ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-2649/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Федоренко Э.Р.
(2-2863/2023) УИД 91RS0003-01-2023-002915-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Курской А.Г.,Подлесной И.А. |
при секретарях | ФИО8,ФИО9 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в лице законного представителя ФИО2, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Российскому национальному коммерческому банку (Публичное акционерное общество), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго», Отделение судебных приставов по <адрес> управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и <адрес>, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, о признании действий незаконными, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционному представлению прокурора <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
<адрес> Республики Крым, действующий в интересах ФИО1 в лице его законного представителя ФИО2, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Российскому национальному коммерческому банку (публичное акционерное общество), в котором просил признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в части указания КВД «1» при перечислении социальной пенсии на счет ФИО2; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в расчетных документах при перечислении в Российский национальный коммерческий банк (публичное акционерное общество) на счет №, открытый на имя ФИО2, денежных средств в виде государственной социальной пенсии указывать код вида дохода «2»; признать незаконными действия Российского национального коммерческого банка (публичное акционерное общество) по списанию со счета №, открытого на имя ФИО2, денежных средств в размере 25 755,97 руб. являющихся социальной пенсией на ребенка-инвалида; взыскать с Российского национального коммерческого банка (публичное акционерное общество) в пользу ФИО2 на счет № незаконно списанные денежные средства в размере 25 755,97 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении социальных прав ее несовершеннолетнего сына ФИО1 Установлено, что ФИО2 является получателем пенсии на ребенка-инвалида ФИО1 в размере 17 167,84 руб. ежемесячно, выплата которых осуществляется путем перечисления Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на расчетный счет ФИО2, открытый в ПАО «РНКБ Банк». На принудительном исполнении в ОСП по <адрес> ГУФССП России по Республике Крым и <адрес> находится исполнительное производство №-СД в отношении ФИО2 о взыскании в пользу ГУП РК «Вода Крыма» задолженности. В ходе совершения исполнительных действий ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в Банке. Также на исполнении в Банке находится исполнительный лист, предъявленный к исполнению в Банк непосредственно взыскателем ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго». В рамках исполнительных производств Банком ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 удержаны денежные средства за счет социальных выплат в сумме 25 755,97 руб., в том числе 17 172,05 руб. в пользу ГУП РК «Вода Крыма» и 8 583,92 руб. в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго». По фактам списания с ФИО2 денежных средств прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ руководителю Банка внесено представление, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ Банком отказано, с указанием на то, что в платежных документах при перечислении пенсионным органом денежных средств указан код КВД «1», который подразумевает списание 50% денежных средств. Прокурор считает неправомерными действия Банка в части списания денежных средств со счета ФИО2 и пенсионного органа в части указания кода вида дохода в платежных документах при перечислении в Банк денежных средств, в связи с чем и обратился в суд с данным иском.
Определением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Крым в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в лице законного представителя ФИО2
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор подал апелляционное представление, в котором просил решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об удовлетворении требований, считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку судом не дана всесторонняя, полная и объективная оценка всем доказательствам по делу.
Доводы представления сводятся к тому, что исходя из источников финансирования и назначения выплаты ФИО2, в распоряжениях пенсионного органа о переводе денежных средств в виде социальной пенсии на ребенка-инвалида на банковский счет ФИО2 в соответствии с Положением Банка России №-П от ДД.ММ.ГГГГ должен быть указан код «2», тогда как пенсионным органом неверно указан код «1», что не принято судом во внимание. Также прокурор полагает неправильным вывод суда об отсутствии у ПАО «РНКБ» обязанности устанавливать характер поступивших денежных средств, поскольку в спорном правоотношении именно Банк выступает органом, производящим принудительное взыскание, ввиду чего на него возложена обязанность проверять обоснованность списания денежных сумм. Указывает, что судом не принято во внимание отсутствие у несовершеннолетнего ФИО1 статуса стороны исполнительного производства, в связи с чем факт списания принадлежащих ему денежных средств является необоснованным.
Представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подано возражение на апелляционное представление, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании поддержала апелляционное представление по мотивам, изложенным в нем, просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Пояснила, что действиями пенсионного органа причинен ущерб интересам несовершеннолетнего ребенка, в процессе рассмотрения дела ответчик не доказал отсутствие причинения вреда. Также прокурор в своих пояснениях указал на то, что в исковом заявлении допущена техническая ошибка при указании общей суммы денежных средств, подлежащей взысканию в пользу истца ФИО1, а также на то, что прокурором и законным представителем истца ФИО2 не оспаривается возврат органом принудительного исполнения денежных средств на счет ФИО2
Законный представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлялась по адресу регистрации, корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения, что в силу положений ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим извещением.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения представления прокурора, просила решение суда оставить без изменения. Пояснила, что техническая возможность указания иного кода вида дохода выплачиваемой ребенку социальной пенсии по инвалидности отсутствует, при этом, списанные денежные средства возвращены матери ребенка, ввиду чего его право не нарушено, а на будущее восстановлению не подлежит, взыскание заявленных сумм будет являться необоснованным, так как, по сути, денежные средства израсходованы в интересах матери ребенка на погашение ее долга, ввиду чего в пользу ребенка данные денежные средства подлежат возмещению самой матерью. Истец не проявила должной осмотрительности при оформлении пенсии и ее зачислении на счет, предназначенный, в том числе, и для иных выплат, в связи с чем требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Ответчик Российский национальный коммерческий банк (ПАО) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, ранее предоставил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго», Отделение судебных приставов по <адрес> управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и <адрес>, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому присвоена категория «ребенок-инвалид» (л.д. 12, 23-24).
Согласно справке ГУ-ОПФР по Республике Крым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем следующих выплат: пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности, ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства 1 группы, ежемесячной выплаты инвалидам (л.д. 26-27).
ДД.ММ.ГГГГ Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым прокуратуре <адрес> предоставлен ответ № о том, что ФИО2 значится как получатель государственной социальной пенсии, КТЛ, ЕДВ на совершеннолетнего ребенка ФИО1, выплата осуществляется путем перечисления на счет № (не номинальный счет), открытый на имя ФИО2, в кредитное учреждение ПАО РНКБ (пенсия – код вида дохода 1, КТЛ; ЕДВ – код вида дохода - 2). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составляет 17 167,84 руб., компенсационной выплаты 10 000 руб., размер ЕДВ составляет 3 540,76 руб., удержания Управлением не производились и не производятся (л.д. 33-35).
Также указано, что при формировании ОСФР по Республике Крым массива доставочных документов на выплату пенсии и иных социальных выплат, в формате обмена данными (версия 52.0), программно-техническим комплексом в автоматическом режиме каждому виду выплат, включенному в доставочный документ, присваивается соответствующий код вида дохода. Сформированный массив доставочных документов направляется в кредитную организацию по защищенному каналу связи, и представляет собой закодированный структурированный файл, содержащий символы и атрибуты соответствующего формата. Учитывая автоматизацию данного процесса, отражение в выплатных документах соответствующего кода вида дохода не является обязанностью конкретного работника ОСФР по Республике Крым, и несоблюдение данной обязанности исключается.
Дополнительно указано, что родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) детей-инвалидов, являющихся получателями социальных пенсий по инвалидности при подаче заявления о доставке пенсий через кредитные организации рекомендуется использовать номинальные счета, поскольку использование номинальных банковских счетов обеспечивает защиту денежных средств ребенка-инвалида в случае наличия у его законного представителя какой-либо задолженности, поскольку не допускается обращение взыскания по долгам должника на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете или счетах, владельцем которых является должник.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> Республики Крым на имя председателя правления РНКБ Банк (ПАО) направлено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, в котором указано на нарушение п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона №229-ФЗ и необоснованное списание денежных средств ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 588,13 руб., являющихся пенсией ребенка-инвалида, что не было установлено банком при списании денежных средств. Указано, что причинами и условиями выявленных нарушений является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работниками РНКБ Банк (ПАО) вследствие недобросовестного отношения к ним (л.д. 13-18).
В ответ на представление прокуратуры РНКБ Банк (ПАО) предоставило ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. 17370 (л.д. 19-20), в котором указало, что нарушения в действиях Банка и его работников отсутствуют, поскольку согласно ч. 5.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых ст. 99 Закона №229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Закона №229-ФЗ не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.
Значения кода вида дохода определены Положением Банка России от 29.06.2021 №762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», в соответствии с которым в случае, если плательщиком указывается значение КВД «1», то Банк вправе осуществить списание поступившей суммы платежа в размере 50% в рамках исполнения требований исполнительных документов. При этом Банк обязан обеспечивать соблюдение требований, предусмотренных ст. 99 и 101 Закона №229-ФЗ, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах. С этой целью плательщик в расчетных (платежных) документах указывает код вида дохода, согласно которого Банк производит расчет сумм к удержанию. ДД.ММ.ГГГГ в Банк на исполнение в форме электронного документа в рамках электронного взаимодействия поступило постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ОСП по <адрес> ГУ ФССП России по Республике Крым и <адрес> в рамках исполнительного производства №-ИП в пределах суммы 19 195,14 руб. (далее - Постановление).
В рамках требований Постановления Банком произведено взыскание следующих денежных средств с их перечислением на депозитный счет ОСП по <адрес> ГУ ФССП России по Республике Крым и <адрес> со счета заявителя №***4075: ДД.ММ.ГГГГ – 4,21 руб. за счет социальной выплаты (пенсии), поступившей на счет ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 167,84 руб. с указанием плательщиком КВД «1» с учетом остатка денежных средств на счете; ДД.ММ.ГГГГ – 8 583,92 руб. за счет социальной выплаты (пенсии), поступившей на счет ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 167,84 руб. с указанием плательщиком КВД «1», то есть Банком произведено взыскание 50% от суммы зачисления; ДД.ММ.ГГГГ – 8 583,92 руб. – за счет социальной выплаты (пенсии), поступившей на счет ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 167,84 руб. с указанием плательщиком КВД «1», то есть Банком произведено взыскание 50% от суммы зачисления. Со счета заявителя №***5490: ДД.ММ.ГГГГ – 551,73 руб. за счет личных средств должника (перевод с карты на карту от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 000 руб. с учетом остатка денежных средств на счете); ДД.ММ.ГГГГ – 882 руб. за счет личных средств должника (перевод с карты на карту от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 402 руб. и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 480 руб.); ДД.ММ.ГГГГ – 500 руб. за счет личных средств должника (перевод с карты на карту от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 500 руб.); ДД.ММ.ГГГГ – 89,36 руб. за счет личных средств должника (перевод с карты на карту от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 500 руб.). За счет иных социальных выплат, поступающих на счета заявителя в Банке взыскание денежных средств не осуществлялось.
Итого Постановление исполнено Банком в полном объеме – денежные средства в общей сумме 19 195,14 руб. перечислены на депозитный счет ОСП по <адрес> ГУ ФССП России по Республике Крым и <адрес> с учетом требований Закона №229-ФЗ.
Также согласно указанному ответу, на дату рассмотрения представления (ДД.ММ.ГГГГ) на исполнении в Банке находился исполнительный лист, выданный судебным участком мирового судьи, предъявленный к исполнению в Банк непосредственно взыскателем ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в порядке ст. 8 Закона №229-ФЗ о взыскании денежных средств в пределах суммы 15 831,83 руб. Заявления от заявителя в Банк о сохранении прожиточного минимума по данному документу в Банке отсутствует.
Банком проведены следующие взыскания денежных средств с их перечислением на счет взыскателя ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» со счета заявителя №: ДД.ММ.ГГГГ – 910,64 руб. за счет личных средств должника (перевод с карты на карту от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 500 руб.); со счета заявителя №: ДД.ММ.ГГГГ – 8 583,92 руб. – за счет социальной выплаты (пенсии), поступившей на счет ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 167,84 руб. с указанием плательщиком значения КВД «1», то есть Банком произведено взыскание 50% от суммы зачисления.
Основания возникновения права на социальную пенсию по инвалидности и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Право на пенсию в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
Таким образом, социальная пенсия по инвалидности - это ежемесячная государственная денежная выплата из средств федерального бюджета государственного пенсионного обеспечения нетрудоспособному гражданину в целях предоставления ему средств к существованию.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк.
Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в банке регулируется положениями статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов (ч. 2 ст. 70).
Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России (ч. 4.1 ст. 70).
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 70).
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России (ч. 5.1 ст. 70).
В соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью, банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств, либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
К таким случаям, в частности, относятся случаи невозможности обращения взыскания на определенные виды доходов, поименованные в части 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Правовое положение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их компетенцию, вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, регулируются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона, Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Статьей 8 Федерального закона установлено, что Фонд создает территориальные органы, обособленные подразделения, а также подведомственные Фонду учреждения (пункт 1). Территориальные органы Фонда создаются в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения (пункт 4).
Согласно Положению об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, утвержденному распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 г. N 876р - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым является территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, созданным в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Функции Фонда определены в разделе 2 Положения. В пункте 12.24 раздела 2 указано, что Фонд вносит сведения в информационные системы Фонда, ведение которых отнесено к компетенции Отделения, и обеспечивает контроль качества вносимых сведений.
Отделение Фонда формирует первичные учетные документы для оформления фактов хозяйственной жизни, в том числе по установлению пенсий, пособий, иных социальных выплат и дополнительных мер государственной поддержки (пункт 12.34 Положения).
Отделение Фонда осуществляет начисления в лицевых счетах получателей сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе за прошедшее время, на основании документов электронного выплатного дела получателя пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также других документов, влияющих на расчет этих сумм (пункт 12.35). Отделение Фонда осуществляет своевременное формирование выплатных, доставочных документов, необходимых для осуществления выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат, и направление их в кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, пособий и иных социальных выплат (пункт 12.39).
Из содержания пункта 1.9 Положения Банка России от 29.06.2021 N762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" следует, что перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Перечень и описание реквизитов распоряжений, являющихся платежными поручениями, инкассовыми поручениями, платежными требованиями, платежными ордерами, приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению (п. 1.10 Положения).
В реквизите "назначение платежа" указывается лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы (в данном случае ответчиком Отделением Фонда), с учетом единовременного или периодического характера выплат один из следующих кодов вида дохода: 1 - перевод денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания; 2 - перевод денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание и которые имеют характер периодических выплат, за исключением доходов, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.
Приведенное правовое регулирование указывает на то, что обязанность по указанию кода вида дохода в назначении платежа, в данном случае пенсии ребенку-инвалиду, возложена на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Таким образом, данная категория выплат (пенсия ребенку-инвалиду) должна была быть квалифицирована под кодом вида дохода "2", то есть как денежные средства, являющиеся доходами, на которые в соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание (в соответствии с Положением Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П), с поступившей на счет матери ребенка-инвалида пенсии, выплачиваемой на содержание такого ребенка, не должны производиться удержания.
Также судебная коллегия отмечает, что на указанные денежные средства не могло быть обращено взыскание в силу того, что их конечным получателем является не должник ФИО2, а ее несовершеннолетний сын, который не является стороной исполнительного производства.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание то, что указанная пенсия ребенку установлена по ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора о признании незаконными действий пенсионного органа в части указания кода вида дохода «1» при перечислении социальной пенсии по инвалидности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счет ФИО2, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Также обоснованным и подлежащим удовлетворению является производное от него требование прокурора о возложении на пенсионный орган обязанности при перечислении социальной пенсии по инвалидности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счет ФИО2 № в Российском национальном коммерческом банке (публичное акционерное общество) на счет указывать в расчетных документах код вида дохода «2», поскольку, исходя из установленных по делу обстоятельств, допущенное пенсионным органом нарушение прав ребенка на своевременное и в полном объеме пенсионное обеспечение является длящимся.
Изложенное не учтено судом первой инстанции при принятии решения по делу, в связи с чем оно подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований прокурора.
При этом, судебной коллегией отклоняется, как не основанный на законе, довод пенсионного органа о том, что по общему правилу социальная пенсия по инвалидности подлежит перечислению с указанием кода вида дохода «1», что установлено нормативно-правовыми актами, регулирующими назначение и выплату пенсий, поскольку в данном случае указанные акты подлежат применению в совокупности с положениями Федерального закона №229-ФЗ, обязывающего орган, осуществляющий выплату дохода, правильно определять код вида дохода.
Также отклоняется судебной коллегией довод пенсионного органа об отсутствии технической возможности указания иного кода вида дохода, ввиду отсутствия соответствующей функции в программном обеспечении, обеспечивающем начисление пенсии в автоматическом режиме, поскольку правообладателем указанного программного комплекса является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, на что указано представителем пенсионного органа в судебном заседании и что не оспаривалось участниками процесса, в связи с чем указанное программное обеспечение подлежит приведению в соответствие с положениями федерального законодательства, а обращение ответчика по указанному вопросу в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации впервые имело место лишь в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и не свидетельствует о принятии ответчиком достаточных и своевременных мер по предотвращению нарушения прав ребенка.
При этом, требования прокурора о признании незаконными действий Российского национального коммерческого банка (публичное акционерное общество) по списанию со счета №, открытого на имя ФИО2, денежных средств, являющихся социальной пенсией на ребенка-инвалида, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку, как было указано выше, на банк возложена обязанность по исчислению сумм, на которые обращается взыскание. При этом, данной обязанности корреспондирует обязанность плательщика, в данном случае пенсионного органа, указывать соответствующий законодательству код вида дохода, в связи с чем фактически обязанность банка сводится к выявлению на счете денежных средств, на которые может быть обращено взыскание и осуществление удержания в пределах размера, установленного законом. Таким образом, учитывая то, что в ходе рассмотрения дела установлено, что банком произведено удержание денежных средств, поступивших на счет ФИО2 с указанием кода вида дохода, допускающего обращение взыскания, а также принимая во внимание то, что в кредитную организацию направляется сформированный массив доставочных документов по защищенному каналу связи, который представляет собой закодированный структурированный файл, содержащий символы и атрибуты соответствующего формата, банк не имеет возможности установить наличие допущенного плательщиком нарушения при указании кода вида дохода, в связи с чем нарушения в действиях банка при осуществлении удержания денежных средств отсутствуют.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
Статьей 12 ГК РФ установлены способы защиты права, среди которых присутствует и возмещение убытков.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, неполучение ФИО1 денежных средств в виде предназначенной ему пенсии, повлекло причинение ему реального ущерба.
Частью первой ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из анализа указанной нормы закона следует, что обязанность доказывания по делам о взыскании вреда, причиненного повреждением имущества физических и юридических лиц возложена законодателем на лицо, виновное в причинении такого вреда, ввиду чего именно ответчик обязан доказать, что вред им не причинен, либо что вред причинен в размере меньшем, нежели заявлено истцом – лицом, имуществу которого причинен вред.
Принимая во внимание то, что неполучение денежных средств ФИО1 обусловлено нарушением, допущенным пенсионным органом, именно на него возлагается обязанность доказывания в части не причинения вреда либо причинения его в меньшем размере, нежели заявлено в иске.
В свою очередь, учитывая отсутствие нарушений в действиях банка, основания для привлечения его к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда, отсутствуют.
При этом, то обстоятельство, что исковое требование о взыскании необоснованно удержанных денежных средств предъявлено только к Банку, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства допущенного пенсионным органом нарушения, повлекшего причинение вреда ребенку, не препятствует привлечению к гражданско-правовой ответственности фактического причинителя вреда, также являющегося ответчиком по делу.
Согласно ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, возмещение вреда подразумевает под собой восстановление положения, существовавшего до нарушения права, до такой степени, до какой это возможно с учетом обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 59 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Статья 60 ГПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Событие нарушения прав ребенка – причинения ему имущественного вреда, вина ответчика – пенсионного органа в его совершении и последствия в виде причинения истцу убытков, связанных с неполучением ребенком причитающихся ему денежных средств, и причинно-следственная связь между причинением вреда и противоправным поведением причинителя вредя нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Размер причиненного имущественного вредя доказан.
Так, из материалов дела следует, что фактический размер причиненного вреда состоит из необоснованно удержанных денежных средств в сумме 19 195,14 рублей, направленных на депозитный счет органа принудительного исполнения для последующего перечисления взыскателям в рамках исполнительного производства (л.д. 111-113), и в сумме 8 583,92 руб., перечисленных взыскателю - Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго», что следует из информации, предоставленной банком в ответ на представление прокурора.
Ответчиком – пенсионным органом, в свою очередь, с учетом распределения законодателем обязанностей доказывания по данной категории дел, не доказано отсутствие факта причинения вреда или его причинение в размере меньшем, нежели заявлено прокурором в интересах истца.
Ввиду изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в данной части и взыскания с пенсионного органа, как с лица, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него обязанности по указанию соответствующего кода вида доходов в пользу истца необоснованно удержанных денежных средств.
Изложенное также не принято во внимание судом первой инстанции, ввиду чего принятое по делу решение подлежит отмене с частичным удовлетворением заявленных требований.
При этом, в части требований, заявленных к Банку, исковые требования являются необоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что часть денежных средств в сумме 19 195,14 рублей, направленных на депозитный счет органа принудительного исполнения, была возвращена законному представителю истца судебным приставом-исполнителем до принятия решения по делу, что подтверждено, как копией соответствующего платежного поручения (л.д. 114), так и предоставленной банковским учреждением по запросу судебной коллегии выписки по счету законного представителя ребенка, ввиду чего полагает необходимым судебный акт по настоящему делу не обращать к исполнению в указанной части.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционное представление не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в лице законного представителя ФИО2, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Принять в указанной части новое решение.
Признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в части указания кода вида дохода «1» при перечислении социальной пенсии по инвалидности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счет ФИО2.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, Республика Крым, <адрес>, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) при перечислении социальной пенсии по инвалидности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счет ФИО2 № в Российском национальном коммерческом банке (публичное акционерное общество) указывать в расчетных документах код вида дохода «2».
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, Республика Крым, <адрес>, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, в лице законного представителя ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> <адрес>, паспорт гражданина РФ № №, выдан <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, код подразделения №) сумму в размере 8 583,92 руб. (восемь тысяч пятьсот восемьдесят три рубля 92 копейки).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, Республика Крым, <адрес>, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, в лице законного представителя ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, паспорт гражданина РФ № №, выдан <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, код подразделения №) сумму в размере 19 195,14 руб. (девятнадцать тысяч сто девяносто пять рублей 14 копеек).
Апелляционное определение в части взыскания с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, в лице законного представителя ФИО2, суммы в размере 19 195,14 руб. (девятнадцать тысяч сто девяносто пять рублей 14 копеек) не приводить в исполнение в связи с его фактическим исполнением.
В остальной части решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес> без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | А.Г. Курская И.А. Подлесная |