Судья Грибанова Н.П.
Дело № 33-10806/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 26 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
Судей Бабиновой Н.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело № 2-150/2022 по иску Селезневой Валентины Валерьевны к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности восстановить в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии,
по апелляционной жалобе Министерства строительства Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 17.08.2022.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения истца Селезневой В.В., представителя третьего лица Коньковой Ю.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Селезнева В.В. обратилась в суд с иском к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности восстановить ее в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, мотивируя тем, что истец со 02.11.2016 состояла на учете в администрации Гайнского муниципального округа Пермского края в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды». 20.10.2020 истец снята с указанного учета, как не соответствующая требованиям ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку она родилась 28.10.1993 и не подпадает под категорию: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 01.01.1992. В настоящее время Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 № 9-П ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992. Указывает, что она и ее семья была поставлена на учет, до внесения изменений, является инвалидом с детства, с учетом уточненных исковых требований, принятых судом, истец полагает, что на момент постановки на учет, она соответствовала требованиям Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с чем, просит обязать ответчика восстановить ее в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды» с даты первоначальной постановки на учет.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 17.08.2022 исковые требования удовлетворены.
С постановленным решением не согласно Министерство строительства Пермского края. В апелляционной жалобе указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Повторяя доводы возражений на иск, указывают на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002, является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992, поскольку истец родилась после указанной даты, отсутствуют основания для удовлетворения иска, а выводы суда об обратном противоречат закону.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить оспариваемое решение без изменения.
Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, заслушав пояснения представителя Министерства строительства Пермского края Коньковой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действующей на момент постановки на учет Селезневой В.В.) право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий принадлежит не всем инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами таких районов (в случае, когда на дату их рождения местом жительства их матерей являлись такие районы и местности), а только тем из них, кто родился до 01.01.1992 и прожил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Данное условие ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ распространила на тех инвалидов с детства, которые уже были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Статья 2 Федерального закона № 228-ФЗ придала обратную силу в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Таким образом, согласно новой редакции Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий принадлежит не всем инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами таких районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись такие районы и местности), а только тем из них, кто родился не позднее 01.01.1992.
Согласно ч. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Частью 3 этого же Положения определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 № 9-П ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.1992 как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Селезнева В.В., 28.10.1993 года рождения, являющаяся инвалидом с детства (л.д.50), уроженка п. Серебрянка Гайнского района Пермской области (л.д. 56), со 02.11.2016 состояла в администрации Гайнского муниципального района Пермского края на учете в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды» с составом семьи шесть человек, что подтверждается протоколом № 59 администрации Гайнского муниципального района Пермского края от 02 ноября 2016 года (л.д. 51).
Селезнева В.В. зарегистрирована по адресу: **** (л.д. 6).
Согласно свидетельства о заключении брака Селезнева (до брака Ш.) М.Н., мать Селезневой В.В. родилась в **** (л.д. 57), ее брак с Селезневым В.А. зарегистрирован 17.09.1993 отделом ЗАГС администрации Гайнского муниципального района Пермского края Российской Федерации (л.д. 57).
Согласно справок МСЭ-016 № 158683 от 28.10.2004г. (л.д.50), МСЭ-2013 № 1370655, выданной 29.10.2014, Селезнева В.В. является инвалидом *** группы, причина инвалидности - инвалидность с детства (л.д. 147-148), она является получателем пенсии по инвалидности (оборот л.д. 50).
Согласно Протокола № 81 администрации Гайнского муниципального округа Пермского края от 20.10.2020 Селезнева В.В., /дата рождения/, снята с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (л.д. 52).
Согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии у Селезневой В.В. отсутствуют в собственности объекты недвижимости на 04.12.2020 (л.д. 46) и на 15.08.2022 (л.д. 197).
Согласно выписке Селезнева В.В. проживает по адресу: **** с 26.11.1993 (л.д. 58).
Как указано выше, Селезнева В.В. 02.11.2016 по ее заявлению от 02.11.2016 была поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности, то есть до внесения изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ по категории «инвалиды», до 20.10.2020 состояла на учете, администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края все это время признавалось право истца состоять на учете, виновных действий истца не установлено.
Основанием снятия Селезневой В.В. с учета, явилось то, что она родилась после 01.01.1992.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что государство, признав истца в качестве участника списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды» и признало тем самым ее право на получение социальной выплаты и приняло на себя определенные публично-правовые обязательства по ее социальной поддержке, и произвольный отказ от таких обязательств недопустим. Единственным основанием снятия Селезневой В.В. с учета, явилось то, что она родилась после 01.01.1992. Вместе с тем, Постановлением от 01.03.2022 № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения, поскольку применяется в качестве основания для решения вопроса о придании обратной силы ст. 1 данного Закона в отношении инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при снятии их с такого учета или отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992. Оспоренное законоположение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание им обратной силы ст. 1 данного Закона рассматривается как основание для снятия указанной категории лиц с учета в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992. С учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд пришел к выводу, что, снимая Селезневу В.В. с учета, ответчик лишил последнюю возможности получения субсидии без какого-либо недобросовестного поведения с ее стороны, что недопустимо.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на представленных доказательствах и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, не противоречат нормам материального права и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию третьего лица в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и нашли отражение в оспариваемом решении, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы третьего лица сделаны без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.03.2022 № 9-П.
Как указал Конституционный Суд РФ, законодатель, распространяя ограничительным образом условия приобретения права на получение жилищной субсидии на инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992, но состоявших на учете для ее получения (в рассматриваемом деле истец, родившаяся в 1993 году, состояла на учете с 2016 года, снята с учета в 2020 году), не предусмотрел мер (компенсаторного механизма), направленных на смягчение неблагоприятных последствий отмены ранее признанного за ними уполномоченными органами права на получение субсидии. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, утверждения апеллянта о том, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений закона, поскольку на момент постановки истца на учет дата ее рождения (до или после 01 января 1992 года) могла не учитываться при определении условий получения жилищной субсидии. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависело только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения. Спорные правоотношения возникли до внесения изменений в ст. 1 указанного закона, тогда как с заявлением о постановке на учет Селезнева В.В. обратилась 02.11.2016, на дату подачи заявления и постановки ее на учет она соответствовала всем требованиям, предъявляемым к категории граждан инвалид с детства (родилась 28.10.1993 на территории Гайнского района Пермской области, у истца отсутствует жилье в других регионах Российской Федерации, заявитель непрерывно проживает на территории Гайнского муниципального округа Пермского края, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более пятнадцати календарных лет).
Иных доводов для отмены или изменения решения суда, обстоятельств, которые имеют правовое значение для рассмотрения дела, влияют на правильность и обоснованность выводов суда, требуют дополнительной проверки судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, произведенной судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гайнского районного суда Пермского края от 17.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна: судья И.А. Мухтарова