-87). Слово "взамен" в предисловии отдельных изданий инструкции, утвержденной 30.06.2003, не означает недопустимость ее использования. Проектные организации вправе использовать при определении исходных данных и при разработке защитных мероприятий положение любой из упомянутых инструкций или их комбинацию.

Таким образом, действие "Инструкции по молниезащите зданий и сооружений" РД 34.24.122-87 не исключает применение к зданию Учреждения "Инструкции по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций" СО 153-34.21.122-2003. А в силу прямого указания закона ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на повышение уровня противопожарной безопасности.

Доводы ответчиков о том, что здание детского сада не относится к зданиям, на которые распространяется Свод правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", поскольку не находится в стадии проектирования и реконструкции, суд считает несостоятельными, поскольку, как следует из содержания п. 1 указанных правил, требования настоящего Свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям, при этом перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В*, из которого следует, что в него входят здания общеобразовательных организаций.

Ссылка ответчиков на то, что при ежегодной проверке учреждения компетентными органами МЧС не выявлено недостатков в организации пожарной безопасности, суд отклоняет, поскольку отсутствие указания на данные недостатки в актах не отменяет обязательность устройства молниезащиты зданий в силу вышеуказанных актов нормативно-правового регулирования при недоказанности отсутствия в ней технической необходимости надлежащими доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, с положениями Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 года N 280, Свода правил СП 118.13330.2012, оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников Учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание обстоятельства дела, особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, учитывая положения Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает, что заявленный в иске срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности соответствует требованиям разумности и необходимости.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Железногорского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации г. Железногорска Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области, расположенного по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Комарова, д. 26/3, устройством молниезащиты, путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области оборудовать здание МДОУ «ЦРР «Звездочка» - детский сад №8» г. Железногорска Курской области, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Комарова, д. 26/3, устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Управлением образования Администрации г. Железногорска Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд, через Железногорский городской суд Курской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                  Богдан С.Г.

2-1100/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Железногорский межрайонный прокурор
Ответчики
МДОУ "Центр развития ребенка "Звездочка"-детский сад №8
Управление образования администрации г. Железногорска Курской области
Другие
Администрация г.Железногорска Курской области
Суд
Железногорский городской суд Курской области
Судья
Богдан Сергей Григорьевич
Дело на странице суда
zheleznogorsky.krs.sudrf.ru
26.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2022Подготовка дела (собеседование)
18.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.02.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.03.2023Судебное заседание
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее