57RS0022-01-2024-000474-94 Производство № 5-24/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 февраля 2024 года г. Орел
Судья Заводского районного суда г. Орла Настепанин В.Н., рассмотрев в порядке подготовки постановление заместителя прокурора Заводского района г. Орла Федорищева Ф.А. от 09 февраля 2024 года по ст.20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Степанова Дениса Юрьевича,
установил:
09.02.2024 года в Заводской районный суд г. Орла поступило постановление заместителя прокурора Заводского района г.Орла Федорищева Ф.А. от 09.02.2024 года по ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Степанова Д.Ю. с приложенными документами.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В силу ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение.
Вместе с тем, постановлением заместителя прокурора Заводского района г.Орла Федорищева Ф.А. от 09 февраля 2024 года по ст.20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Степанову Д.Ю. вменяется три самостоятельных состава правонарушений, а именно, то что в нарушение требований ст.ст. 1, 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ, п.п. 1, 6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ Степанов Д.Ю., (дата обезличена) года рождения, зарегистрированный по адресу: (адрес обезличен), находясь по месту регистрации (дата обезличена) в 06 час. 33 мин. в социальной сети (информация скрыта)» под публикацией с названием «(информация скрыта) разместил комментарий «бойцы тик тока ублюдка деда предатели сучьи!», в которой имеются высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по роду деятельности, происхождению – военнослужащие из Орла.
05.08.2023 в 15 час. 50 мин., Степанов Д.Ю., находясь по месту регистрации: (адрес обезличен), в социальной сети (информация скрыта) разместил комментарий «сдохните петухи деда бугкерного», в которой имеются высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по роду деятельности, происхождению – лица из Орла, добровольно вступившие в ряды вооруженных сил (орловские добровольцы).
29.07.2023 в 08 час. 01 мин., в Степанов Д.Ю., находясь по месту регистрации: (адрес обезличен), в социальной сети «(информация скрыта) разместил комментарий «эту нечисть на убой гнать надо вместе русских пацанов», в которой имеются высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по признакам национальности-мигранты.
Кроме того, в постановлении заместителя прокурора Заводского района г.Орла Федорищева Ф.А. от 09 февраля 2024 года по ст.20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Степанова Д.Ю. указывается, что из исследования № 475 от 18.11.2023, проведенного ЭКЦ УМВД России по Орловской области, следует, что в тексте, размещенном Степановым Д.Ю. 10.09.2023 в 06 час. 33 мин, имеются высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по роду деятельности, происхождению – военнослужащие из Орла.
Вместе с тем, к постановлению заместителя прокурора Заводского района г. Орла Федорищева Ф.А. от 09 февраля 2024 года по ст.20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Степанова Д.Ю. указанная справка об исследовании № 475 от 18.11.2023 не приложена.
Кроме того, в представленном материале отсутствуют сведения о том, привлекалось ранее лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении к административной ответственности или не привлекалось, тогда как указанные сведения влияют на назначение наказания.
Учитывая имеющиеся противоречия и неполноту представленного материала, изложенные выше нарушения не могут быть устранены и восполнены при рассмотрении протокола в суде, то руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
постановление заместителя прокурора Заводского района г. Орла Федорищева Ф.А. от 09 февраля 2024 года по ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Степанова Дениса Юрьевича со всеми материалами возвратить в Прокуратуру Заводского района г. Орла.
Определение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии определения.
Судья В.Н. Настепанин