Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2012 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Герасимовой В.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Герасимовой В.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения в порядке ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Герасимова В.В. имеет статус сироты, что признано при ее постановке ** ** **. на учет сирот, нуждающихся в жилом помещении в Администрации МО ГО «Сыктывкар».
Жилое помещение за Герасимовой В.В. не закреплялось. На праве собственности Герасимовой В.В. жилье не принадлежит.
Герасимова В.В. проживает на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: г.Сыктывкар, ул...., ..., которое не отвечает требованиям благоустройства, соответственно не рассматривается судом как жилое помещение предоставленное Герасимовой В.В. в порядке ее обеспечения по имеющейся льготе (ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми №139-РЗ с 01.01.2011г. полномочиями по обеспечению граждан жильем в порядке ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления.
При отсутствии у Герасимовой В.В. закрепленного жилого помещения, суд основывается на факте наличия у нее права на получение жилого помещения по заявленной льготе (сирота), которое в настоящее время подлежит реализации государством в порядке ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно положениям ст.8 Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания ст.13 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006г. «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам льготных категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом (ст.1, 10 Закона).
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения», выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом.
Полномочия по предоставлению жилых помещений сиротам в порядке реализации имеющихся у них льгот на территории МО ГО «Сыктывкар» реализуются Администрацией МО ГО «Сыктывкар».
Учитывая, что постоянным местом жительства Герасимовой В.В. избран г.Сыктывкар, реализация ее законных гарантий на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей подлежит исполнению на территории г.Сыктывкара.
В связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар».
При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить, с учетом постановления Конституционного суда Республики Коми от 11.07.2011г., суд основывается на положениях ст.10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры на одного человека в размере не менее 33 кв.м. общей площади.
С учетом нормы ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению обязанность по предоставлению Герасимовой В.В. благоустроенного жилого помещения в г.Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м.
Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Герасимовой В.В. благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре Республики Коми на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления его мотивированной части.
Судья - Патрушева А.Г.