Дело № 2-28/2024
УИД 24RS0036-01-2023-000533-81
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2024 года Мотыгинский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при помощнике судьи Петровой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Волчека И.Е. в интересах неопределённого круга лиц к КГБУЗ « Мотыгинская РБ» о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы Мотыгинского района медицинским оборудованием, провести ремонт здания скорой медицинской помощи п. Мотыгино, ФАП п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы, обеспечить функционирование медицинского оборудования, обеспечить замену 5 автомобилей, Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности обеспечить финансирование КГБУЗ « Мотыгинская РБ» для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц Мотыгинского района медицинским оборудованием, для производства ремонта здания скорой медицинской помощи п. Мотыгино, ФАП п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы, для проведения мероприятий, направленных на обеспечение функционирования медицинского оборудования, для обеспечения замены 5 автомобилей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении в КГБУЗ «Мотыгинская районная больница». В ходе проверки с выездом на место установлено, что оснащенность фельдшерско-акушерских пунктов КГУБЗ «Мотыгинская РБ» не соответствует требованиям Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта. Так, в ФАПе п. Бельск отсутствует комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни (п. 37 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта), холодильник для хранения препаратов (п. 42 Правил), набор для проведения коникотомии одноразовый (п. 47 Правил). Кроме того, ФАП не в полном объеме оснащен носилками (п.21 Правил), термометрами медицинскими (п. 26 Правил).
В ФАПе п. Рыбное отсутствует холодильник для хранения препаратов (п. 42 Правил), а также не в полном объеме оснащен носилками (п.21 Правил), термометрами медицинскими (п. 26 Правил).
Кроме того, в Новоангарской, Кулаковской, Первомайской участковых больницах отсутствует в необходимом количестве следующее оборудование: костыли, щит спинальный для фиксации головы, роторасширители, укладка с педикулезными средствами в количестве не менее 2 штук, автоматический дефибриллятор.
В Орджоникидзевской, Машуковской, Первомайской, Кулаковской, Новоангарской участковых больниц, а также в ФАПах п. Рыбное, п. Кирсантьево, п. Южно-Енисейск, п. Бельск на окнах отсутствуют защитные москитные сетки жалюзи, наличие которых необходимо, поскольку в летнее время года температура воздуха в помещении составляет свыше 35 С.
Скорая медицинская помощь в Мотыгинском районе оказывается в экстренной и неотложной форме, транспортное плечо составляет в среднем более 100 км.
Проверкой установлено, что скорая медицинская помощь, а также перевозка больных по территории Мотыгинского района осуществляется с использованием 28 транспортных средств, из которых у 18 автомобилей, согласно инвентаризационным карточкам, истек срок полезного использования, а 5 автомобилей скорой помощи имеют износ 100 % - салоны поражены сквозной коррозией, несущие рамы имеют трещины, крепления салона для транспортировки пациентов деформированы и также покрыты коррозией. Санитарный транспорт, зачастую ломающийся при транспортировке пациентов значительно снижает качество и эффективной оказываемой медицинской помощи, создает угрозу их жизни и здоровью.
Кроме того, проверкой выявлены нарушения, допущенные КГБУЗ» Мотыгинская РБ» в сфере создания и развития региональных информационных систем в части повышения эффективности функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и построения единого цифрового контура.
В Кулаковской, Первомайской, Орджоникидзевской участковых больницах эксплуатируются электрокардиографы не имеющие связи с ЕГИЗС, оборудование со сроком полезного использования истекшим более 3-х лет назад и не имеющее синхронизации с ЕГИЗС эксплуатируется также в поликлинике КГБУЗ «Мотыгинская РБ» (ЭКГ, маммограф), что не позволяет пациентам в полном объеме пользоваться функциями личного кабинета пациента.
Проведенной проверкой установлено, что здание скорой медицинской помощи КГБУЗ «Мотыгинская РБ» эксплуатируется в аварийном состоянии (заключение экспертного учреждения № 29 от 26.03.2021), капитальному ремонту не подлежит, а его дальнейшая эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью пациентам и медицинским работникам.
Кроме того, здание Новоангарской участковой больницы нуждается в ремонте. По состоянию на 07.07.2023г. здание имеет износ более 60%, требуется замена деревянных окон, замена внутреннего металлического водопровода.
Здание фельдшерско-акушерского пункта в п. Южно-Енисейск также находится в аварийном состоянии (заключение экспертного учреждения от 17.05.2023г.).
На необходимость устранения выявленных нарушений указано главному врачу КГБУЗ «Мотыгинская РБ» путем внесения в его адрес представления об устранении нарушений требований законодательства о здравоохранении от 14.08.2023 №7-01-2023, которое рассмотрено учреждением здравоохранения 22.08.2023г. с участием представителя прокуратуры Мотыгинского района и удовлетворено.
Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены в полном объеме, что подтверждено ответом КГБУЗ «Мотыгинская РБ» об устранении нарушений исх. от 08.09.2023 № 1257.
Так, до настоящего времени в ФАПе п. Бельск отсутствует комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни (п. 37 Правил), холодильник для хранения препаратов (п. 42 Правил), набор для проведения коникотомии одноразовый (п.47 Правил). В ФАПе п. Рыбное отсутствует холодильник для хранения препаратов (п. 42 Правил). В Новоангарской, Кулаковской, Первомайской участковых больницах отсутствует в необходимом количестве следующее оборудование: щит спинальный для фиксации головы, роторасширители, укладка с педикулезными средствами в количестве не менее 2 штук, автоматический дефибриллятор. Пять автомобилей скорой помощи, которые до настоящего времени использует медицинское учреждение, имеют износ 100 % и их ремонт нецелесообразен. В Кулаковской, Первомайской, Орджоникидзевской участковых больницах до настоящего времени эксплуатируются электрокардиографы не имеющие связи с ЕГИЗС, оборудование со сроком полезного использования истекшим более 3-х лет назад и не имеющее синхронизации с ЕГИЗС эксплуатируется также в поликлинике КГБУЗ «Мотыгинская РБ» (ЭКГ, маммограф), что не позволяет пациентам в полном объеме пользоваться функциями личного кабинета пациента. Кроме того, до настоящего времени не проведен ремонт здания Новоангарской участковой больницы (износ 60%) и фельдшерско - акушерского пункта в п. Южно-Енисейск, здания скорой помощи в пгт. Мотыгино также находится в аварийном состоянии.
Несвоевременное принятие КГБУЗ «Мотыгинская РБ» мер к устранению выявленных прокуратурой района нарушений федерального законодательства в сфере здравоохранения не только нарушает конституционные права неопределенного круга лиц (пациентов КГБУЗ «Мотыгинская РБ» и ее структурных подразделений) на охрану здоровья, но и создает непосредственную угрозу их жизни и здоровья.
Поскольку, указанное медицинское оборудование является дорогостоящим и у КГБУЗ «Мотыгинская РБ» отсутствует финансовая возможность устранить выявленные нарушения, обязанность по финансированию мероприятий по приобретению медицинского оборудования, транспорта, строительству и ремонту медицинских учреждений должна быть возложена и на Министерство здравоохранения Красноярского края, как органа исполнительной власти Красноярского края осуществляющего функции в сфере охраны здоровья населения.
С учетом уточнений от 29.11.2023г. просят возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» обязанность в срок до 01.05.2024 г. оснастить фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы Мотыгинского района медицинским оборудованием в соответствии требованиями федерального законодательства:
- фельдшерско-акушерский пункт п. Бельск: комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни, холодильник для хранения препаратов, набор для проведения коникотомии одноразовый;
- Новоангарскую, Кулаковскую, Первомайскую участковые больницы: щит спинальный для фиксации головы, укладка с педикулезными средствами в количестве не менее 2 штук, автоматический дефибриллятор;
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанность в срок до 01.05.2024 г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц Мотыгинского района медицинским оборудованием в соответствии требованиями федерального законодательства:
- фельдшерско-акушерский пункт п. Бельск: комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни, холодильник для хранения препаратов, набор для проведения коникотомии одноразовый.
- Новоангарскую, Кулаковскую, Первомайскую участковые больницы: щит спинальный для фиксации головы, укладка с педикулезными средствами в количестве не менее 2 штук, автоматический дефибриллятор;
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница», обязанность в срок до 31.12.2024г. произвести ремонт зданий пункта скорой медицинской помощи пгт. Мотыгино, фельдшерско-акушерского пункта п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы.
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанность в срок до 31.12.2024г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для производства ремонта зданий пункта скорой медицинской помощи пгт Мотыгино, фельдшерско-акушерского пункта п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» обязанность в срок до 01.07.2024г обеспечить функционирование медицинского оборудования во взаимосвязи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения: системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети в количестве 1 шт., системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от батареи в количестве 1 шт. в кабинет рентгеновский маммографический поликлиники аппарат рентгеновский цифровой с возможностью передачи информации посредством программно- аппаратного комплекса (DICOM-маршрутизатор).
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанность в срок до 01.07.2024 г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для проведения мероприятий, направленных на обеспечение функционирования медицинского оборудования во взаимосвязи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения: системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети в количестве 1 шт., системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от батареи в количестве 1 шт. в кабинет рентгеновский маммографический поликлиники аппарат рентгеновский цифровой с возможностью передачи информации посредством программноаппаратного комплекса (DICOM-маршрутизатор);
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» обязанность в срок до 01.07.2024г. обеспечить замену 5 автомобилей, износ которых составляет 100%, на автомобили аналогичного класса и оснащенных (класс В) в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанность в срок до 01.07.2024 г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для обеспечения замены 5 автомобилей, износ которых составляет 100%, на автомобили аналогичного класса и оснащенных (класс В) в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Мотыгинского района Ильков А.В. на удовлетворении искового заявления с учетом уточнений настаивал по основаниям изложенным в нем. Против вынесения решения в порядке заочного производства не возражает.
В судебное заседание представитель ответчика КГБУЗ « Мотыгинская РБ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомили об отложении дела не ходатайствовали.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав. С учетом требований ст.ст.167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Красноярского края в полном объеме. Указали, что для КГБУЗ «Мотыгинская районная больница» предусмотрено финансирование в проекте закона Красноярского края « О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов» на 2024 год в размере 800,0 тыс. рублей на дооснащение оборудованием фельдшерско - акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. В части оснащения транспортом пояснили, что на балансе учреждения находятся 7 единиц автомобилей скорой медицинской помощи и 19 единиц легкового и санитарного транспорта, из них 5 единиц автомобилей скорой медицинской помощи имеют 100 % износ. В 2022 году за счет средств федерального бюджета в рамках регионального проекта «Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края» для учреждения приобретен санитарный автомобиль «УАЗ». В 2023 году за счет средств федерального бюджета приобретен автомобиль скорой медицинской помощи класса «В». Потребность в приобретении автомобилей скорой медицинской помощи для учреждения внесена в реестр потребности медицинских организаций. Рассмотрение вопроса о выделении финансовых средств на закупку автомобилей возможно в случае увеличения бюджетных ассигнований на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов по отрасли «Здравоохранение». В части ремонта Новоангарской участковой больницы определен вид требуемых мероприятий - необходимо проведение текущего ремонта стоимостью 22 388,0 тыс. рублей. В настоящее время учреждением проводится работа по выделению этапов ремонта. В рамках региональной программы «Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2020 № 855-п планируется строительство следующих объектов:
- в 2024 году запланировано строительство врачебной амбулатории в п. Кулаково Мотыгинского района. На данные цели предусмотрено 100 000,7 тыс. рублей. Заказчиком КГКУ «УКС» заключен контракт на проектирование и строительство «под ключ» 10 амбулаторий (в том числе в п. Кулаково) с ООО «ПромСтройИнвест» от 14.06.2023 на общую сумму 945 509,867 тыс. рублей. Срок строительства врачебной амбулатории в п. Кулаково согласно контракту - 30.06.2024;
- в 2025 году запланировано строительство врачебных амбулаторий в п. Машуковка, п. Раздолинск Мотыгинского района. Государственной программой Красноярского края «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 516-п, предусмотрено 100 000,0 тыс. рублей на каждый из объектов.
Выслушав мнение помощника прокурора Илькова А.В., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной <данные изъяты>.
В силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов Медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь.
В соответствии с п. 1 ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
Согласно п.1, 2 ст. 10 Закона № 323-Ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников.
В соответствии с ч.1 ст. 37 Закона № 323-Ф3 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
В силу ч.3 ст. 33 Закона № 323-Ф3, пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико - санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием, в частности, фельдшерско- акушерских пунктов.
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско- акушерских пунктов, ФАП организуется для оказания первичной доврачебной помощи.
Согласно пункту 2 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1-27 к настоящему Положению.
Приложением № 15 к Положению установлены Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Согласно п. 6,7 вышеназванного Порядка скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.
Выездные бригады скорой медицинской помощи направляются на вызов фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинской сестрой по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи с учетом профиля выездной бригады скорой медицинской помощи и формы оказания медицинской помощи.
Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140.
Задачами единой системы являются в том числе, обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информационных систем государственных внебюджетных фондов (пп. д п.2 Положения об ЕГИСЗ).
Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов утверждены приказом Минздрава России от 07.09.2020 № 947н.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с 2018 года на территории Красноярского края при участии министерства здравоохранения края реализуются мероприятия национального проекта - «Здравоохранение».
В рамках национального проекта «Здравоохранение» Красноярский край реализует 7 региональных проектов, в том числе «Создание единого цифрового контура здравоохранения Красноярского края на основе единой государственной информационной системы здравоохранения».
Региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Красноярского края на основе единой государственной информационной системы здравоохранения», реализуется в рамках подпрограммы «Развитие информатизации в здравоохранении» программы «Развития здравоохранения» и направлен на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Красноярского края за счет создания единого цифрового контура здравоохранения и организации механизмов информационного взаимодействия краевых учреждений.
При этом в рамках реализации проекта планируется внедрение и развитие медицинских информационных систем в краевых учреждениях; создание электронного медицинского документооборота; обеспечение j доступа граждан к услугам и сервисам Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (вызов врача на дом, запись на диспансеризацию, получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости, доступ к своим электронным медицинским документам).
В соответствии с ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии со ст. 82 Федерального закона № 323-Ф3 источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях»).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2023 № 31-п утверждено положение о министерстве здравоохранения Красноярского края (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения Министерство здравоохранения Красноярского края (далее - Министерство), является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе предоставление государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения, контроль в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения.
Министерство здравоохранения Красноярского края согласно Положению является органом исполнительной власти в полномочия которого входит в том числе: осуществление министерством функций и полномочий учредителя (собственника имущества) краевых государственных учреждений и краевых унитарных предприятий (п. 3.13 Положения), организация оказания населению края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти края (п. 3.18 Положения), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 3.25 Положения).
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении в КГБУЗ «Мотыгинская районная больница». В ходе проверки с выездом на место установлено, что оснащенность фельдшерско-акушерских пунктов КГУБЗ «Мотыгинская РБ» не соответствует требованиям Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта. Кроме этого, имеется необходимость в приобретении автомобилей скорой медицинской помощи, так как
5 автомобилей скорой помощи имеют износ 100 % - салоны поражены сквозной коррозией, несущие рамы имеют трещины, крепления салона для транспортировки пациентов деформированы и также покрыты коррозией. Выявлены нарушения, допущенные КГБУЗ «Мотыгинская РБ» в сфере создания и развития региональных информационных систем в части повышения эффективности функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и построения единого цифрового контура. Кроме того, проверкой установлено, что здание скорой медицинской помощи КГБУЗ «Мотыгинская РБ» эксплуатируется в аварийном состоянии, капитальному ремонту не подлежит, а его дальнейшая эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью пациентам и медицинским работникам. Здание Новоангарской участковой больницы нуждается в ремонте. Здание фельдшерско-акушерского пункта в п. Южно-Енисейск находится в аварийном состоянии.
По результатам проверки прокурором Мотыгинского района 14.08.2023г. в адрес и.о. главного врача КГБУЗ «Мотыгинская РБ» было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о здравоохранении.
Представление прокурора Мотыгинского района было рассмотрено 22.08.2023г. с участием представителя прокуратуры Мотыгинского района и удовлетворено.
Из письма главного рача КГБУЗ « Мотыгинская РБ» Марушева А.Г. от 08.09.2023г. следует, что КГБУЗ « Мотыгинская РБ» а ответ на представление от 14.08.2023г. были приняты следующие меры:
- подана заявка в Министерство здравоохранения Красноярского края на надор для коникотомии- 1 шт., укладка с педикулоицидными средствами -3 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы рентгенопрозрачный, амагнитный -3 шт., холодильник для лекарственных препаратов -2 шт., комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни-1 шт., дефиббриллятор автоматический -3 шт. для оснащения ФАПов п. Бельск, с. Рыбное, Новоангарской, Кулаковской, Первомайской участковых больниц;
- учреждения дооснащены термометрами ( ФАП п. Бельск, с. Рыбное,), носилками (ФАП с. Рыбное). Костыли и роторасширители имеются в наличии в Новоангарской, Кулаковской, Первомайской участковых больницах;
-запланировано приобретение в мае 2024г. защитных москитных сеток, жалюзи;
- повторно подана заявка в Министерство здравоохранения Красноярского края для приобретения автомобилей скорой медицинской помощи;
- КГБУЗ « Мотыгинская РБ» использует в работе МИС Промед. Данная программа в настоящее время имеет модули информационного взаимодействия только с клинико-диагностическими анализаторами. Функциональная возможность МИС Промед в настоящее время не позволяет производить взаимодействие с ЭКГ аппаратами, в том числе, с участием участковых больниц;
- с должностными лицами проведено обучение по движению лекартсвенных препаратов в КГБУЗ « Мотыгинская РБ» и по работе в системе ФГИС МДЛП. Проведена работа по актуализации данных между системой ФГИС МДЛП и остатками лекарственных препаратов;
- в Министерство здравоохранения Красноярского края повторно подана заявка на капитальный ремонт Новоангарской участковой больницы, строительство здания скорой медицинской помощи в п. Мотыгино, здание ФАП в п. Южно-Енисейск;
- в Министерство здравоохранения Красноярского края направлено письмо о финансировании мероприятий по сносу непригодных для использования зданий, расположенных в п. Первомайск, п. Мотыгино, п. Раздолинск.
Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Несвоевременное принятие КГБУЗ «Мотыгинская РБ» мер к устранению выявленных прокуратурой района нарушений федерального законодательства в сфере здравоохранения не только нарушает конституционные права неопределенного круга лиц (пациентов КГБУЗ «Мотыгинская РБ» и ее структурных подразделений) на охрану здоровья, но и создает непосредственную угрозу их жизни и здоровья.
Учитывая длительный промежуток времени, необходимый для устранения нарушений в области здравоохранения, связанный с оформлением необходимых документов, суд приходит к выводу о том, что установленных прокурором Мотыгинского района сроков для проведения вышеуказанных мероприятий будет недостаточно и полагает возможным, увеличить срок исполнения требований в части обязания КГКУ « Мотыгинская РБ» оснастить фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы Мотыгинского района медицинским оборудованием, обязании Министерства здравоохранения Красноярского края обеспечить финансирование КГБУ «Мотыгинская РБ» для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц Мотыгинского района медицинским оборудованием до 01.06.2024 г., в части возложения на КГКУ « Мотыгинская РБ» обязанности обеспечить функционирование медицинского оборудования во взаимосвязи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения: системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети в количестве 1 шт., системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от батареи в количестве 1 шт. в кабинет рентгеновский маммографический поликлиники аппарат рентгеновский цифровой с возможностью передачи информации посредством программно - аппаратного комплекса (DICOM-маршрутизатор), обязании Министерства здравоохранения Красноярского края обеспечить финансирование КГКУ « Мотыгинская РБ» для обеспечения функционирования медицинского оборудования во взаимосвязи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения: системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети в количестве 1 шт., системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от батареи в количестве 1 шт. в кабинет рентгеновский маммографический поликлиники аппарат рентгеновский цифровой с возможностью передачи информации посредством программно - аппаратного комплекса (DICOM-маршрутизатор) до 01.10.2024г., в части обязания КГКУ « Мотыгинская РБ» обеспечить замену 5 автомобилей, обязании Министерства здравоохранения Красноярского края обеспечить финансирование КГКУ « Мотыгинская РБ» для обеспечения замены 5 автомобилей до 01.10.2024г.
Суд, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства, полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований, прокурора Мотыгинского района в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199, ст. 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края Волчека И.Е. в интересах неопределённого круга лиц к КГБУЗ « Мотыгинская РБ» о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы Мотыгинского района медицинским оборудованием, провести ремонт здания скорой медицинской помощи п. Мотыгино, ФАП п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы, обеспечить функционирование медицинского оборудования, обеспечить замену 5 автомобилей, Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности обеспечить финансирование КГБУЗ «Мотыгинская РБ» для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц Мотыгинского района медицинским оборудованием, производства ремонта здания скорой медицинской помощи п. Мотыгино, ФАП п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы, проведения мероприятий, направленных на обеспечение функционирования медицинского оборудования, для обеспечения замены 5 автомобилей - удовлетворить.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» (№) обязанность в срок до 01.06.2024 г. оснастить фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы Мотыгинского района медицинским оборудованием в соответствии требованиями федерального законодательства:
- фельдшерско-акушерский пункт п. Бельск: комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни, холодильник для хранения препаратов, набор для проведения коникотомии одноразовый;
- Новоангарскую, Кулаковскую, Первомайскую участковые больницы: щит спинальный для фиксации головы, укладка с педикулезными средствами в количестве не менее 2 штук, автоматический дефибриллятор;
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края ( №) обязанность в срок до 01.06.2024 г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц Мотыгинского района медицинским оборудованием в соответствии требованиями федерального законодательства:
- фельдшерско-акушерский пункт п. Бельск: комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни, холодильник для хранения препаратов, набор для проведения коникотомии одноразовый.
- Новоангарскую, Кулаковскую, Первомайскую участковые больницы: щит спинальный для фиксации головы, укладка с педикулезными средствами в количестве не менее 2 штук, автоматический дефибриллятор;
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» (№ обязанность в срок до 31.12.2024г. произвести ремонт зданий пункта скорой медицинской помощи пгт. Мотыгино, фельдшерско-акушерского пункта п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы.
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края ( №) обязанность в срок до 31.12.2024г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для производства ремонта зданий пункта скорой медицинской помощи пгт Мотыгино, фельдшерско-акушерского пункта п. Южно-Енисейск, здания Новоангарской участковой больницы.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» (№) обязанность в срок до 01.10.2024г обеспечить функционирование медицинского оборудования во взаимосвязи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения: системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети в количестве 1 шт., системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от батареи в количестве 1 шт. в кабинет рентгеновский маммографический поликлиники аппарат рентгеновский цифровой с возможностью передачи информации посредством программно - аппаратного комплекса (DICOM-маршрутизатор).
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края ( №) обязанность в срок до 01.10.2024 г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для проведения мероприятий, направленных на обеспечение функционирования медицинского оборудования во взаимосвязи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения: системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети в количестве 1 шт., системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от батареи в количестве 1 шт. в кабинет рентгеновский маммографический поликлиники аппарат рентгеновский цифровой с возможностью передачи информации посредством программноаппаратного комплекса (DICOM-маршрутизатор);
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» (№) обязанность в срок до 01.10.2024г. обеспечить замену 5 автомобилей, износ которых составляет 100%, на автомобили аналогичного класса и оснащенных (класс В) в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края ( №) обязанность в срок до 01.10.2024 г. обеспечить финансирование Краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Мотыгинская районная больница» для обеспечения замены 5 автомобилей, износ которых составляет 100%, на автомобили аналогичного класса и оснащенных (класс В) в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Петушкова О.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 года.