Судья Варсанофьева С.Г. Дело №33а-695/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«13» мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Черемухиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Урусова А.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 января 2019 года, которым административное исковое заявление Захарова Александра Евгеньевича удовлетворено.
Признано незаконным решение единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Костромской области от 27.07.2018 г. в части отказа в постановке на учет сотрудников ФПС ГПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Захарову Александру Евгеньевичу.
На Главное управление МЧС России по Костромской области возложена обязанность поставить Захарова Александра Евгеньевича с членами семьи: супругой Захаровой Юлией Евгеньевной, <данные изъяты> ФИО1 и <данные изъяты> ФИО2, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Костромской области Буланова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Захарова А.Е. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Захаров А.Е. обратился в суд с исковым заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее – Главное управление МЧС России по Костромской области) о признании незаконным и отмене решения единой комиссии Главного управления МЧС России по Костромской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27.07.2018 г., обязании поставить его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что 27.01.2014 г. Захаров А.Е. подал заявление в Главное управление МЧС России по Костромской области о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 4 человек (он, его жена Захарова Ю.Е., ФИО1,2.). 27.07.2018 г. ответчик отказал ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, мотивировав тем, что он обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м и его супруга Захарова Ю.Е. совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий в 2015 году. При расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения комиссией учтена квартира, расположенная по адресу: Костромская область, <адрес-1> общей площадью 104,6 кв.м, принадлежащая его родителям и где зарегистрирован административный истец. При этом ответчиком не принято во внимание, что решением Димитровского районного суда г. Костромы от 14.03.2016 г. установлен факт совместного проживания Захарова А.Е. с супругой Захаровой Ю.Е. и ФИО1,2 по адресу их регистрации: г. Кострома, <адрес-2> Между Захаровым А.Е. и Захаровой Н.П. 23.11.2013 г. заключено соглашение, которым установлено, что административный истец не имеет права пользоваться квартирой, расположенной по адресу: Костромская область, <адрес-1>, но при этом остается быть зарегистрированным в квартире. Поскольку Захаров А.Е. работает в г. Костроме, то пользоваться квартирой в <адрес-1> физически не может из-за удаленности от г. Костромы. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет 11 кв.м, что меньше установленных 15 кв.м.
Отчуждение 1/2 доли в квартире общей площадью 61,6 кв.м Захаровой Ю.Е. не может рассматриваться как ухудшение жилищных условий, так как отчуждаемая доля меньше общей площади квартиры, в которой семья проживает на сегодняшний день. Отчуждение доли в квартире произошло после подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты (квартира продана 23.04.2015 г.), что свидетельствует о том, что в действиях Захаровой Ю.Е. отсутствует умысел, так как для ухудшения жилищных условий имелась возможность продать долю в квартире и до подачи заявления.
В нарушение пункта 7 постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» ответчик принял решение по заявлению Захарова А.Е. спустя 4,5 года (заявление подано 27.01.2014 г., рассмотрено 27.07.2018 г.), лишив истца возможности совершить действия, позволяющие получить единовременную выплату, а именно произвести регистрацию по его фактическому месту проживания.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Захарова Ю.Е.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник Главного управления МЧС России по Костромской области Урусов А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, считает, что Захаров А.Е., будучи членом семьи собственника жилого помещения по адресу: Костромская область, <адрес> сохранял право пользования этой квартирой, в которой был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м, в связи с чем не являлся нуждающимся в жилом помещении и не имел права на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Выезд Захарова А.Е. из указанной квартиры сам о себе с учетом сохранения им регистрации по месту жительства не свидетельствует о том, что Захаров А.Е. не является членом семьи собственника квартиры ФИО3. и не имеет права пользования этим жилым помещением. Документов, свидетельствующих о наличии соглашения Захарова А.Е. со своими родителями о запрете пользоваться данной квартирой на единую жилищную комиссию не представлялось. Решение жилищной комиссией было принято на основании представленных Захаровым А.Е. документов.
Решение комиссии соответствует требованиям ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369.
На момент отчуждения супругой Захарова А.Е. 1/2 доли в квартире по адресу: <адрес-3>, семья истца была обеспечена жилой площадью более 15 кв.м, так как 1/2 доля составляла 30,8 кв.м, и 44 кв.м приходится на семью Захарова А.Е. в квартире по адресу: г. <адрес-2> принадлежащей матери супруги Захарова А.Е., при этом в жилом помещении зарегистрировано 3 человека (супруга Захарова Ю.Е. и дочери <данные изъяты> Таким образом, на момент обращения Захарова А.Е. в комиссию обеспеченность составляла по 18,7 кв.м на каждого члена семьи истца (44 + 30,8 кв.м и с учетом количества указанных в рапорте членов семьи истца – 4 человека). При таких обстоятельствах суд пришел к неправильному выводу об отсутствии в действиях супруги истца намерения по ухудшению жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты и неправильно применил нормы материального права.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Захаров А.Е. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Захарова Ю.Е., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявила.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5); проживает в общежитии (п. 6); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Частью 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ предусматривается, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил).
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им (членами его семьи) намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником (членами его семьи) совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Материалами дела подтверждается, что Захаров А.Е. до 04.10.2018 г. проходил службу в Главном управлении МЧС России по Костромской области, в том числе в Управлении надзорной деятельности в должности начальника ТОНД Костромского района, <данные изъяты>. По состоянию на 01.01.2014 г. общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 15 лет 4 месяца.
27.01.2014 г. Захаров А.Е. обратился в комиссию Главного управления МЧС России по Костромской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что проживает по адресу: <адрес-2>, состав семьи: Захарова Ю.Е. (супруга) и ФИО1 жилое помещение, принадлежащее на праве собственности супруге Захаровой Ю.Е. (1/2 доля в праве) по адресу: г<адрес-3>
Документы зарегистрированы под №32 от 27.01.2014 г.
Первоначально заявление Захарова А.Е. было рассмотрено на заседании комиссии Главного управления МЧС России о Костромской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 07.09.2015 г. (протокол №11).
Комиссией установлено, что Захаров А.Е. зарегистрирован с 17.06.1998 г. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО4, расположенном по адресу: <адрес-1>. По данным справки ОП №3 УМВД России по г. Костроме от 10.01.2014 г. Захаров А.Е. совместно с членами семьи Захаровой Ю.Е. и ФИО1 на протяжении последних 6 лет проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес-2>, принадлежащей ФИО5. Захарова Ю.Е. зарегистрирована и проживает с 17.03.2008 г. в квартире по адресу: <адрес-2> (принадлежащей ФИО5.), общей площадью 44 кв.м. В соответствии с договором приватизации жилищного фонда от 25.12.1992 г. Захарова Ю.Е. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес-3>, на праве совместной собственности с ФИО5 общей площадью 61,6 кв.м. ФИО1 зарегистрирована и проживает с 17.03.2008 г. в квартире по адресу: <адрес-2>. Захаров А.Е. и ФИО1 в собственности жилых помещений не имеют.
Из протокола следует, что из представленных в комиссию документов факт совместного проживания заявителя с супругой и ребенком по адресу: <адрес-2>, не подтвержден, в связи с тем, что представленная Захаровым А.Е. справка, выданная ОП №3 УМВД России по г. Костроме от 10.01.2014 г. о совместном проживании Захарова А.Е. и Захаровой Ю.Е. с ФИО1 по адресу: <адрес-2>, не имеет юридической силы, установление фактов, имеющих юридическое значение, не входит в компетенцию комиссии. По данному факту необходимо мнение суда, подтверждающее совместное проживание заявителя с супругой и ребенком. Принято решение об отложении рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты до предоставления Захаровым А.Е. соответствующих документов с правом нахождения в журнале регистрации заявлений под №32 от 27.01.2014 г. Учесть при расчете единовременной социальной выплаты имеющуюся в собственности жены часть квартиры площадью 30,8 кв.м.
Письмом от 22.09.2015 г. Захаров А.Е. уведомлен о принятом комиссией решении от 07.09.2015 г.
Вступившим в законную силу решением Димитровского районного суда г. Костромы от 14.03.2016 г. установлен факт совместного проживания Захарова А.Е. и Захаровой Ю.Е. с 14 сентября 2007 года по настоящее время в жилом помещении по адресу: <адрес-2> установлен факт совместного проживания Захарова А.Е. и <данные изъяты> <данные изъяты> по настоящее время, в жилом помещении по адресу: <адрес-2>
03.07.2018 г. Захаров А.Е. обратился с рапортом о приобщении к личному делу по рассмотрению вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения документов на <данные изъяты> ФИО2
Решением единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Костромской области от 27.07.2018 г. (протокол №18 пункт 6.1) Захарову А.Е. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369, в связи с тем, что он обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м и его супруга Захарова Ю.Е. совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий в 2015 году.
В частности в протоколе заседания комиссии от 27.07.2018 г. указано, что Захаровым А.Е. представлены документы на 4 человек (заявитель, супруга Захарова (<данные изъяты>) Ю.Е., ФИО1,2.), решение Димитровского районного суда г. Костромы от 14.03.2016 г.
Захаров Е.А. с 17.06.1998 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес-1> в квартире, принадлежащей его родителям, общей площадью 104,6 кв.м. В квартире зарегистрированы 4 человека: он, ФИО3,4,6 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет 26,15 кв.м, что более учетной нормы 15 кв.м. Супруга Захарова Ю.Е. была зарегистрирована по месту жительства с 24.11.1982 г. по 17.03.2008 г. в квартире по адресу: <адрес-3, общей площадью 61,6 кв.м. Данное жилое помещение принадлежало ей на праве совместной собственности с ФИО51/2 доли - 30,8 кв.м) с 1992 года. 23.04.2015 г. право собственности прекращено, что является действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона №283-ФЗ. С 17.03.2008 г. по настоящее время Захарова Ю.Е. зарегистрирована по месту жительства <данные изъяты> в квартире, принадлежащей ФИО5, общей площадью 44 кв.м, по адресу: г<адрес-2> В данной квартире зарегистрировано 3 человека: Захарова Ю.Е. и ФИО1,2
Комиссией расчет обеспеченности Захарова А.Е. произведен с учетом площадей 104,6 кв.м + 44 кв.м/4+4 чел. = 18,75 кв.м на 1 чел., что является более 15 кв.м.
Комиссия указала, что то обстоятельство, что сотрудник проживает с семьей по другому адресу, само по себе не опровергает факт обеспеченности жилой площадью и вселения его собственником в жилое помещение в качестве члена семьи. Вселенные собственником члены его семьи, сохраняя регистрацию по месту жительства, сохраняют право пользования данным помещением наравне с его собственником в соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ и в случае проживания в другом месте.
Письмом от 09.08.2018 г. Захаров А.Е. уведомлен о принятом единой жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Костромской области решении от 27.07.2018 г.
В соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права, приведенными выше, при разрешении спора о правомерности отказа Главного управления МЧС России по постановке Захарова А.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты суду следовало установить имеющие значение для дела обстоятельства, а именно: наличие у Захарова А.Е., как сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (на момент обращения с заявлением от 27.01.2014 г. и его рассмотрения) предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ обязательных условий для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствие с его стороны и членов его семьи указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Костромской области от 27.07.2018 г. об отказе поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты Захарова А.Е., суд пришел к выводу о том, что жилое помещение по адресу: Костромская область, <адрес-1>, принадлежащее на праве собственности ФИО3, в котором зарегистрирован по месту жительству административный истец, учитываться при расчете площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Захарова А.Е., не должно. При этом суд исходил из того, что Захаров А.Е. фактически в данном жилом помещении длительное время не проживает, что подтверждается тем, что с 2007 года он работает в г. Костроме, послужным списком и решением Димитровского районного суда г. Костромы от 14.03.2016 г., которым установлен факт совместного проживания Захарова А.Е. с супругой и с ФИО1.2 в жилом помещении по адресу: <адрес-2>. Судом также принято во внимание, что 23.11.2013 г. между собственником жилого помещения Захаровой Н.П. и Захаровым А.Е. заключено соглашение, по которому собственник предоставляет зарегистрированному лицу Захарову А.Е. указанное жилое помещение для регистрации без права пользования.
Суд также пришел к выводу о том, что при расчете обеспеченности общей площадью жилья не должно учитываться жилое помещение по адресу: <адрес-2>, принадлежащее на праве собственности матери супруги административного истца Захаровой Ю.Е. - ФИО5 поскольку административный истец и члены его семьи вселившись в данное жилое помещение с согласия собственника не приобрели равное с собственником право пользования данным жилым помещением.
Так, заинтересованное лицо Захарова Е.Ю. поясняла в суде, что при вселении их семьи в указанную квартиру с матерью было заключено устное соглашение о том, что вселяются они в эту квартиру временно до тех пор, пока не решат свой жилищный вопрос, т.е. без приобретения прав равных с собственником на данное жилое помещение.
Поскольку Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ не устанавливают специальных требований к порядку заключения такого соглашения, суд с учетом показаний свидетелей <данные изъяты> подтвердивших факт заключения данного соглашения, признал наличие соглашения доказанным.
Отклоняя доводы административного ответчика о совершении супругой Захарова А.Е. Захаровой Ю.Е. действий, приведших к ухудшению жилищных условий в связи с отчуждением ею 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес-3>, суд исходил из того, что в указанной квартире на долю Захаровой Ю.Е. приходилось 30,8 кв.м, т.е. при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи административного истца, исходя из данной доли, приходилось бы 7,7 кв.м, что давало основания для признания Захарова А.Е. нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты, поэтому не имеется оснований считать, что Захарова Ю.Е., подарив свою долю в жилом помещении матери, совершила намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий и приведшие к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, требованиям законодательства, регулирующего правоотношения сторон.
Так, из материалов дела усматривается, что брак между Захаровым А.Е. и Захаровой (<данные изъяты>) Ю.Е. заключен ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о заключении брака №). Захаровы имеют ФИО1,2
Согласно справке <данные изъяты> сельского поселения №14 от 10.01.2014 г. по адресу: <адрес-1> зарегистрированы по месту жительства: Захаров А.Е. (с 17.06.1998 г.), ФИО 3,4,6
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО3. на основании договора о приватизации жилищного фонда от 24.06.2003 г., заключенного с <данные изъяты> предприятием жилищно-коммунального хозяйства, право собственности зарегистрировано в установленном порядке 05.01.2004 г. Согласно свидетельству о государственной регистрации права общая площадь квартиры составляет 104,6 кв.м, площадь - 69,7 кв.м, в том числе жилая - 46,3 кв.м.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Поскольку в решении Димитровского районного суда г. Костромы от 14 марта 2016 года не устанавливались обстоятельства, связанные с сохранением Захаровым А.Е. регистрации в принадлежащей на праве собственности его матери квартире, и им не давалась оценка с точки зрения утраты права пользования данным жилым помещением и приобретения им статуса нуждающегося в жилом помещении, эти обстоятельства подлежали доказыванию при рассмотрении настоящего административного дела. Кроме того, данным судебным актом не признавалось возникновение права пользования Захарова А.Е. каким-либо иным жилым помещением, в том числе квартирой по адресу <адрес-2>, в которой суд установил факт проживания Захарова А.Е. с семьей.
Собственник жилого помещения в силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Из документов, послуживших основанием к заключению договора приватизации от 24.06.2003 г., представленных по запросу суда апелляционной инстанции администрацией <данные изъяты> муниципального района, Управлением Росреестра по Костромской области видно, что Захаров А.Е. отказал от участия в приватизации (заявление от 24 июня 2003 г. №15).
Положения ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент приватизации, ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», позволяют прийти к выводу о том, что Захаров А.Е., являясь ФИО3 и будучи зарегистрированным в жилом помещении с 17.06.1998 г., имел право на участие в приватизации данной квартиры, но, отказавшись от участия в ней, сохранил право бессрочного пользования приватизированным жилым помещением.
В силу изложенного, а также того, что Захаров А.Е. является сыном (членом семьи) собственника квартиры (ст. 31 Жилищного кодекса РФ), он имеет права беспрепятственного пользования квартирой общей площадью 104,6 кв.м.
Обстоятельства длительного непроживания Захарова А.Е. в квартире по адресу: <адрес-1>, ввиду прохождения службы и проживания с семьей в г. Костроме (с ДД.ММ.ГГГГ) ошибочно учтены судом первой инстанции как исключающие площадь данного жилья при расчете площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Захарова А.Е.
В рассматриваемом случае то обстоятельство, что административный истец, сохраняя регистрацию, фактически не проживал в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери, само по себе не свидетельствует о том, что он перестал быть членом семьи собственника жилого помещения, на что обоснованно ссылался административный ответчик.
Ссылка на заключение между Захаровым А.Е. и его матерью ФИО3 23.11.2013 г. соглашения о предоставлении указанной квартиры для регистрации без права пользования подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не исключает определенное законом право пользования Захаровым А.Е. квартирой.
Более того, данное соглашение не было представлено Захаровым А.Е. в комиссию Главного управления МЧС России по Костромской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и не могло быть принято во внимание при принятии решения по его заявлению.
Исходя из того, что общая площадь квартиры по адресу: <адрес-1>, составляет 104,6 кв. м, ее занимают 4 человека, то есть на каждого члена семьи приходится 26,15 кв.м, комиссия в оспариваемом решении пришла к правильному выводу об отсутствие права заявителя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При этом судебная коллегия полагает несостоятельными доводы административного истца о том, что при расчете административным ответчиком не были учтены положения ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие, что общая площадью жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, и расчет должен производиться из площади жилого помещения 69,7 кв.м.
Из технического паспорта данного жилого помещения (квартиры) усматривается, что общая площадь квартиры составляет 104,6 кв.м, в том числе площадь квартиры 69,7 кв.м, включающая жилую – 46,3 кв.м, подсобную – 23,4 кв.м. Как указано в экспликации площади квартиры площадь лоджий, балконов, террас, веранд и кладовых составляет 34,9 кв.м. В этот раздел включены: летняя комната – 9,4 кв.м, коридор – 6,4 кв.м, кладовая – 11,4 кв.м, коридор – 7,7 кв.м. Таким образом, однозначно определить назначение перечисленных помещений как балкон, лоджия, веранда или терраса по экспликации технического паспорта квартиры не представляется возможным. Следовательно административным ответчиком обоснованно при расчете принята общая площадь квартиры как 104,6 кв.м.
Согласно справке МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» №58387 от 26.06.2018 г. по адресу: <адрес-2>, зарегистрированы по месту жительства Захарова Ю.Е. (дочь собственника, с 17.03.2008 г.), ФИО1,2 Собственник ФИО5 в жилом помещении не зарегистрирована.
Общая площадь жилого помещения по адресу: г<адрес-2>, составляет 44 кв.м.
Как следует из материалов дела, супруга Захарова А.Е. – Захарова Ю.Е. и ФИО1,2 были вселены в квартиру по адресу: <адрес-2>, как члены семьи собственника этого жилого помещения ФИО5., т.е. имеют право пользования указанным помещением наряду с его собственником.
Вселению в это жилое помещение Захаровой Ю.Е. предшествовало снятие ее с регистрационного учета по месту жительства в квартире по адресу: <адрес-3> принадлежащей на праве общей совместной собственности на основании договора о приватизации жилищного фонда от 25.12.1992 г. Захаровой <данные изъяты>) Ю.Е. и ФИО5. В данной квартире проживает ФИО5. с <данные изъяты>
Каких-либо письменных доказательств, из которых можно бы было установить наличие между Захаровой Ю.Е. и ФИО5. соглашения о временном проживании в квартире, ни комиссии, ни суду не представлено.
Вывод суда о наличии соглашения с собственником квартиры ФИО5., определяющего права Захаровой Ю.Е., ФИО1,2 иначе, чем это предусмотрено статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, основаны на показаниях Захаровой Ю.Е. и ее близких родственников <данные изъяты>., заинтересованных в исходе спора. В связи с чем данный вывод суда не может быть признан основанным на допустимых и достаточных доказательствах.
При оценке показаний указанных лиц, судом первой инстанции также оставлено без внимания то обстоятельство, что 23.04.2015 г. Захаровой Ю.Е. без каких-либо ограничений произведено дарение 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: г. Кострома, <адрес-3>, ФИО5., т.е. в результате заключения предполагаемого соглашения и действий по отчуждению части квартиры Захарова Ю.Е. <данные изъяты> осталась без какого-либо жилья, что свидетельствует о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Кроме того, из административного искового заявления Захарова А.Е. видно, что истец указывал на необходимость при расчете обеспеченности общей площадью жилья его и членов его семьи в целях предоставления единовременной социальной выплаты брать площадь 44 кв.м., т.е. площадь жилого помещения по адресу: г<адрес-2> считая, что его семья имеет равное с собственником право на данное жилое помещение.
Оценивая в совокупности все вышеприведенные установленные по делу обстоятельства и доказательства, представленные сторонами, по правилам ст. 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца комиссией Главного управления МЧС России по Костромской области следует признать произведенными в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, то есть исходя из суммарной площади жилых помещений, право пользования которыми имеют Захаров А.Е., Захарова Ю.Е. и <данные изъяты>, с учетом лиц, членами семьи которых они являются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таком расчете (104,6 кв.м (общая площадь квартиры ФИО3.) + 44 кв.м (общая площадь квартиры ФИО5.) : 8 человек (количество граждан, имеющих право пользования) обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 18,57 кв. м, что больше установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ учетной нормы - 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, дающей право сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах у Захарова А.Е. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных пунктом 2 части 3 данной нормы, следовательно ему было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Кроме того, из справки ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаобтехинвентаризация» Костромской городской филиал по состоянию на 20.01.2014 г. следует, что за Захаровой (<данные изъяты>) Ю.Е. зарегистрировано право собственности (совместная) на квартиру по адресу: г<адрес-3> 6, общей площадью 61,60 кв.м, в том числе жилая 46,80 кв.м, на основании договора о приватизации жилищного фонда от 25.12.1992 г.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 апреля 2018 года право Захаровой (<данные изъяты>) Ю.Е. на указанную квартиру прекращено 23.04.2015 г.
На момент отчуждения Захаровой Ю.Е. доли в квартире, принадлежащей на праве общей совместной собственности, по адресу: <адрес> семья Захарова А.Е. с составом семьи 4 человека, включая жену и ФИО1,2 была обеспечена общей площадью в жилых помещениях 26,15 + 33 + 30,8 = 89,95 : 4 = 22,48 кв.м, т.е. более 15 кв.м общей площади жилых помещений.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия супруги Захарова А.Е. - Захаровой Ю.Е. могли быть расценены административным ответчиком как намеренные действия по ухудшению жилищных условий, поскольку существенным образом влияли на обеспеченность семьи общей площадью жилья (ее уменьшение) и на приобретение семьей Захаровых права состоять на учете с целью получения единовременной социальной выплаты. Выводы суда первой инстанции об обратном не соответствуют установленным по делу доказательствам, поскольку постановлены без учета площади всех жилых помещений, находящихся в пользовании семьи Захаровых на 23.04.2015 г.
Доводы административного истца о том, что отчуждение доли в квартире произошло после подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, отчуждаемая доля меньше общей площади квартиры, в которой семья на сегодняшний день проживает, не имеют юридического значения для разрешения спора по существу.
Рассмотрение 27.07.2018 г. заявления Захарова А.Е. о постановке на учет, поданного 27.01.2014 г., т.е. с пропуском трехмесячного срока, установленного пунктом 7 постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года №369, само по себе не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным. Данное нарушение не повлияло на права административного истца на получение единовременной социальной выплаты, поскольку при рассмотрении заявления комиссией приняты во внимание все значимые для разрешения поставленного вопроса обстоятельства и документы, представленные Захаровым А.Е. Бездействие административного ответчика по нерассмотрению заявления в установленный срок не являлось предметом рассмотрения по настоящему административному спору. Утверждения Захарова А.Е. о том, что длительное рассмотрение заявления лишило его права раньше совершить действия, позволяющие получить единовременную выплату, а именно произвести регистрацию по фактическому месту жительства (г. <адрес-2>), несостоятельны.
Таким образом, выводы суда первой инстанций о незаконности решения единой комиссии Главного управления МЧС России по Костромской области от 27.07.2018 г. (протокол №18 пункт 6.1) об отказе в принятии Захарова А.Е. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Захарова А.Е.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 января 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Захарова Александра Евгеньевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области о признании незаконным и отмене решения единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Костромской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27.07.2018 г. (протокол №18 пункт 6.1), обязании поставить его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи