Судья Селеверстова Е.Д. дело № 2-708/2024
(первая инстанция)
дело № 33-1995/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июля 2024 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Ваулиной А.В., Козуб Е.В.,
при участии секретаря – Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Акишина З.М. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 27 марта 2024 года по гражданскому делу по иску Акишина З.М. к Нурдавлетовой Л.В. , третье лицо – Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании договора дарения расторгнутым, исключении имущества из состава наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследование по закону, прекращении государственной регистрации права собственности,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истица Акишина З.М. обратилась в суд с иском к Нурдавлетовой Л.В. и, уточнив требования, просила признать расторгнутым договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ней и Нурдавлетовым А.М., исключить из общего состава наследства Нурдавлетова А.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ право собственности на ? долю в праве долевой собственности на земельный участок площадью 1 400 кв.м. с кадастровым номером 91:01:037001:21 и ? долю в праве долевой собственности на жилой дом, площадью 46,6 кв.м. кадастровым номером 91:01:037001:49, расположенные по адресу <адрес>, признав недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Нурдавлетовой Л.В. на вышеуказанное имущество и прекратив государственную регистрацию права собственности Нурдавлетовой Л.В. на вышеуказанное имущество. В обоснование заявленных требований истица указывала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ее братом Нурдавлетовым А.М. был заключен договор дарения, согласно которому она безвозмездно передала в дар Нурдавлетову А.М. ? долю земельного участка и ? долю жилого дома, расположенных по адресу <адрес>. В свою очередь, право собственности на указанное имущество у истицы возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ее матерью Нурдавлетовой М.Я. В связи с чем, истица зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право пользования данным имуществом. В полученном в дар жилом доме Нурдавлетов А.М. с момента переезда в 2017 году из Республики Башкортостан проживал один. ДД.ММ.ГГГГ Нурдавлетов А.М. умер. В условиях заключенного с ним договора дарения, в частности в п. 1.9 имеется ссылка на положения ст. 578 ГК РФ, согласно которой в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого. В связи с чем, истица полагала, что она вправе на отмену заключенного договора. Доля имущества, которым был наделен в дар Нурдавлетов А.М. после его смерти, включена в наследственную массу и унаследована ответчицей Нурдавлетовой Л.В., состоящей с наследодателем в зарегистрированном браке. Ответчица в доме не проживает, забрала от дома ключи и истице их не отдает, что препятствует уходу за домом, который сама не осуществляет. О продаже доли имущества истице ответчица положительный ответ не дала, в тоже время истица располагает сведениями о ее намерении отчуждения имущества посторонним лицам.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 27.0132024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, Акишина З.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения и удовлетворении требований ее иска в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянт полагает выводы суда основанными на ошибочном толковании и применении судом норм материального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей Акишиной З.М. и ее братом Нурдавлетовым А.М. был заключен договор дарения, согласно которому истица передала безвозмездно в собственность одаряемого по ? доле в праве собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу <адрес>.
Судом также установлено, что сделка дарения от ДД.ММ.ГГГГ ее сторонами была исполнена, ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя произведена государственная регистрация перехода права собственности к Нурдавлетову А.М
ДД.ММ.ГГГГ Нурдавлетов А.М. умер.
Наследницей Нурдавлетова А.М., принявшей наследство, в массу которого вошло имущество по договору дарения, является ответчица Нурдавлетова Л.В., право которой зарегистрировано Управлением государственной регистрации права и кадастра <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на право, предоставляемое ей положениями ч. 4 ст. 578 ГК РФ, истица обратилась с данным иском в суд с целью отмены права собственности ответчицы на имущество, полученное ею по наследству, которое ранее являлось предметом безвозмездной сделки с наследодателем.
В соответствии с ч. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Положениями ст. 578 ГК РФ определен круг лиц и исчерпывающие основания, по которым договор дарения может быть отменен.
Так, данной нормой закона предусмотрено, что даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.
В случае умышленного лишения жизни дарителя одаряемым право требовать в суде отмены дарения принадлежит наследникам дарителя.
Даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.
По требованию заинтересованного лица суд может отменить дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений закона о несостоятельности (банкротстве) за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, в течение шести месяцев, предшествовавших объявлению такого лица несостоятельным (банкротом).
В договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре к моменту отмены дарения.
Как установлено выше, обращаясь в суд, истица основывала свои требования на положениях ч. 4 ст. 578 ГК РФ, предусматривающей право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
Соответственно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом и доказыванию сторонами для возможности применения последствий отмены дарения, предусмотренных данным положением закона, является установление наличие такого конкретного условия в договоре дарения.
Между тем, содержание договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо условий, ссылок на его отмену в случае, если даритель переживет одаряемого, не содержит. Соответствующее условие о возможности отмены дарения, которое должно быть прямо предусмотрено договором, сторонами в текст договора не включено.
Указанная в 1.9 договора ссылка на то, что сторонам известно содержание, в частности ст. 578 ГК РФ, в качестве способа установления права дарителя на отмену дарения, а также в качестве выражения воли сторон договора на применение нормы п. 4 ст. 578 ГК РФ признана быть не может.
Таким образом, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ право дарителя на отмену дарения, в случае если даритель переживет одаряемого, прямо не предусматривает.
А поскольку безусловное право на отмену дарения в случае, если даритель переживет одаряемого, поставлено в зависимость от наличия в договоре соответствующего условия, которое в данном случае отсутствует, что достоверно установлено судом, то с выводами суда первой инстанции об отказе истице в иске судебная коллегия соглашается.
Ссылки в апелляционной жалобе на обязательность применения для сторон нормы п. 4 ст. 578 ГК РФ основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и субъективной оценке обстоятельств дела, в связи с чем, основанием к отмене обжалуемого решения не является.
Вопреки доводам апеллянта, положения данной нормы закона судом первой инстанции истолкованы и применены верно, приведенная апеллянтом правовая позиция, основанная на выводах судов субъектов Российской Федерации, обратного не подтверждает.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с имеющимися в деле доказательствами. Нормы материального права судом первой инстанции применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, которые основаны на несогласии с выводами суда, основанием для отмены или изменения обжалуемого решения не являются, о наличии в деле обстоятельств, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 27 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акишиной З.М. – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 03.07.2024.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Козуб