Решение по делу № 2-64/2024 (2-846/2023;) от 06.09.2023

Дело № 2-64/2024

<данные изъяты>

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Назаровой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» и администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанностей,

установил:

истец - Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики с учетом уточнения иска, мотивировал свои требования следующим.

Истцом была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних и законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в деятельности МБОУ «Сойгинскя СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних.

Проверкой установлено, что на 74 оконных блоках МБОУ «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.

Оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МБОУ «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на охрану здоровья.

В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

С учётом уточнения исковых требований, Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики просил обязать администрацию Алатырского муниципального округа Чувашской Республики в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать работы по установлению Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на 25 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, замки безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики в течение трех месяцев с момента доведения бюджетных средств до Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики установить на 25 оконных блоках школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Алатырский муниципальный округ, <адрес> замки безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Истец – помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Николаева Г.Д., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске и дополнении к нему основаниям.

Представитель ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики - директор К.С.В.., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что исковые требования признает.

Представитель ответчика – Администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики – К.С.Л., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ввиду отсутствия денежных средств.

Представитель третьего лица – Отдела образования администрации А. муниципального округа Чувашской Республики – Е.С.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Положением об Отделе образования в новой редакции, утверждённой решением Собрания Депутатов Алатырского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ , в ведомственном подчинении Отдела образования находятся муниципальные образовательные организации, в том числе МБОУ «Сойгинская СОШ». Отдел образования утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, находящихся в его ведении, в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. Этот план разрабатывается и утверждается в соответствии с бюджетом Алатырского муниципального округа. Согласно плану на 2023-2025 годы средства для установления на оконных блоках замков безопасности школе не выделены. На сегодняшний день денежные средства на эти цели в бюджете округа не предусмотрены. Разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ помощником Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности поднадзорных учреждений образования, в ходе которой установлено, что образовательными организациями Алатырского муниципального округа Чувашской Республики и города Алатырь Чувашской Республики игнорируются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в частности оконные блоки в детских, дошкольных и школьных учреждениях не оборудованы замками безопасности. Предлагает обратиться в суд с исками об обязании учреждений образования установить на оконных блоках замки безопасности, в соответствии с п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики информирует о необходимости установки на 25 оконных блоках школы замков безопасности.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Специальным законом, установившим основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Пунктом 2 указанной статьи также предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статей 5, 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве ДД.ММ.ГГГГ принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в МБОУ «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики не представлено.

Вместе с тем, по смыслу приведенных выше норм, на ответчике - муниципальном учреждении лежит обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев во время пребывания указанных лиц в этих организациях и создания иных безопасных условий пребывания посетителей, исключающих любой травматизм, а также сохранности ценного имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Сойгинская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц МДОУ Сойгинская СОШ следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.

В соответствии с уставом МБОУ «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики учредителем учреждения является администрация Алатырского муниципального округа Чувашской Республики.

Функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Отдел образования администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения об Отделе образования администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного Решением Собрания депутатов Алатырского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации Алатырского муниципального округа по решению вопросов местного значения; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

В силу абзаца 38 статьи 6 Бюджетного Кодекса РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, как учредителя МБОУ «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики обязанности обеспечить финансирование расходов для оборудования оконных блоков в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99 в пределах полномочий, указанных в Положении и Уставе МБОУ.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Достаточным сроком для администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, по мнению суда, будет десять месяцев со дня вступления решения в законную силу, и три месяца с момента выделения денежных средств для МБОУ «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики для установки замков на оконных блоках.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Возложить в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на администрацию Алатырского муниципального округа Чувашской Республики обязанность профинансировать работы по установлению Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на 25 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> замков безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики в течение трех месяцев с момента доведения бюджетных средств до Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики обязанность установить на 25 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, замки безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение пяти дней.

Председательствующий: судья Н. М. Назарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-64/2024 (2-846/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Алатырская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
МБОУ "Сойгинская СОШ" Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Отдел образования администрации Алатырского района ЧР
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Назарова Н.М.
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация административного искового заявления
07.09.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее