дело № 2а-651/2021 19 мая 2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Амурск
Амурский городской суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Карпеченко Е.А.,
с участием прокурора Серова Д.С.,
при секретаре Козловской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Хабаровскому краю ЗОЭ об установлении административного надзора ограничений в отношении Алексеева Олега Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г<данные изъяты>, отбывающего наказание в ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Хабаровскому краю,
У С Т А Н О В И Л:
Приговором Хабаровского краевого суда от 25.06.2014г. Алексеев О.Ю.был осужден по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет, с ограничением свободы на 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начальник ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Хабаровскому краю ЗОЭ обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что за время отбывания наказания, осужденный Алексеев О.Ю. характеризуется, отрицательно. Имеет 7 поощрений и 2 взыскания, из них 1 устный выговор, 1 выговор (действующий). По указанным основаниям административный истец просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Алексеева О.Ю., проживавшего до осуждения по адресу <адрес> на срок погашения судимости, установив следующие ему ограничения:
1. Запрета пребывания в увеселительных заведениях, осуществляющих торговлю спиртосодержащих напитков (ночные клубы, бары, рестораны).
2. Запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
3. Запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 23 часов до 06 часов.
4. Запрета выезда за пределы территории муниципального образования по месту жительства без согласия указанного специализированного государственного органа.
Обязательная явка 1 раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
В судебном заседании прокурор Серов Д.С. административное исковое заявление поддержал.
Осужденный Алексеев О.Ю. представил письменное несогласие с административным исковым заявлением, т.к. ФЗ № 64 противоречит Конституции РФ.
Администрация ИК-<данные изъяты> является неправомочным органом, имеющим право на обращения с таким заявлением, т.к. не является участником уголовного судопроизводства. Амурский городской суд так же не полномочен пересматривать приговор суда, вступивший в законную силу. И принятие решения по административному исковому заявлению является повторным осуждением более тяжким видом ограничения свободы вместо до 2 лет на 8-10 лет, т.к. согласно приговору у него уже имеется ограничение свободы 1год.
Исследовав представленные материалы, оценив доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
С 01 июля 2011г. вступили в силу Федеральный закон № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Федеральный закон № 66 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также положения ст. 173.1 УИК РФ.
В силу части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел. Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 64 административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ № 64 административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе:
1) особо тяжкого преступления;
2) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Часть 2 ст. 3 Закона предусматривает, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено, что осужденный Алексеев О.Ю.ДД.ММ.ГГГГ. подлежит освобождению из мест лишения свободы.
Согласно приговоруХабаровского краевого суда от 25.06.2014г. Алексеев О.Ю. был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, которое относится к умышленному преступлению в отношении несовершеннолетнего, и в соответствие с ч.5 ст.15 УК РФ к категории особо тяжких.
Согласно характеристике от 27.04.2021г. осужденный характеризуется, отрицательно, официально трудоустроен на оплачиваемую работу столяром в бригаду № на участке деревообработки с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г., в данное время не трудоустроен, ранее работал в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. разнорабочим ХЛО. Принимает участие в работах по благоустройству помещений отряда и прилегающей территории. К труду относится добросовестно. Привлекался без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительного учреждения и прилегающей к нему территории в порядке очередности продолжительностью два часа в неделю. К работе относился добросовестно, неоднократно поощрялся за это администрацией колонии. К выполнению срочных работ без оплаты труда по благоустройству ИУ по постановлению начальника ИУ не привлекался. За весь период отбывания наказания в ИУ имеет 2 взыскания, одно из них действующее за нарушение распорядка дня. Имеет 7 поощрений. Переведен на облегченные условия содержания с ДД.ММ.ГГГГ Состоит на профилактическом учете как склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность. Осужденный проявил желание получить профессиональное образование. Поступил в ПУ №, получил 2 специальности: <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ г., <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ г. Получил основное общее образование в школе при ИК-<данные изъяты> Занятия по СПИ, предусмотренные распорядком дня исправительного учреждения, посещает. Мероприятия воспитательного характера, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. Принимает активное участие в спортивных мероприятиях, проводимых в ИУ, и воспитательных мероприятиях. В свободное время увлекается просмотром телепередач, настольными играми. Участвует в психокоррекционных мероприятиях. Осужденный в период нахождения в учреждении в ходе бесед высказывал раскаяние в совершенном преступлении, осуждает прошлое.
Каких-либо оснований ставить под сомнение достоверность представленных сведений о поведении осужденного в местах лишения свободы, не имеется.
При определении срока административного надзора и видов административных ограничений суд, учитывая изложенное, а также обстоятельства совершения преступления, данные о личности осужденного в совокупности, считает, что, постановленные в статье 2 ФЗ № 64 задачи будут в данном случае решены, только при установлении Алексееву О.Ю. административного надзора на срок, установленный законодательством для погашения судимости.
В соответствии со ст. 86 ч.3 «д» УК РФ (в редакции УК РФ от 23.07.2013г. N 218-ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, за совершение особо тяжкого преступления, судимость погашается по истечении 10 лет после отбытия наказания.
С учетом образа жизни осужденного, обстоятельств совершения им преступления, поведение Алексеева О.Ю. в период отбывания наказания, с установлением, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 64 административных ограничений:
-запрета пребывания в определенных местах, осуществляющих торговлю спиртосодержащих напитками (ночные клубы, бары, рестораны),
- запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов до 06 часов.
- запрета выезда за пределы территории муниципального образования по месту жительства без согласия указанного специализированного государственного органа.
А так же обязательной явки 1 раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Доводы осужденного о несогласии с установлением административного надзора, судом не принимаются. ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 УК РФ влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение.
Установление административного надзора согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда рф от 16.05.2017 N15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).
Учитывая то обстоятельство, что приговором Хабаровского краевого суда от 25.06.2014г. Алексееву О.Ю. установлено дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год с установлением ограничений на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования; на изменение места жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, не покидать местожительство в ночное время с 22 час. до 06 час., не посещать места и массовые мероприятия, связанные с участием детей в пределах соответствующего муниципального образования по месту жительства, а также являться в указанный специализированный государственный орган один раз в месяц для регистрации, суд приходит к выводу, что срок административного надзора, установленный Алексееву О.Ю. необходимо исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы, с момента постановки на учет в органе УМВД по месту жительства или пребывания.
Суд считает необходимым разъяснить осужденному, что за несоблюдение установленных судом административных ограничений и невыполнение предусмотренных федеральным законом обязанностей, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за неприбытие без уважительных причин к избранному им или месту жительства, или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора - к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить осужденному, как лицу, освобождаемому из мест лишения свободы, что согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене, установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст. 272, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора в отношении осужденногоАлексеева Олега Юрьевича, удовлетворить.
Установить в отношении осужденного Алексеева Олега Юрьевича административный надзор на срок погашения судимости - 10 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в течение срока административного надзора административные ограничения в виде:
-запрета пребывания в определенных местах, осуществляющих торговлю спиртосодержащих напитками (ночные клубы, бары, рестораны),
- запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов до 06 часов.
- запрета выезда за пределы территории муниципального образования по месту жительства без согласия указанного специализированного государственного органа.
А так же обязательной явки: один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административный надзор исчислять со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы на один год, установленного приговором Хабаровского краевого суда от 25.06.2014г.
Разъяснить осужденному, что за несоблюдение установленных судом административных ограничений и невыполнение предусмотренных федеральным законом обязанностей, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за неприбытие без уважительных причин к избранному им или месту жительства, или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора - к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Е.А. Карпеченко