№ 2-335/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 17 июля 2017 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Богдановой С.С.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Роспотребнадзора) Примакова Е.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года № №,
представителя ответчика МУП ЖКХ Тобольского района Шаиповой Э.Ф., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Тобольского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению населения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с требованиями к ответчику и просит: прекратить противоправные действия МУП ЖКХ Тобольского района по необеспечению населения <адрес> услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с предъявляемыми требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Возложить обязанность на МУП ЖКХ Тобольского района принять меры по надлежащему обеспечению качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>. Обязать МУП ЖКХ Тобольского района довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации.
Требования мотивирует тем, что в адрес Управления Роспотребнадзора на протяжении 2015, 2016, 2017 годов неоднократно поступали обращения граждан <адрес> района о том, что питьевая вода в жилые дома подается без очистки, мутная и с запахом, ржавая. МУП ЖКХ Тобольского района осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения на <адрес> с целью оказания услуг питьевого водоснабжения населению <адрес>. Потребителями являются жители жилых домов, использующие указанную воду в личных, бытовых целях. МУП ЖКХ Тобольского района является управляющей организацией в соответствии с заключенными договорами на предоставление жилищно-коммунальных услуг, а также по водоснабжению и водоотведению. За предоставленные услуги, МУП ЖКХ Тобольского района ежемесячно предоставляет расчет оказанных услуг, принимает платежи. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. По фактам, излагаемых в жалобах, Управлением Роспотребнадзора были проведены экспертизы безопасности воды, согласно выводов которых, вода на <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства, на основании чего, в отношении МУП ЖКХ Тобольского района были возбуждены дела об административных правонарушениях, предприятие было привлечено к административной ответственности. Вода на <адрес> района по своим свойствам и составу не соответствует требованиям законодательства, что нарушает права неограниченного круга потребителей коммунальной услуги - питьевое водоснабжение.
В судебном заседании представитель истца Примаков Е. Г. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить, по делам об административных правонарушениях МУП ЖКХ Тобольского района штрафы до настоящего времени не оплачены. Кроме того, проверка по жалобам проводилась на основании плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, результаты которых превышают нормативы.
Представитель ответчика Шаипова Э.Ф. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, считает, что МУП ЖКХ Тобольского района предпринимаются все необходимые меры для очистки воды, заменен кварцевый песок, очищены баки, бездействия с их стороны нет.
Представитель третьего лица – администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просит рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, возражают против удовлетворения требований, поскольку необходимые меры принимаются.
Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании обращения ДД.ММ.ГГГГ жителя <адрес>, была проведена в рамках дела об административном правонарушении экспертиза по качеству воды от ДД.ММ.ГГГГ, по заключению эксперта проба питьевой водопроводной воды по адресу: <адрес> по исследованным показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по мутности, содержанию аммиака, железа, термотолерантным колиформным бактериям, общим колиформным бактериям. Проба питьевой водопроводной воды по адресу: <адрес> подвал по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по цветности, мутности, содержанию аммиака, железа, термотолерантным колиформным бактериям, общим колиформным бактериям, в связи с чем, в отношении МУП ЖКХ Тобольского района был составлен протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за нарушение предусмотрена ст.6.5 КоАП РФ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ Тобольского района был привлечен к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Суду представлен Устав МУП ЖКХ Тобольского района, согласно которому, учредителем предприятия и собственником имущества является муниципальное образование Тобольский муниципальный район, пунктами 2.1 и 2.2. установлены виды деятельности: выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения потребностей жителей Тобольского муниципального района в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении. Сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, а также предусмотрены иные виды деятельности.
Суду представлены правоустанавливающие документы МУП ЖКХ Тобольского района: распоряжение о создании, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Повторно в рамках внеплановой выездной проверки, было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ Тобольского района, в рамках которого была проведена экспертиза № от ДД.ММ.ГГГГ качества предоставляемой услуги, по заключению эксперта установлено, что проба воды из водопровода по адресу: <адрес> по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по общему микробному числу, проба воды питьевой водопроводной по адресу: <адрес> по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию железа, общему микробному числу, проба воды питьевой водопроводной по адресу: <адрес> по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию железа.
По результатам расследования был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ и предприятие было привлечено к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ст.6.5 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Как следует из плана мероприятий по приведению качества питьевой воды на 2015-2022 годы, ремонт и замена оборудования и системы водопотребления станции обезжелезывания <адрес> запланирована на 3 квартал 2018 года, дезинфекция резервуара водонапорной башни <адрес> должна проходить ежегодно во 2 квартале.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, МУП ЖКХ Тобольского района привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении административного расследования по обращению гражданина с жалобой на некачественную питьевую воду на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была проведена экспертиза от ДД.ММ.ГГГГ по результатам которой установлено, что проба воды из скважины по адресу: <адрес> по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», проба воды из распределительной сети по адресу: <адрес> по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ Тобольского района привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ по фактам жалобы на качество воды, была назначена экспертиза, по результатам которой выявлено: исследованная проба воды питьевой водопроводной по адресу: <адрес> (водонапорная башня), не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию аммиака, который составляет 7,13 мг/дм? ± 0,98 при норме не более 2 мг/дм?, железа 1,02 мг/дм? ± 0,25, при норме не более 0,3 мг/дм?; исследованная проба воды питьевой водопроводной по адресу: <адрес> (водоразборный кран) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию аммиака, который составляет 7,13 мг/дм? ± 0,98 при норме не более 2 мг/дм?, железа 1,02 мг/дм? ± 0,25, при норме не более 0,3 мг/дм?.
Суду представлены правоустанавливающие документы Управления Роспотребнадзора.
Из представленного письма Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, были согласованы пределы отклонения качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения на 2016-2022 годы, согласно которым мутность составляет до 2,5 мг/л, цветность- до 30 град, железо до 2,0 мг/л, аммиака до 3,0 мг/л.
Актами выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в <адрес> произведена замена кварцевого песка с очисткой баков и замена фильтров трубоочистки, а также произведена очистка бака для воды в водонапорной башне с хлорированием.
Свидетель ФИО6. суду показал, что он работает в должности главного инженера в МУП ЖКХ Тобольского района с ДД.ММ.ГГГГ года. Работа по приведению питьевой воды на <адрес> проводится: происходит помывка труб, хлорирование, проводится замена старых труб на новые. Замена кварцевого песка проводится раз в год. Все работы проводятся летом, в отсутствие отопительного сезона. Также считает, что если бы все мероприятия по хлорированию и замене кварцевого песка проводились ежегодно, вода была бы другого качества.
Показания свидетеля последовательны, сомнений у суда не вызывают.
В соответствии со ст. ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных постановлением Главного государственного санврача России от 26 сентября 2001 года № 24.
Согласно п. 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
На основании ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (при этом, несоблюдение этих правил создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний - ст. 1 названного закона).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (подпункты "а", "в" пункта 31); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149).
Статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, требования вышеприведенных санитарных норм и правил МУП ЖКХ Тобольского района не соблюдаются, холодная вода, поставляемая жителям <адрес> и используемая ими в качестве питьевой воды, не соответствует нормативам.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Эти нарушения отрицательно сказываются на безопасности лиц, использующих воду, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и других граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В порядке ст. 206 ГПК РФ, суд считает разумным и обоснованным установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 10 сентября 2017 года.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать прекратить противоправные действия МУП ЖКХ Тобольского района по необеспечению населения <адрес> услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с предъявляемыми требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения.
Обязать МУП ЖКХ Тобольского района принять меры по надлежащему обеспечению качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий в срок не позднее 10 сентября 2017 года.
Обязать МУП ЖКХ Тобольского района довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дна вступления его в законную силу через средства массовой информации.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2017 года.
Председательствующий