Дело№2а-1111/2019 **.**,**
Решение
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Марковой Т.В., при секретаре Мельниковой Е.Н. рассмотрев в г. Кемерово административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Кемеровской области к Даниленко Елене Александровне о взыскании задолженности по налогам и пени,
Установил:
Административный истец ИФНС России №2 по Кемеровской области обратился в суд с административным иском к Даниленко Е.А., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за **.**,** год в сумме 1 611 рублей 79 копеек, пени на задолженность по земельному налогу за **.**,** год в сумме 63 768 рублей 16 копеек.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Даниленко Е.А. является владельцем недвижимого имущества и земельного участка, которые являются объектами налогообложения.
В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога и пени № ** от **.**,**, № ** от **.**,**, о чем свидетельствует копия реестра об отправке.
На задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 64 861 рубль начислено пени в сумме 1 611 рублей 79 копеек, в том числе за период с **.**,** по **.**,** в размере 1 352 рубля 35 копеек, за период **.**,** по **.**,** в размере 259 рублей 44 копейки.
На задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 8870 456 рублей начислено пени в сумме 63 768 рублей 16 копеек, в том числе: за период с **.**,** по **.**,** в размере 60 286 рублей 34 копейки, за период с **.**,** по **.**,** в размере 3 481 рубль 82 копейки.
Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 64 851 рубль, по земельному налогу за 2016 год в размере 870 456 рублей была взыскана по судебному приказу № ** от **.**,**.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом не явился, письменных заявлений об отложении дела слушанием в суд не поступало, представив по делу дополнительные пояснения в части поступивших от Даниленко возражений о прекращении производства по делу.
В судебное заседание административный ответчик Даниленко Е.А., извещенная о дне и времени слушания дела надлежащим образом не явилась, письменных заявлений об отложении дела слушанием в суд не поступало, приобщив к материалам дела копию решения Арбитражного суда Кемеровской области, в связи с чем, просила административное исковое заявление ИФНС оставить без рассмотрения.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) так же устанавливает обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований….определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований….. могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований……… в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, жилых помещений;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
гаражей и машино-мест;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено следующее.
Согласно данным, представленным в ИФНС России №2 по Кемеровской области Даниленко Е.А. является владельцем недвижимого имущества и земельного участка, за владение которыми, в соответствии с нормами действующего законодательства Даниленко Е.А. был исчислен налог: на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 64 861 рубль; земельный налог за 2016 года в сумме 870 456 рублей.
Согласно требованию № ** по состоянию на **.**,** у Даниленко Е.А. числится задолженность по уплате налогов и сборов по налогу на имущество физических лиц в сумме 59 725 рублей, пени в сумме 13 733 рубля 73 копейки; по земельному налогу в сумме 491 261 рубль, пени 165 055 рублей 96 копеек (л.д. 21, 22-23).
Согласно требованию № ** по состоянию на **.**,** у Даниленко Е.А. числится задолженность по уплате налогов и сборов по налогу на имущество физических лиц в сумме 59 725 рублей, пени в сумме 723 рубля 89 копеек; по земельному налогу в сумме 491 261 рубль, пени 7 411 рублей 93 копейки (л.д. 18, 19-20).
Из расчета пени, представленного стороной административного истца следует, что задолженность по пени по уплате налога на имущество за 2016 года составляет 1 611 рублей 79 копеек, по земельному налогу за 2016 года составляет 63 768 рублей 16 копеек (л.д. 24-25).
На основании заявления ИФНС России №2 по Кемеровской области **.**,** мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Кемерово был вынесен судебный приказ о взыскании с Даниленко Е.А. задолженности по уплате земельного налога, налога на имущества физических лиц и пени (л.д. 26).
Определением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Кемерово от **.**,** судебный приказ от **.**,** отменен (л.д. 27).
Расчет налогов, предоставленный административным истцом, проверен, суд находит его не противоречащим нормам действующего законодательства, в связи с чем он может быть положен в основу судебного решения.
Суд находит установленных по делу обстоятельств достаточными для рассмотрения настоящего дела по существу заявленных требований.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа представленных суду доказательств в их совокупности, суд считает установленным, что со стороны административного ответчика имело место неисполнение в установленный законом срок обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год, а также неуплата своевременно задолженности по земельному налогу за 2016 год.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов……в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании ст.75 НК РФ за нарушение срока уплаты налогов административному ответчику были начислены пени: по налогу на имущество за период с **.**,** по **.**,**, **.**,** по **.**,** в сумме 1 611 рублей 79 копеек, по земельному налогу за период с **.**,** по **.**,**, **.**,** по **.**,** в сумме 3 481 рубль 82 копеек (л.д. 24-25 - расчет пени).
Расчет пени за несовременную уплату налога на имущество физических лиц и земельного налога проверен судом, и находит его соответствующим требованиям закона, не противоречащим установленным по делу обстоятельствам, который может быть положен в основу судебного решения.
Таким образом, с Даниленко Е.А. подлежат взысканию пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 1 611 рублей 79 копеек, за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 63 768 рублей 16 копеек, а всего: 65 379 рублей 95 копеек.
На основании ст. 111, 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 2 161 рубль 40 копеек.
Что касается, представленной в материалы дела копии решения Арбитражного суда Кемеровской области от **.**,** о признании Даниленко Е.А. банкротом, в связи с чем просила производство по делу прекратить, то суд полагает, что данное решение не может послужить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России №2 по Кемеровской области, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)», с даты признания гражданина банкротом: прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Согласно ст. 5 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "О несостоятельности (банкротстве), в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 21.12.2017), требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.
Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.
При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.
Как следует из представленных суду доказательств, решения Арбитражного суда Кемеровской области, АО «Россельхозбанк» **.**,** обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании несостоятельным(банкротом) Даниленко Е.А. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от **.**,** Даниленко Е.А. признана банкротом, введена реализация имущества на пять месяцев до **.**,**. Включены требования АО «Россельхозбанк» в размере 7884 709 рублей 95 копеек основного долга в третью очередь реестра требований кредиторов Даниленко Е.А.. Учесть отдельно в реестре требований кредиторов должника требования по пене в размере 246 716 рублей 32 копейки и признать их подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Вместе с тем, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2016 года подлежит уплате до **.**,**, в связи с чем, при поступлении **.**,** заявления АО «Россельхозбанк» в Арбитражный суд Кемеровской области о признании Даниленко банкротом, имеющаяся задолженность Даниленко по обязательным платежам не могла быть включена в реестр задолженности кредиторов, в связи с чем, доводы Даниленко не могут быть приняты судом во внимание при разрешении настоящего гражданского дела по существу заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Кемеровской области к Даниленко Елене Александрове о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Даниленко Елены Александровы, **.**,** года рождения, уроженки ..., проживающей по адресу: ..., в доход соответствующего бюджета пени по налогу на имущество в сумме 1 611 рублей 79 копеек; пени по земельному налогу в сумме 63 768 рублей 16 копеек, а всего: 65 379 рублей 95 копеек.
Взыскать с Даниленко Елены Александровы, **.**,** года рождения, уроженки ..., проживающей по адресу: ..., в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 161 рубль 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Маркова Т.В.
Решение в окончательной форме изготовлено **.**,**.