Дело № 2-74/2024 09 апреля 2024 г.
29RS0010-01-2023-001769-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием представителя истца Чанцева Д.А., представителя ответчика Малых О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 09.04.2024 гражданское дело по исковому заявлению Кокина А. Е. к УФСИН России по Архангельской области и ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни,
УСТАНОВИЛ:
Кокин А.Е. обратился в Коряжемский городской суд с исковым заявлением (с учетом изменения требований) к УФСИН России по Архангельской области и ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни в размере 362 393,4 рубля. В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе в период с 01.09.2003 по 10.11.2023 в должности заместителя начальника охраны ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области. В 2021, 2022 и 2023 годах истец привлекался к выполнению трудовой функции в выходные и праздничные дни, в связи с чем образовалась переработка в размере 416 часов (52 рабочих дня), компенсацию которой Кокин А.Е. просит взыскать в ответчиков.
Истец Кокин А.Е. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания суду не представил.
Представитель истца Чанцев Д.А. полагал возможным рассмотреть дело при данной явке, уточненные исковые требования просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Малых О.С. полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, в удовлетворении рассматриваемого искового заявления просила отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018), а также ТК РФ в части, не урегулированной специальными нормативными актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Согласно ч. 2 ст. 55 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 55 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018).
В силу части 6 статьи 55 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 сотруднику предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:1) основной отпуск; 2) дополнительные отпуска; 3) каникулярный отпуск; 4) отпуск по личным обстоятельствам; 5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы;6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 60 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 предусмотрено, что сотрудникам устанавливается дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ст. 59 и 60 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 сотрудникам ежегодно предоставляется основной, дополнительный отпуск в календарных днях.
В силу пункта 14 Приложения 11 Приказа Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска.
Согласно частям 1 и 2 статьи 56 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы», который действовал до 03.10.2021.
Согласно пункту 19 Порядка № 269 денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Как следует из пункта 20 Порядка № 269, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
16.08.2021 приказом ФСИН России № 701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, указанный порядок вступил в силу с 03.10.2021.
Между тем Приказом Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (вступивший в законную силу 22.08.2021) утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение № 11).
Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 197-ФЗ (пункт 7).
В соответствии с пунктом 8 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно пункту 9 рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Аналогичные положения содержатся в Правилах внутреннего служебного (трудового) распорядка сотрудников и работников ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области.
Таким образом, в соответствии с законом для реализации сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительного отработанного времени сверх режима служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Соответственно, выполнение сотрудником служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни должно быть компенсировано не позднее учетного периода - соответствующего календарного года.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 74 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018 сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Из пояснений сторон и исследованных письменных доказательств следует, что Кокин А.Е. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в период с 01.09.2003 по 10.11.2023 в должности заместителя начальника ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области. При увольнении Кокину А.Е. выплачена денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж в уголовно-исполнительной системе за 2023 г. в количестве 15 календарных дней. Компенсация в виде денежной выплаты за службу в выходные и праздничные дни за 2023 г. не выплачивалась. В соответствии графиком отпусков Кокину А.Е. предоставлены отпуска за 2021 г. с 10.01.2022 по 27.03.2022, за 2022 г. с 10.08.2022 по 23.09.2022 и с 01.11.2022 по 18.12.2022, за 2023 г. с 11.07.2023 по 22.08.2023 и с 23.08.2023 по 02.10.2023.
21.07.2023 Кокин А.Е. обратился с рапортом к начальнику ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о предоставлении дополнительных дней отдыха с 03.10.2023 по 09.11.2023 за ранее отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни в 2023 г. в количестве 304 часа. Рапорт Кокина А.Е. рассмотрен, приказом работодателя представлены дополнительные дни отдыха с 03.10.2023 по 09.11.2023 (38 календарных дней) за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 01.01.2023 по 10.07.2023 (304 часа).
Приказом № 403-лс от 16.08.2023 Кокин А.Е. уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет с 10.11.2023.
С рапортами о предоставлении дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2021 и 2022 годах Кокин А.Е. не обращался.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются письменными материалами дела, сомнений у суда не вызывают.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку Кокин А.Е. с рапортами к работодателю о предоставлении дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2021 и 2022 годах не обращался, о праве на получение компенсации в виде предоставления дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни истцу было известно, оснований для предоставления компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2021 и 2022 годах не имеется. В связи с чем, исковые требований Кокина А.Е. в указанной части удовлетворению не подлежат. Доводы Кокина А.Е. об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, как установлено судом за 2021 г. Кокин А.Е. находился в отпуске с 10.01.2022 по 27.03.2022, за 2022 г. – с 10.08.2022 по 23.09.2022 и с 01.11.2022 по 18.12.2022, о праве на получение компенсации в виде предоставления дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни истцу было известно, вместе с тем с иском о предоставлении указанной компенсации истец обратился в суд 04.12.2023, то есть с пропуском срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, о применении последствий пропуска которого заявлено ответчиком. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2021 и 2022 годах.
Из табелей учета рабочего времени Кокина А.Е. за 2023 г. следует, что время его работы в выходные и праздничные дни в период с 01.01.2023 по 10.07.2023 составило 304 часа (38 дней), что не оспаривается сторонами. Вместе с тем, ранее судом установлено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2023 г. Кокину А.Е. предоставлены к отпуску дополнительные дни отдыха с 03.10.2023 по 09.11.2023 (38 календарных дней). Оснований для компенсации дней отдыха в большем размере суд не усматривает, доводы истца о том, что дни отдыха должны были быть предоставлены исключительно из расчета количества рабочих дней, противоречат требованиям статей 59 и 60 ФЗ № 197-ФЗ от 19.07.2018, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
Поскольку истцу Кокину А.Е. за 2023 г. работодателем полностью компенсирована работа в выходные и нерабочие праздничные дни в 2023 г. путем предоставления дополнительных дней отпуска, оснований для взыскания денежной компенсации не имеется.
Таким образом, заявленные Кокиным А.Е. исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кокина А. Е. (паспорт №) к УФСИН России по Архангельской области (ИНН №) и ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области (ИНН №) о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 09.04.2024.
Председательствующий А.П. Спиридонов