Судья Ожогина Г.В. Дело № 33-6196/2024 (2-96/2024)
УИД 22RS0042-01-2024-000096-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2024 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Масликовой И.Б,,
судей Попова С.В., Черемисиной О.С.,
при секретаре Макине А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
на решение Родинского районного суда Алтайского края от 21 марта 2024 года
по делу по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Хоменко Владимира Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Попова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
<адрес> Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Хоменко В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, Фонд) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что Хоменко В.В. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) от ДД.ММ.ГГ определена нуждаемость Хоменко В.В. бессрочно в следующих техническим средствах реабилитации: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ он обратился с заявлением о предоставлении указанных технических средств. Однако до настоящего времени направление на их получение не выданы, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию и отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, нарушает право на социальную защиту. В результате нарушения права на льготное обеспечение техническими средствами реабилитации истец испытывает психологическую нагрузку, нравственные переживания по поводу неисполнения законов, вынужденного ограничения в восстановлении здоровья, чувства досады, обиды.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю, выразившееся в непредоставлении истцу технических средств реабилитации – очистителя для кожи во флаконе, не менее 180 мл; защитной пленки во флаконе, не менее 50 мл; возложить обязанность по обеспечению ими истца; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Родинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по непредоставлению Хоменко В.В. технических средств реабилитации - <данные изъяты>.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность предоставить Хоменко В.В. технические средства реабилитации – <данные изъяты>
С ОСФР по Алтайскому краю в пользу Хоменко В.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
В апелляционной жалобе ОСФР по Алтайскому краю просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судом дана неверная оценка доводам ответчика о предусмотренном законодательством механизме обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, включающем процедуру финансирования данного направления из федерального бюджета, необходимость проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщиков и соблюдения очередности по обеспечению прав иных граждан, состоящих на учете; не приняты во внимание доводы о проделанной Фондом работе для обеспечения истца техническими средствами реабилитации, отсутствии возможности проведения конкурентных процедур по отбору поставщиков ввиду невозможности обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по причине непредставления потенциальными поставщиками необходимой ценовой информации; мотивы, по которым суд пришел к выводу, что проводимая работа указывает на бездействие ответчика, в судебном акте не приведены. В настоящее время Фондом продолжается работа по заключению государственных контрактов на поставку необходимых истцу технических средств реабилитации, при заключении контрактов истцу будут выданы направления на их получение. Кроме того, когда техническое средство реабилитации не может быть предоставлено в натуре, право инвалида на его обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство в установленном порядке.
Факт необеспечения техническими средствами реабилитации сам по себе не свидетельствует о причинении истцу нравственных и физических страданий, тем более, что закон предусматривает альтернативные способы обеспечения граждан техническими средствами реабилитации путем самостоятельного приобретения с дальнейшей компенсацией расходов либо с использованием электронного сертификата. В рассматриваемой ситуации наличие вины Фонда не доказано, в связи с чем основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствовали.
В письменных возражениях участвовавший в рассмотрении дела прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Дрожжина К.А. поддержала доводы возражений, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в <адрес>вой суд не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в том числе путем опубликования информации в сети Интернет, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Хоменко В.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, является <данные изъяты> по общему заболеванию, группа инвалидности впервые установлена ДД.ММ.ГГ бессрочно.
Истец относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов).
ИПРА *** от ДД.ММ.ГГ, разработанной бессрочно, предусмотрено обеспечение Хоменко В.В. техническими средствами реабилитации, в том числе: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГ Хоменко В.В. в ОСФР по Алтайскому краю подано заявление, на основании которого он в этот же день поставлен на учет по обеспечению, в том числе указанными средствами реабилитации.
Направления на получение данных технических средств реабилитации до настоящего времени не выданы.
Согласно письменному отзыву ОСФР по Алтайскому краю, на дату поступления заявления Хоменко В.В. (ДД.ММ.ГГ) отсутствовал действующий контракт по обеспечению такими техническими средствами реабилитации.
В целях обеспечения заявителей указанными техническими средствами реабилитации для проведения начала процедуры отбора поставщика с целью определения НМЦК для формирования извещения о проведении закупки в ЕИС размещались запросы о предоставлении ценовой информации на поставку:
<данные изъяты>
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ;
<данные изъяты>
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ,
*** от ДД.ММ.ГГ
однако ценовых предложений от поставщиков не поступило.
По информации, полученной от потенциальных поставщиков, данная ситуация вызвана введенными в отношении Российской Федерации санкциями, в связи с которыми в страну перестали поставляться товары импортного производства или их комплектующие, аналоги которых не производят в Российской Федерации, либо нарушены существовавшие логистические цепочки между производителями и поставщиками.
Вместе с тем ОСФР по Алтайскому краю продолжена работа по заключению государственных контрактов на поставку указанных технических средств реабилитации, при заключении которых Хоменко В.В. будут выданы направления на их получение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 309, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Закона о социальной защите инвалидов, Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 393-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденным приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, установив, что направления на получение требуемых технических средств реабилитации истцу до настоящего времени не выданы, следовательно, обязанность по обеспечению ими ответчиком не исполнена, пришел к выводу о незаконном бездействии ответчика, возложив на него данную обязанность и взыскав в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается, находя заслуживающими внимания доводы жалобы.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Законе о социальной защите инвалидов предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть 1 статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть 6 статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В абзаце первом пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства.
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством. При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами. В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства должно быть размещено уполномоченным органом в ЕИС не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида в указанную организацию, а в отношении технических средств, изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется уполномоченным органом на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Законом о контрактной системе. Для заключения контрактов уполномоченный орган при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 данного Закона (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
В силу части 6 статьи 11 Закона о социальной защите инвалидов, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного Закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 15(1) Правил.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 11.1 Закона о социальной защите инвалидов).
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***н, действовавший до ДД.ММ.ГГ, устанавливал, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (пункт 3).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***н, действующего с ДД.ММ.ГГ.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПРА, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Таким образом, в случае непредоставления инвалиду технических средств реабилитации по какой-либо причине в натуре право инвалида на обеспечение ими за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ 151 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ *** «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░ 151, 1064, 1099 ░ 1100 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.