Производство № 2-3907/2020
УИД 28RS0004-01-2020-004039-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретареКоваленко Е.Г.,
С участием представителя ответчика Тышкевича И.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) об обязании включить период работы в общий и страховой стаж, произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Руденко В.А. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением к УПФР г. Благовещенска Амурской области, в обоснование заявленных требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о включение в его трудовой стаж периода работы с 1986 года по 1990 год и перерасчёте пенсии с учетом данного периода. Ответом от 12.02.2020 года Руденко В.А. разъяснено, что оснований для перерасчета пенсии с 29.07.2007 года, то есть с момента обращения за назначением пенсии, не имеется. С указанным отказом в перерасчете пенсии Руденко В.А. не согласился, считает его незаконным, поскольку не включение данного периода работы истца ограничивает его в пенсионных правах.
На основании изложенного, истец Руденко В.А. просил суд обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить с общий трудовой стаж период работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года; обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанного периода работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года.
Будучи извещенным о месте и времени судебного заседания в него не явился истец, сведений о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял, учитывая мнение представителя ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования Руденко В.А. не признал, в обоснование своей позиции указал, что из материалов пенсионного дела видно, что оспариваемый истцом период работы был включен пенсионным фондом при назначении Руденко В.А. трудовой пенсии при обращении в пенсионных орган 25.08.2004 года. Однако, поскольку сведений о размере заработка по данному периоду работы в распоряжении пенсионного фонда не имелось и истцом представлено не было, период работы 01.01.1986 года по 31.12.1990 года включен без сведений о заработной плате. При повторном обращении Руденко В.А. в пенсионный орган 08.07.2015 года была представлена архивная справка с указанием размера заработка за спорный период, в связи с чем с 01 августа 2015 года истцу был произведен перерасчет пенсии. Оснований для перерасчета пенсии с момента обращения за ее назначением, то есть с июля 2004 года, не имеется, поскольку перерасчет пенсии носит заявительный характер. На основании изложенного, представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 01 января 2015 года устанавливает Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, который пришел на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
При этом, Закон № 173-ФЗ с 01 января 2015 года применяется в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400–ФЗ.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на основании решения УПФР в г. Благовещенске Амурской области от 23.09.2004 года № 830 Руденко В.А. является получателем страховой пенсии по старости с 01.08.2004 года в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона № 173-ФЗ.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением и заявляя требование о включении с общий трудовой стаж периода работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года, Руденко В.А. указал, что опарываемый период его работы на Благовещенской хлопкопрядильной фабрике в должности слесаря необоснованно был не включен в общий трудовой стаж.
Однако, рассматривая заявленные исковые требования Руденко В.А. об обязании УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в стаж период работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 годана Благовещенской хлопкопрядильной фабрике в должности слесаря, суд не находит фактических и правовых оснований для их удовлетворения, поскольку из материалов пенсионного (выплатного) дела, в частности из данных о страховом стаже, четко следует, что период работы Руденко В.А. с 16.08.1984 года по 28.03.1991 года был учтен УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) при расчете страхового стажа истца, однако был учтен без сведений о размере заработной платы, поскольку соответствующих документов заявителем представлено не было.
Факт работы Руденко В.А. в период с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года стороной ответчика не оспаривался, напротив, представитель ответчика в ходе судебного заседания подтвердил, что рассматриваемый период был изначально учтен при расчете стажа истца, при этом, повторное включение в стаж периода, зачтенного в него, не допустимо.
В этой связи, суд приходит к выводу, что требования Руденко В.А. в данной части не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом периода работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов пенсионного (выплатного) дела Руденко В.А. следует, что 08 июля 2015 года истец обратился в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии, представив архивные справки о размере заработной платы за период работы с 1986 года по 1990 год, архивные справки о подтверждении стажа работы.
Рассмотрев заявление Руденко В.А. с представленными справками, УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) истцу был произведен перерасчет пенсии с учетом заработной платы за период работы с 1986 года по 1990 год.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действовавшего на момент обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии) перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числе месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянногоместа жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии, предоставляющего необходимые документы.
Пенсионное законодательство предусматривает обязательное соблюдение определенной процедуры назначения (перерасчета) гражданам назначенной пенсии. Соответствующие требования предъявляются и к форме заявления.
Учитывая, что с заявлением о перерасчете пенсии Руденко В.А. обратился 08 июля 2015 года, перерасчет пенсии ему был произведен с 01 августа 2015 года по правилам п. 2 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Доказательств более раннего обращения Руденко В.А. с заявлением о перерасчете пенсии материалы дела не содержат, стороной истца не приведено.
При этом, доводы стороны истца о необходимости перерасчета пенсии с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 29.07.2004 года, несостоятельны, поскольку на момент обращения за пенсией сведения о размере заработной платы за период с 1986 года по 1990 год Руденко В.А. в пенсионный орган представлены не были.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что за перерасчетом пенсии Руденко В.А. обратился 08 июля 2015 года, представив соответствующие документы, в связи с чем ему был произведен перерасчёт пенсии с 01 августа 2015 года, фактические и правовые основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии ранее указанной даты отсутствуют, права истца в данной части не нарушены, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Руденко В.А. об обязании УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом периода работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года также надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Руденко В. А. в удовлетворении исковых требований к УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об обязании включить период работы с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года в общий трудовой и страховой стаж, произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 июля 2020 года