Решение по делу № 2а-672/2021 от 29.09.2021

Дело № 2а-672/2021 УИД 32RS0010-01-2021-001043-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Жуковка Брянской области

    Жуковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего         Конториной А.С.,

при секретаре                 Фединой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Баранову Александру Валентиновичу о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель МИФНС №5 по Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Баранов А.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать установленные законом налоги. Указывает, что административный ответчик не уплатил за 2015-2016 гг. начисленные по транспортному налогу пени. По указанным основаниям административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок подачи административного искового заявления и взыскать с Баранова А.В. в пользу МИФНС России № 5 по Брянской области задолженность по обязательным платежам и санкциям, а именно пеня по транспортному налогу в сумме 128 рублей 45 копеек.

Представитель административного истца - МИФНС №5 по Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие. В письменных отзывах настаивал на удовлетворении заявленных исковых требованиях в полном объеме. (л.д.33)

Административный ответчик Баранов А.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, представил письменные возражения, в которых просил отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области. (л.д.38-39)

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ административное дело рассмотрено без участия представителя административного истца и административного ответчика.

Как следует из материалов дела, за Барановым А.В. с 17.01.2015 года зарегистрировано транспортное средство - легковой автомобиль АКУРА ACURA MDX, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с 03.02.2016 года легковой автомобиль HONDA ACCORD, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. (л.д.15)

В связи с неуплатой пени по транспортному налогу в установленный налоговым органом срок, налогоплательщику Баранову А.В., на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ выставлены и направлены:

требование № 11466 по состоянию на 22.11.2016 года со сроком уплаты пени по транспортному налогу до 09.01.2017 года на сумму 1 рубль 49 копеек (п. 4 ст. 69 НК РФ) (л.д.11-13);

требование № 28318 по состоянию на 14.12.2017 года со сроком уплаты пени по транспортному налогу до 23.01.2018 года на сумму 126 рублей 96 копеек (налоговое уведомление № 80478930 от 18.10.2017 года) (л.д.7-9).

Общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям составила – 128 рублей 45 копеек.

Указанные требования были отправлены Баранову А.В., что подтверждается списками заказных писем № 417033 от 25.11.2016 года, № 938023 от 20.01.2018 года. (л.д. 10, 14) Сведений об их получении административным ответчиком суду не представлено.

05.04.2021 года мировым судьей судебного участка № 31 Жуковского судебного района Брянской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 32 Жуковского судебного района Брянской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Баранову Александру Валентиновичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 128 рублей 45 копеек. (л.д. 5)

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты, установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Положениями ч. 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пункт 8 ст.45 НК РФ предусматривает, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В силу ст. 75 НК РФ в случае неуплаты либо уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщики обязаны уплатить пеню (п. 1). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 3 ст.362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Как предусмотрено п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Положениями ч.2 ст.286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сумма задолженности, указанная в представленных налоговым органом требованиях № 11466 по состоянию на 22.11.2016 года со сроком уплаты пени по транспортному налогу до 09.01.2017 года, № 28318 по состоянию на 14.12.2017 года со сроком уплаты пени по транспортному налогу до 23.01.2018 года, не превысила 10 000 рублей.

Как указано выше, 05.04.2021 года мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Баранову А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, в связи с пропуском процессуального срока (л.д.5).

По самому раннему требованию № 11466 по состоянию на 22.11.2016 года срок уплаты был установлен до 09.01.2017 г.

При таких обстоятельствах, обратиться с административным заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям административному истцу надлежало в срок до 09.07.2020 года.

Настоящее административное исковое заявление подано в Жуковский районный суд Брянской области административным истцом 29.09.2021 г. (л.д. 1-3), то есть с пропуском срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

При этом, ходатайствуя о восстановлении срока на обращение в суд с данным административным иском представитель МИФНС № 5 по Брянской области не представил обоснование своего ходатайства и документы, подтверждающие уважительность причины пропуска процессуального срока. Вследствие этого суд считает, что уважительной причины для пропуска срока обращения в суд у административного истца не имелось.

В связи с пропуском без уважительной причины срока обращения в суд с административным иском МИФНС №5 по Брянской области к Баранову А.В., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

При этом, пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока обращения в суд, свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика об уплате налога.

Учитывая, что налоговым органом утрачены правовые способы взыскания задолженности по страховым взносам и пени, установленные по настоящему делу обстоятельства являются основанием для применения административным истцом положений ст.59 НК РФ в части признания задолженности административного ответчика безнадежной к взысканию и списанию таковой.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Баранову Александру Валентиновичу о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца.

Председательствующий подпись         А.С. Конторина

Копия с подлинником верна

Судья         А.С. Конторина

2а-672/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 5 по Брянской области
Ответчики
Баранов Александр Валентинович
Суд
Жуковский районный суд Брянской области
Судья
Конторина Алла Сергеевна
Дело на сайте суда
zhukovsky.brj.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
30.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2021Подготовка дела (собеседование)
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее