Решение по делу № 2а-2768/2021 от 18.05.2021

Дело № 2а-2768/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2021 года      г. Владивосток Приморского края

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Логиновой Е.В.

при секретаре Лукьянове М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с названным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, в котором указал, что в рамках реализации предоставленных законом полномочий органами прокуратуры Приморского края проведена проверка соответствия автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверочных мероприятий установлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, создающие угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. Так, по результатам осмотра автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому», проведенного ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Находки с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Находке, установлено, что участок данной автомобильной дороги км 0+910 – км 1+950 (от съезда на <адрес>), имеющий твердое покрытие (асфальт), в нарушение п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее по тексту – ГОСТ Р 52766-2007) не оборудован тротуарами. Кроме того, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 указанный участок автодороги не оборудован стационарным электрическим освещением. При этом посредством данного участка автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» осуществляется доступ жителей <адрес> к социально-значимым объектам, расположенным в центральной части поселка (МБОУ «СОШ » Находкинского городского округа, отдел полиции, аптека, магазины и др.). Ранее прокуратурой г Находки проводилась проверка на предмет необходимости обустройства указанной автомобильной дороги тротуарами и стационарным электрическим освещениям, в ходе которой установлено, что обращения граждан по данному вопросу поступали в министерство (ране – департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края) с 2014 г., однако действенные меры по приведению автомобильной дороги в состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, уполномоченным органом в течение длительного времени не совершено. По фактам выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой г. Находки по согласованию с прокуратурой Приморского края в Правительство Приморского края внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению нарушений министерством не принято. С учетом изложенного, административный истец просит признать бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер по оборудованию участка км 0+910 – км 1+950 автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» тротуарами и стационарным электрическим освещением, незаконным и обязать административного ответчика оборудовать данный участок автомобильной дороги стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края ФИО3 поддержала административное исковое заявление по приведенным в нем основаниям.     

Представитель административного ответчика – министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края – ФИО4, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. При этом пояснила, что согласно положениям п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 устройство тротуара необходимо только на расстоянии 50 м в обе стороны от км 1+300 автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому», где располагается автобусная остановка и пешеходный переход, а не на протяжении всего участка указанной автомобильной дороги с км 0+910 по км 1+950, как заявлено административным истцом. Одновременно ссылалась на отсутствие необходимого финансирования для выполнения работ и недостаточность срока, указанного прокурором в административном иске, для их выполнения.

В соответствии со ст.ст. 96, 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие привлеченного в порядке ст. 47 КАС РФ заинтересованного лица – АО «Примавтодор», извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ) задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются приведенной нормой закона (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ), в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 22.10.2019 г. (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (п. 1.1 Положения).

Согласно п. 2.2 названного Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в пределах своих полномочий, в числе прочего, осуществляет планирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства; осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; готовит предложения по формированию и использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда Приморского края; выполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции ответственного исполнителя по разработке и реализации государственных программ, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджета, в пределах компетенции министерства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; осуществляет функции главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

До 01.01.2020 г. аналогичные положения предусматривались ранее действовавшим Положением о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 24.07.2015 г. -па.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Находки совместно с государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Находке ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому», отнесенной в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 г. «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» к дорогам общего пользования регионального значения (идентификационный ).

По результатам проверочных мероприятий установлено несоответствие участка данной автомобильной дороги км 0+910 – км 1+950 требованиям п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.9, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия тротуара и стационарного электрического освещения.

В ходе разбирательства настоящего административного дела 21.10.2021 г. прокуратурой г. Находки проведен повторный осмотр заявленного в административном иске участка автомобильной дороги с привлечением инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Находке и главного специалиста отдела контроля и приемки работ КГКУ «Примуправтодор».

Из содержания составленного по результатам осмотра акта от 21.10.2021 г. следует, что всеми участниками осмотра подтверждено несоответствие участка автомобильной дороги км 0+910 – км 1+950 требованиям п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия стационарного электрического освещения и необходимости его установки на всем его протяжении в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Вместе с тем представителем КГКУ «Примуправтодор» необходимости в оборудовании тротуаром участка автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» км 0+910 – км 1+950 не усмотрено со ссылкой на то обстоятельство, что участок автомобильной дороги км 0+910 – км 1+440, км 1+443 – км 1+950 (от съезда на ул. Подгорную до съезда на ул. Комсомольскую в п. Южно-Морской, г. Находка) имеет альтернативный вариант прохода к социально-значимым объектам п. Южно-Морской, расположенным в центральной части поселка (МБОУ «СОШ » Находкинского городского округа, отдел полиции, аптека, магазины и др.), а на участке автомобильной дороги км 1+440 – км 1+443 из жилого микрорайона по ул. Комсомольской проходит тротуар.

Оценивая доводы участников процесса на предмет необходимости оборудования тротуара и стационарного электрического освещения на заявленном в административном иске участке автодороги, суд учитывает положения п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, IV категорию автодороги, совокупность исследованных доказательств, в том числе приобщенную к материалам дела стороной административного ответчика служебную записку от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста ОК и ПР КГКУ «Примуправтодор», в которой подтверждена необходимость выполнения работ по устройству тротуара в месте нахождения автобусной остановки и пешеходного перехода км 1+300, фактически установленные обстоятельства в рамках совместных осмотров представителями уполномоченных органов спорного участка автодороги, представленные доказательства наличия альтернативных вариантов прохода к социально-значимым объектам п. Южно-Морской, расположенным в центральной части поселка, и находит обоснованными требования административного истца в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения в части оборудования стационарным электрическим освещением участка км 0+910 – км 1+950 автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» и обустройства тротуара на подходах к пешеходному переходу и к автобусной остановке на расстоянии 50 м в обе стороны от км 1+300 автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому». Допустимых и достаточных доказательств, обосновывающих необходимость оборудования тротуара на всем протяжении участка указанной автодороги км 0+910 – км 1+950, стороной административного истца не представлено.

При оценке доводов представителя административного ответчика об отсутствии бездействия суд учитывает, что доказательств инициирования и фактического проведения мероприятий, направленных на оборудование данного участка автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» стационарным электрическим освещением, а также тротуаром в месте автобусной остановки и пешеходного перехода, суду не представлено. Приобщенный к материалам дела план по обустройству автомобильных дорог является проектом и до настоящего времени уполномоченным органом не утвержден, мероприятия по проведению такого рода работ в государственную программу Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2020-2027 годы», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ -па, не включены, их финансирование не предусмотрено.

Доводы стороны административного ответчика об отсутствии в бюджете достаточных денежных средств, необходимых для устранения перечисленных выше недостатков, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответственными лицами требований по обеспечению безопасности дорожного движения от их финансовых возможностей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии административным ответчиком своевременных и полных мер по ликвидации условий, способных причинить вред жизни и здоровью граждан.

Оценивая представленные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконном бездействии административного ответчика, выражающемся в невыполнении надлежащим образом обязанностей по содержанию и ремонту участка автодороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» и, как следствие, о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

При определении срока проведения работ по оборудованию автодороги стационарным электрическим освещением, а также тротуаром в месте автобусной остановки и пешеходного перехода, суд принимает во внимание объем такого рода работ, процедуры, необходимые для их выполнения, наличие технической возможности подключения стационарного электрического освещения, и полагает целесообразным, с учетом защиты интересов участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, установить срок для исполнения возлагаемой судом на административного ответчика обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом следует отметить, что при возникновении обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер по оборудованию участка км 0+910 – км 1+950 автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому» стационарным электрическим освещением и тротуарами на подходах к пешеходному переходу и автобусной остановке, расположенным на км 1+300.

Обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить стационарное электрическое освещение в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке км 0+910 – км 1+950 автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому»; оборудовать тротуар в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на подходах к пешеходному переходу и к автобусной остановке на расстоянии 50 м в обе стороны от км 1+300 автомобильной дороги «Душкино – Ливадия – Анна с подъездом к Южно-Морскому».

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.     

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Логинова

2а-2768/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
И.О.ПРОКУРОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчики
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ПК
Другие
АО "Примавтодор"
Суд
Первореченский районный суд г. Владивосток
Судья
Логинова Елена Владимировна
Дело на странице суда
pervorechensky.prm.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация административного искового заявления
18.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее