Решение по делу № 33а-2052/2021 от 15.07.2021

Судья Щепетков В.В. Дело № 33а-2052/2021

(УИД 37RS0023-01-2020-001483-69)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2021 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Запятовой Н.А., Степановой Л.А.

при секретаре Разводовой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А. административное дело по апелляционным жалобам Пряженцева Дмитрия Олеговича и Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2021 года по административному иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области к Совету Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия и решения незаконными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд указанным административным иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) просил:

- признать незаконным бездействие Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области (далее – Совет Введенского сельского поселения), выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Д.О. за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию;

- признать незаконным решение Совета Введенского сельского поселения от 21 января 2021 г. № 01 «Об избрании главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района» в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Д.О. по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- обязать Совет Введенского сельского поселения рассмотреть на ближайшем после вступления решения суда в законную силу заседании вопрос об изменении основания прекращения с 21 января 2021 г. полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Д.О. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Требования мотивированы тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой Ивановской области в марте 2020 года была проведена проверка Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области на предмет соблюдения законодательства о противодействии коррупции, по итогам которой в адрес председателя Совета Введенского сельского поселения Молькова А.Е. внесено представление об устранении нарушений требований Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ввиду наличия неурегулированного конфликта интересов у Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Д.О. при заключении договоров аренды земельных участков без проведения торгов с лицом, состоящим с ним в близком родстве, без соответствующего уведомления Совета Введенского сельского поселения. При этом решения о досрочном прекращении полномочий Пряженцева Д.О. в связи с указанными обстоятельствами Советом Введенского сельского поселения принято не было, к установленной законом ответственности Глава Введенского сельского поселения не привлечен. Решением Совета Введенского сельского поселения № 01 от 21 января 2021 г. полномочия Пряженцева Д.О. были прекращены в связи со вступлением в должность вновь избранного Главы Введенского сельского поселения.

Административный истец полагает оспариваемое бездействие и решение Совета Введенского сельского поселения от 21 января 2021 г. в части выбранного основания для прекращения полномочий главы поселения незаконными, нарушающими требования, установленные Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также интересы муниципального образования.

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2021 г. заявленные прокурором требования удовлетворены. Признаны незаконными бездействие Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Дмитрия Олеговича за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию и решение Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21 января 2021 г. № 01 «Об избрании главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района» в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Дмитрия Олеговича по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; на Совет Введенского сельского поселения возложена обязанность рассмотреть в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу вопрос о прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Дмитрия Олеговича в связи с утратой доверия.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пряженцев Д.О. и Совет Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в лице его председателя Казакова П.В. обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить судебное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Пряженцева Д.О. Телегин Д.А., заинтересованное лицо Мольков А.Е. просили апелляционные жалобы удовлетворить, прокурор Куприянова М.С. полагала решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежащим образом уведомленные о дате и времени рассмотрения дела представитель административного ответчика – Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, представители заинтересованных лиц: Администрации Введенского сельского поселения и Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области, Управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции, заинтересованные лица Пряженцев О.Г., Пряженцев Д.О., Казаков П.В., Романова И.Г., Гужова Е.А., Плешков М.Н., Жильцова Е.В., Крайкина Н.В., Симаков С.Б., Котова Н.Л.

В соответствии с положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, чторешением Совета Введенского сельского поселения от 01 октября 2019 года № 23 ПряженцевД.О. назначен главой названного поселения.

В соответствии с протоколом № 2 от 21 октября 2019 года «О предоставлении в аренду без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения» Комиссией в составе её председателя Пряженцева Д.О., секретаря Бурсиковой О.Ю., членов комиссии Смолиной О.Г., Казакова П.В. рассмотрено заявление директора КФХ «Шахма» Пряженцева О.Г., являющегося отцом Пряженцева Д.О., о предоставлении в аренду земельных участков. Единогласным решением указанной Комиссии Администрации Введенского сельского поселения рекомендовано заключить договора аренды с КФХ «Шахма» в отношении заявленных земельных участков.

Между Администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в лице Главы Введенского сельского поселения Пряженцева Д.О. и КФК «Шахма» в лице директора Пряженцева О.Г. 21 октября 2019 г. заключены договоры аренды без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: , , , и .

16 марта 2020 года Шуйским межрайонным прокурором Ивановской области в адрес председателя Совета Введенского сельского поселения Молькова А.Е. внесено представление об устранении нарушений требований Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно данному представлению по результатам прокурорской проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции выявлено нарушение главой Введенского сельского поселения Пряженцевым Д.О. статьи 3, пункта 4 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», возлагающих на лиц, замещающих муниципальные должности, обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, ввиду заключения приведенных выше договоров аренды земельных участков без проведения торгов с лицом, состоящим с ним в близком родстве (отец), без соответствующего уведомления Совета Введенского сельского поселения.

Прокурор требовал безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя межрайонной прокуратуры, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также решить вопрос о привлечении виновного должностного лица к предусмотренной законом ответственности за коррупционное правонарушение.

21 мая 2020 г. Советом Введенского сельского поселения с участием помощника Шуйского межрайонного прокурора Яшиной Т.В. указанное представление прокурора было рассмотрено, протокольным решением Совета было постановлено представление межрайонной прокуратуры Ивановской области удовлетворить частично, разработать и утвердить нормативно правовые акты в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», главу Введенского сельского поселения к ответственности не привлекать.

Решением Совета Введенского сельского поселения № 01 от 21 января 2021 г. полномочия Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Пряженцева Д.О. прекращены на основании части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи со вступлением в должность вновь избранного Главы Введенского сельского поселения.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, проанализировав фактические обстоятельства дела, исходил из того, что при принятии Администрацией Введенского сельского поселения в лице Главы Введенского сельского поселения Пряженцева Д.О. решений о предоставлении в аренду указанных земельных участков имел место конфликт интересов, поскольку Пряженцев Д.О. состоит в близком родстве с главой КФХ «Шахма» Пряженцевым О.Г.; в связи с нарушением главой муниципального образования законодательства о противодействии коррупции удаление его в отставку является безальтернативным последствием; бездействие Совета депутатов Введенского сельского поселения, выраженное в неисполнении требований Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава поселения о досрочном прекращении полномочий главы поселения ввиду установленного факта такого нарушения является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, в связи с чем суд возложил на Совет обязанность рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Введенского сельского поселения Пряженцева Д.О. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В апелляционных жалобах Пряженцев Д.О. и Совет Введенского сельского поселения в лице председателя Казакова П.В. выражают несогласие с такими выводами суда, указывая на отсутствие оснований для вывода о незаконном бездействии Совета Введенского сельского поселения и возложении обязанности по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий главы Введенского сельского поселения Пряженцева Д.О. ввиду того, что его полномочия уже прекращены с 21 января 2021 г. на основании части 3 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также процессуальные нарушения.

Упомянутые доводы жалобы являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.

Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.

Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Абзацем 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно частям 7.1, 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу частей 1, 2, 4.1 статьи 36 Федерального закона 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

На основании положений статьи 31 Устава Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Введенского сельского поселения от 18 октября 2012 г. № 36 (далее – Устав), Глава Введенского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Таким образом, Пряженцев Д.О. в связи со вступлением в должность Главы Введенского сельского поселения принял на себя приведенные обязательства и ограничения.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта (часть 1 статьи 10, часть 1 статьи 11). При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (части 1, 2 статьи 11).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 11).

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Согласно части 1 и пункту 4 части 2 статьи 74.1 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования в соответствии с названным федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в связи несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3 статьи 32 и пункте 4 части 2 статьи 57 Устава, они также предусматривает в качестве оснований для досрочного прекращения полномочий главы поселения удаления его в отставку за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Проанализировав указанные положения действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Пряженцевым Д.О. не были предприняты меры к урегулированию конфликта интересов, возникшего в связи с рассмотрением Комиссией, председателем которой он являлся, заявления его отца Пряженцева О.Г., являющегося директором КФХ «Шахма», о предоставлении в аренду четырех земельных участков, по результатам которого опять же Пряженцевым Д.О. как Главой Веденского сельского поселения 21 октября 2019 г. были вынесены постановления о предоставлении этих земельных участков КФХ «Шахма» и заключены соответствующие договоры аренды договоров аренды земельных участков без проведения торгов.

Доводы апелляционной жалобы Пряженцева Д.О. об отсутствии в данной ситуации конфликта интересов с указанием на то, что предоставление земельных участков не создало для КФХ «Шахта» каких-либо преимуществ или выгод, основаны на ошибочном понимании законодательства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 приведенного Федерального закона, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Судебная коллегия отмечает, что в силу вышеприведенных положений законодательства в области противодействия коррупции одной возможности влияния ситуации на объективное и беспристрастное принятие решения достаточно для квалификации ситуации как конфликта интересов, при этом факт наступления последствий в виде получения дохода или иной выгоды не имеет правового значения для решения вопроса о наличии или отсутствии личной заинтересованности, в связи, с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Принимая во внимание, что Пряженцев Д.О., являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района области, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для досрочного прекращения его полномочий как главы Введенского сельского поселения.

Доводы апелляционной жалобы Пряженцева Д.О. о том, что он уведомил председателя Совета Молькова А.Е. относительно поступившего заявления Пряженцева О.Г. и получил разрешение на предоставление земельных участков, притом, что форма такого уведомления законом не предусмотрена, приводились в суде первой инстанции и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о предотвращении или урегулировании им возникшего конфликта интересов в свете приведенных положений Федерального от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Советом поселения как коллегиальным представительным органом местного самоуправления такой вопрос не рассматривался.

Отсутствие в Введенском сельском поселении нормативного регулирования порядка уведомления о возникшем конфликте интересов также не может быть отнесено к обстоятельствам, освобождающим лицо от принятия мер к предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов.

Поскольку Совет Введенского сельского поселения располагал информацией о несоблюдении Пряженцевым Д.О. ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», то им была не исполнена обязанность, предусмотренная частью 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», по осуществлению противодействия коррупции в пределах своих полномочий, так как вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Введенского сельского поселения Советом разрешен не был, что свидетельствует о наличии незаконного бездействия.

Доводы апелляционных жалоб Пряженцева Д.О. и Совета об обратном (отсутствии бездействия), основанные на факте рассмотрения Советом представления прокурора, не опровергают выводов суда, поскольку принятое на заседании Совета 21 мая 2020 г. решение не привлекать главу поселения к ответственности не мотивировано, обоснованных выводов об отсутствии в действиях Пряженцева Д.О. нарушений антикоррупционного законодательства оно не содержит.

Своим бездействием административный ответчик фактически исключил возможность наступления ответственности главы Введенского сельского поселения Пряженцева Д.О. за несоблюдение ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», по основаниям, предусмотренным статьей 74.1 Федерального закона №131-ФЗ, нарушив тем самым интересы муниципального образования, допустив факт осуществления полномочий в пределах сельского поселения лицом, которым не урегулирован конфликт интересов.

В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение Совета Введенского сельского поселения № 01 от 21 января 2021 г. в части прекращения полномочий Пряженцева Д.О. в связи со вступлением в должность вновь избранного Главы поселения было принято без учета нарушений главой сельского поселения требований антикоррупционного законодательства.

Вместе с тем Судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда в части возложения судом на Совет Введенского сельского поселения обязанности рассмотреть в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу вопрос о прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Д.О. в связи с утратой доверия. Поскольку на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела полномочия Пряженцева Д.О. решением Совета от 21 января 2021 г. были прекращены, Совету надлежит рассмотреть вопрос об изменении оснований прекращения с указанной даты полномочий главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Д.О. на основании пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы Пряженцева Д.О. о неправомерном переходе судом к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства с указанием на то, что заявленными требованиями затрагиваются его гражданские права и обязанности, связанные с замещением выборной муниципальной должности, Судебная коллегия находит основанными на ошибочном применении норм процессуального права, поскольку заявленные прокурором требования не противоречат пункту 2 части 1 статьи 124 и пункту 10 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не выходят за рамки способов восстановления нарушенного права, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 статьи 227 приведенного Кодекса.

Утверждение Пряженцева Д.О. в апелляционной жалобе о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с принятым судом отказом прокурора от 17 августа 2020 г. от аналогичных требований о возложении на Совет обязанности по привлечению Пряженцева Д.О. к дисциплинарной ответственности не соответствуют материалам дела, поскольку судом не принималось определений о принятии отказа от исковых требований, производство по делу в указанной части не прекращалось.

В целом доводы апелляционных жалоб повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шуйского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2021 года – оставить без изменения, уточнив абзац 4 резолютивной части решения, изложив её в новой редакции:

Обязать Совет Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос об изменении оснований прекращения с 21 января 2021 года полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Пряженцева Дмитрия Олеговича на основании пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Апелляционные жалобы Пряженцева Дмитрия Олеговича и Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его принятия.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Запятова Н.А.

Степанова Л.А.

33а-2052/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шуйский межрайпрокурор
Ответчики
Совет Введенского сельского поселения
Другие
Крайкина Н.В.
Гужова Е.А.
Жильцова Е.В.
Глава Введенского сельского поселения Пряжденцев Дмитрий Олегович
Администрация Введенского сельского поселения
Симаков С.Б.
Пряженцев.О.Г.
Телегин Д.А.
Романова И.Г.
Румянцев Михаил Владимирович
Казаков П.В.
Управление Правительства Ивановской области по противдействию коррупции
Администарция Шуйского муниципального района
Котова Н.Л.
Плешков М.Н.
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Запятова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
16.07.2021Передача дела судье
12.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021Передано в экспедицию
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее