Дело № 2-171/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 13 марта 2013 года
Мировой судья судебного участка № 12 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл Иванова Ж.Г., при секретаре Федотовой Е.Н.,
с участием: представителя истца по доверенности от 18.06.2012 г. Светлова И.А., представителя ответчика по доверенности от 14.02.2013 г. Поповой О.А.,
рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добрынина <ФИО1> к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Добрынин И.С. обратился с иском к указанному ответчику о взыскании материального ущерба в размере 37544 руб. 97 коп., расходов по оплате услуг оценщика в размере 2000 рублей, судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1386 руб. 35 коп., расходов на представителя в размере 7000 рублей, расходов по оплате нотариальных услуг в размере 700 рублей.
Требование обосновано тем, что 13 июня 2012 годав период с 4 часов 30 мин. по 4 часов 45 мин. на автомобиль <ОБЕЗЛИЧИНО>», припаркованный напротив подъезда <НОМЕР><АДРЕС> упало дерево. В результате падения дерева автомашине истца нанесены механические повреждения, чем Добрынину И.С. причинен материальный ущерб, который согласно результатам оценки, составил 37 544 руб. 97 коп., за оценку истцом уплачено 2000 рублей.
На судебном заседании представитель истца по доверенности Светлов И.А. поддержал исковые требования. Пояснил, что надлежащим ответчиком считает Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», вред должен быть возмещен за счет казны Городского округа «Город Йошкар-Ола», как причиненный в результате бездействия ответчика. В силу ст.16 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа. В соответствии с п.1.3 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в понятие благоустройства, в числе прочих мероприятиях, входит и содержание зеленых насаждений. Согласно п.7.1 указанных Правил все зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются собственностью муниципального образования; при этом пунктом 7.4 Правил предусматривается проведение санитарных рубок и реконструкция зеленых насаждений. Решением Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола» от 28.12.2011 г. № 365-V было учреждено Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». В силу п.1.4 положения об Управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Управление обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Согласно п. 2.1 Положения организация благоустройства территории ГО «Город Йошкар-Ола» является задачей управления. По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по РМЭ сведения о регистрации права на земельный участок во дворе <АДРЕС> <АДРЕС> отсутствуют. В связи с чем указанный участок по состоянию на 13 июня 2012 года находился в муниципальной собственности г.Йошкар-Олы и ответственность за его содержание несет администрацияМО «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице отраслевого органа - Управления городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола». В связи с обращением в суд истцом понесены расходы на юридические услуги, стоимость которых составила 7000 рублей.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Попова О.А. . на судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование пояснила следующее: согласно Правил благоустройства территории ГО «Город Йошкар-Ола» оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого входит и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, является обязанностью управляющей организации по договору управления, заключаемому с собственниками жилых помещений многоквартирного дома. Между собственниками жилых помещений многоквартирного дома <НОМЕР> и ООО «Домоуправление-5» заключен договор управления многоквартирным домом. В соответствии с условиями данного договора ООО «Домоуправление-5» выполняет работы и оказывает услуги по содержанию общего имущества МКД. Следовательно, ответственность за содержание придомовой территории, в том числе и за содержание зеленых насаждений, несет ООО «Домоуправление-5». Согласно протоколу осмотра места происшествия автомобиль истца был припаркован на газоне, в соответствии с п.7.6 Правил запрещено осуществлять автостоянку, проезд, заезд, стоянку автотранспортных средств на газонах и других озелененных участках. Ночью бушевала гроза. Падение дерева произошло в результате неблагоприятных метеорологических условий усиления ветра в порывах 17-22м/с, что в соответствии с п.2 ст.1064 ГК РФ освобождает ответчика от возмещения вреда. По сообщению Марийского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 11.02.2013 г. по данным метеостанции в ночь на 13 июня 2012 г. шквалистое усиление ветра до 24 м/с. В соответствии с Инструкцией критериев опасных гидрометеорологических явлений и порядка передачи штормового сообщения рд 52.04.563-2002 к неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям относятся явления, которые могут значительно затруднять или препятствовать деятельности отдельных предприятий и отраслей экономики, ветер считается неблагоприятным явлением, если скорость его хотя бы в порывах достигла 15 м/с и более. Кроме того, истцом не доказано, что упавшее дерево являлось аварийным.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «Домоуправление -5» просил рассмотреть дело без его участия, в своем отзыве на иск указал, что о принадлежности земельного участка, на котором расположен многоквартирный <АДРЕС> в г. <АДРЕС>, управляющей организации не известно. В состав общего имущества дома земельный участок не передавался. Поскольку упавшее дерево внешних признаков повреждений не имело, а погодные условия 13 июня 2012 года способствовали его падению (гроза, штормовой ветер), полагает, что в данном случае имели место форс-мажорные обстоятельства.
Выслушав представителей истца, ответчика, изучив отзыв третьего лица на иск, исследовав представленные сторонами, третьим лицом доказательства, мировой судья находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. По убытками понимаются расходы которое лицо, чье право нарушено произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода).
На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являвшееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Судом установлено, что 13 июня 2012 годав период с 4 часов 30 мин. по 4 часа 45 мин. на автомобиль <ОБЕЗЛИЧИНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, припаркованный на расстоянии 7 метров от крыльца четвертого подъезда дома <НОМЕР> <АДРЕС>, упало дерево. В результате падения дерева автомашине истца нанесены механические повреждения.
Автомобиль <ОБЕЗЛИЧИНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, принадлежит истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
Согласно отчету <НОМЕР>, составленному ООО «Группа юридических компаний «Интеллект-Центр» рыночная стоимость восстановительных работ автомобиля <ОБЕЗЛИЧИНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, с учетом износа составляет 37544 руб. 97 коп. Оценка проведена на основании акта осмотра <НОМЕР> от 18 июня 2012 г. по повреждениям, перечень которых соответствует протоколу осмотра места происшествия от 13 июня 2012 года.
Представитель ответчика, оспаривая результаты оценки со ссылкой на то, что при
осмотре автомобиля представитель ответчика не участвовал, доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение размер ущерба, не представил, возражал против проведения судебной экспертизы.
Согласно квитанции <НОМЕР> от 13 июля 2012 г. за оценку истцом уплачено 2000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «в» п. 15 Правил в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 3.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
Согласно п. 67 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Согласно п. 7.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола"; от 14.07.2009 N 752-IV все зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются собственностью муниципального образования "Город Йошкар-Ола"; и подлежат охране.
Согласно п. 7.5 Правил благоустройства во всех случаях уничтожение, повреждение и реконструкция зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, разрешается производить при наличии согласования комитета экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола";, полученного в установленном порядке после возмещения компенсационной стоимости.
Согласно п. 1.5 Правил благоустройства для многоквартирных жилых домов - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 20 метров. В случае, если границы земельного участка, предоставляемые под размещение многоквартирного дома, превышают установленный размер, то содержанию и уборке подлежит участок территории в границах отвода земли. При перекрытии двух зон граница содержания уборки территории проводится на равном удалении от объектов разных собственников (владельцев).
Согласно п. 7.3 Правил благоустройства юридические и физические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании, а также осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, расположенных на прилегающих территориях, обеспечивать их удовлетворительное состояние и нормальное развитие, регулярно проводить весь комплекс агротехнических мероприятий по содержанию зеленых насаждений в соответствии с утвержденными правилами и нормами.
Следует отметить, что п.1.5, 7.3 Правил благоустройства размер (прилегающей) территории однозначно не определяется, п.1.5 определяется лишь ее максимально возможный размер, т.е. фактический размер территории подлежащей содержанию и уборке в рамках обслуживания многоквартирного дома должен быть конкретно определен либо в рамках договора с Администрацией, либо договора обслуживания многоквартирного дома.
Согласно п.24 ст.9 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» одной из обязанностей МО «Город Йошкар-Ола» является утверждение правил благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола";, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола";.
В соответствии с п. 1.1. Положения об управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола» от 28.12.2011 г. Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"; является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола";.
Согласно Положению в число основных задач Управления входит организация благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола";, освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения (п.2.1).
Имущество Управления составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отражаемые на его самостоятельном балансе (п.5.1). Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола"; на основании сметы (п.5.2).
В соответствии с сообщением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Го «Город Йошкар-Ола» на запрос суда о разграничении права на земельный участок, прилегающий к дому <НОМЕР> г. <АДРЕС>, информацию о земельных участках, поставленных на государственный кадастровый учет в границах кадастрового квартала 12:05:0203004 суд может получить посредством запроса в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РМЭ.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РМЭ.
Согласно справке о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РМЭ, представленной истцом, данные отсутствуют.
Следовательно, ООО "Домоуправление-5» в соответствии с договором управления многоквартирным домом обслуживает земельный участок под многоквартирным домом от стены здания до бордюрного камня. Межевание земельного участка не проводилось, доказательств обратного не представлено, соответственно, территория, на которой находился автомобиль истца, не обслуживается ООО "Домоуправление-5", в связи с чем, вина ООО "Домоуправление-5" в причинении вреда автомобилю истца в результате падения дерева в данном случае отсутствует.
Сведения о неблагоприятных погодных условиях - усилении ветра во время падения дерева, полученные из Марийского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не свидетельствуют о случайном непредвиденном падении дерева.
Согласно справке Марийского ЦГМС утром 13 июня 2012 г. наблюдалась гроза, ливень, усиление ветра до 11 м/с. Усиление шквалистого ветра наблюдалось в местах прохождения атмосферного фронта ( в районе п. Новый Торъял РМЭ). Шквалистое усиление ветра метеостанцией Йошкар-Олыне зарегистрировано. С учетом сведений о неблагоприятных погодных условиях, фотографий упавшего дерева, его высоты, ветвистости, отсутствия формовочной обрезки, мировой судья приходит к выводу, что причиной падения дерева было отсутствие мер по уходу за ним, контролю за его размерами, состоянием. Данный факт подтверждается также тем, что дерево не сломалось, а при падении вырвано с корнем. А также тем, что на данном участке произрастают и другие деревья такой же высоты, которые не были повалены.
Ответчиком не доказано, что к падению дерева привело стихийное бедствие, иные обстоятельства, которые могли быть расценены как чрезвычайные и непредотвратимые при данных обстоятельствах (непреодолимая сила).
Судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что дерево не было аварийным, и не подлежало сносу, поскольку имеет значение вопрос о мерах по уходу за ним, которые могли бы предотвратить падение дерева. Аварийность дерева определяется не только его высыханием, но и другими факторами в связи с которыми оно представляет опасность для окружающих. Своевременное выявление, устранение данных факторов относится к компетенции ответчика.
Ссылка ответчика на то, ущерб был причинен вследствие парковки автомашины на газоне, необоснованна: суду не представлено доказательств того, что автомашина была припаркована на газоне, как видно из фотографий, на месте парковки автомашины стоит конструкция для сушки белья, каких-либо ограждений, бордюров не имеется. Кроме того, прямая причинно-следственная связь усматривается только между падением дерева и причиненным ущербом.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В соответствии с распределением бремени доказывания ответчик в случае несогласия с иском предоставляет суду имеющиеся у него документы. Ответчиком не доказано, что на данном участке ул. Красноармейская им производились необходимые работы.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Управление городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» надлежащим образом не выполнило свои обязательства по уходу за зелеными насаждениями во дворе дома <НОМЕР> <АДРЕС>, что привело к падению дерева на автомобиль истца, в результате которого автомашине причинены механические повреждения.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности не имеется, вина ответчика нашла свое полное подтверждение в ходе судебного заседания.
Истцом заявлено требование о взыскании в пользу истца судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 7000 руб. При определении размера подлежащей взысканию компенсации за оплату услуг представителя размер такой компенсации зависит от ценности блага, которое приобрел доверитель в результате усилий поверенного, от объёма проделанной работы. С учётом ценности блага, приобретенного истцом в результате действий поверенного, проделанной исполнителем работы по делу, требуемая сумма представительских расходов признается разумной и подлежит взысканию с ответчика
Расходы истца на оформление нотариальной доверенности в размере 700 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 1386 руб. 35 коп. также являются судебными расходами и в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Взыскать с Управления городского хозяйства Городского округа «Город Йошкар-Ола» за счет казны муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в пользу Добрынина <ФИО1> материальный ущерб в размере 37544 рубля 97 коп., расходы на проведение оценки ущерба - 2000 руб., судебные расходы в размере 9086 рублей 35 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Йошкар-Олинский городской суд через мирового судью, принявшего его, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мировой судья Ж.Г.Иванова
Мотивированное решение составлено 18 марта 2013 года.