РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 19 марта 2014 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чеблуковой М.В.,
с участием: истца Деминой Е.А., представителя ответчика Мамаевой К.В.,
при секретаре судебного заседания Красновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Деминой ФИО8 к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению областная больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам,
УСТАНОВИЛ:
Демина Е.А. обратилась в Тавдинский районный суд с исковым заявлением к ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по ежемесячным денежным выплатам в размере <данные изъяты> руб. за проживание и работу по трудовому договору в сельской местности, судебные расходы за составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании иска указала, что с 1988 года по настоящее время работает в качестве медицинского работника в сельской местности. В качестве меры социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках предусмотрены ежемесячные денежные выплаты. На заседании комиссии по осуществлению выплат медицинским работникам было принято решение о предоставлении ей указанных выплат за период с 1 января 2005 года по 28 мая 2010 года. В нарушение действующего законодательства до настоящего времени ежемесячные денежные выплаты ответчиком не произведены.
В судебном заседании истец Демина Е.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что на заседании комиссии по осуществлению выплат медицинским работникам было принято решение о предоставлении ей указанных выплат за период с 1 января 2005 года по 28 мая 2010 года, до настоящего времени указанные выплаты ей не выплачены. О существовании сроков исковой давности ей не было известно, уважительных причин пропуска установленного законом срока обращения в суд не имеет.
Представитель ответчика Мамаева К.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2011 года № 839 осуществляется единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры социальной поддержки, предусмотренные п. 2 указанного Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Комиссией ОБ-1 было принято решение об осуществлении истцу указанных выплат за период с 1 января 2005 года по 28 мая 2010 года, до настоящего времени выплаты не произведены в связи с отсутствием финансирования от главного распорядителя бюджетных средств: ФСИН России. Считает, что указанные выплаты истцу не положены, поскольку по состоянию на 31 декабря 2014 года она не являлась работником по трудовому договору, а проходила службу по контракту. В соответствии с контрактом на истца и членов его семьи распространялись льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством, регулирующим порядок прохождения службы. Также указала, что при рассмотрении требований истца, должны применяться положения ст.256 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявленные требования вытекают из несогласия с принятым решением коллегиального органа - комиссии по осуществлению выплат медицинским работникам ОБ-1, принятого при реализации государственно-властных полномочий по осуществлению выплат компенсационного характера за ранее отработанное время по месту работы в настоящее время. Истец обратилась в суд с пропуском установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к мнению об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, Правительством Российской Федерации 17 октября 2011 года издано постановление № 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Пунктом 2 данного Постановления предписано осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета: 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
Порядок осуществления единовременной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011года № 1556ан/174н, в п.10 которого указано, что единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев со дня подачи работником заявления с документами, указанными в п. 6 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 5 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
В судебном заседании установлено и подтверждается записью в трудовой книжке Деминой Е.А., что с 24 октября 1988 года по настоящее время истец работает медицинским работником в сельской местности. В указанный период Демина Е.А. проживала в сельской местности, что подтверждается справкой Азанковской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и адресной справкой УФМС ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Из представленной истцом справки ФКУ ИК-24 следует, что за период работы с 1 января 2005 года по 31 июля 2006 года единовременная денежная выплата, Деминой Е.А., как медицинскому и фармацевтическому работнику федерального учреждения государственной системы здравоохранения не выплачивалась.
Из справки Управления социальной защиты населения министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тавдинскому району следует, что Деминой Е.А. меры социальной поддержки, а также пособия и компенсации расходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не назначались и не выплачивались.
На момент выплат истец работала врачом-терапевтом терапевтического отделения областной больницы № ГУИН МЮРФ, в дальнейшем была переведена на должность заместителя начальника по лечебным вопросам центральной больницы ОИК № Тавдинского УЛИУ Минюста России. В период с 1 ноября 2005 года по 26 августа 2009 года Демина Е.А. занимала должность заместителя начальника больницы по лечебным вопросам - врачом <данные изъяты> после чего до 29 мая 2010 года находилась в распоряжении <данные изъяты> ГУФСИН России по Свердловской области, в связи с чем обязанность по выплате единовременной выплаты остается за <данные изъяты>
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по осуществлению выплат медицинским работникам от 18 февраля 2013 года № принято решение о выплате истцу Деминой Е.А.. выплат за период с 1 января 2005 года по 28 мая 2010 года.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени данные выплаты истцу не произведены в связи с отсутствием финансирования от главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России.
Ответчик ОБ-1 неоднократно обращался в ГУФСИН России с просьбой выделить денежные средства для производства выплат, данный факт подтверждается запросами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № №
Суд считает необоснованным довод представителя ответчика о том, что указанная выплата истцу не положена по тем основаниям, что на 31 декабря 2004 года Демина Е.А. не являлась работником по трудовому договору, а проходил службу по контракту, в соответствии с которым на истца и членов его семьи распространялись льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством, регулирующим порядок прохождения службы.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в государственную систему здравоохранения помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обрасти здравоохранения, находящихся в государственной собственности и подчиненных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации медицинских предприятий, учреждений и организаций входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения.
Демина Е.А. работала по контракту заместителем начальника в лечебно-профилактическом учреждении, и имеет право на получение спорных выплат, поскольку являлся медицинским работником, имеющим высшее медицинское образование, работающим и проживающим в сельской местности.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также то обстоятельство, что соответствующие выплаты, должны осуществляться ОБ-1, суд приходит к выводу, что ответчик без законных оснований не выполняет обязанности по выплате истцу единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику, проживающему и выполняющему работу в сельской местности, и считает подлежащей взысканию в пользу Деминой Е.А. единовременной денежной выплаты за период с 1 января 2005 года по 28 мая 2010 года с учетом размеров выплат установленных п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 в сумме <данные изъяты> рубль. Данная сумма ответчиком не оспаривается.
Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд считает не обоснованными. Указанные выплаты не регулируются Трудовым законодательством, а являются социальными. Срок для обращения за нарушением социальных прав составляет три года. Доводы, ответчика, что решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия комиссией решения, в порядке обжалования действий должностных лиц не основаны на законе. Форму принятия решения о выплатах – в виде протокола комиссии, ОБ – 1 приняла самостоятельно, не основываясь на нормативных актах. В связи с изложенным суд считает, что исковое заявление рассматривается в порядке искового производства, так как заявлены материальные требования, а не в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К таким издержкам в силу ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду следовало отнести расходы истца на оплату услуг юриста за составлении искового заявления, поскольку эти расходы были понесены Деминой Е.А. в связи с предъявлением иска в суд и поэтому являлись необходимыми. Поскольку исковые требования Деминой Е.А. удовлетворены, суд полагает, что в пользу истца следует взыскать расходы за составление искового заявления.
В материалах дела имеется квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой за составление искового заявления истец Демина Е.А. оплатила адвокату ФИО5 <данные изъяты> рублей, которые подлежат возмещению ответчиком истцу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений. Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации <данные изъяты> от оплаты государственной пошлины не освобождено.
С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с соответчика <данные изъяты> государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Деминой ФИО9 к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению областная больница № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения Областная больница № 1 ГУФСИН России по Свердловской области в пользу Деминой ФИО10 единовременную денежную выплату в размере 43 581 (сорок три тысячи пятьсот восемьдесят один) рубль.
Взыскать с Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения Областная больница № 1 ГУФСИН России по Свердловской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 24 марта 2014 года.
Председательствующий п/п судья Чеблукова М.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>