Дело № 2 –394/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 октября 2017 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
при секретаре Беляевских П.Г.,
с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,
представителя ответчика – исполняющей обязанности главы Чусовской сельской администрации Мельниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа об обязании совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности исполнения законодательства в сфере содержания автомобильных дорог.
РЎРІРѕР№ РёСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ мотивировал тем, что РІ С…РѕРґРµ проверки исполнения законодательства РІ сфере содержания автомобильных РґРѕСЂРѕРі РЅР° территории Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, установлено, что РІ нарушение СЃС‚. 5, Рї.4 СЃС‚. 6, СЃС‚. 12 Федерального закона РѕС‚ 10.12.1995 в„–6-ФЗ «О безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения»; Рї. 3, 11 СЃС‚. 5, Рї. 9 СЃС‚. 6, Рї. 6 СЃС‚.13, С‡. 1 СЃС‚. 17, С‡. 1 СЃС‚. 18, Федерального закона РѕС‚ 08.11. 2007 в„–257-ФЗ «Об автомобильных дорогах Рё Рѕ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации»; Рї.5 С‡.1 СЃС‚. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Рї.Рї. 6 Рї.1 СЃС‚. 6 Устава Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°; Рї. 8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Технические средства организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений Рё направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 15.12.2004 в„– 120-СЃС‚); пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 4.6.1.1 ГОСТ Р -52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 23.10.2007 в„– 270-СЃС‚ РЅР° территории Р§СѓСЃРѕРІСЃРєРѕР№ сельской администрации РЅР° пешеходном переходе РЅР° автодороге РІ СЃ.Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° СѓР».Первомайская, возле РґРѕРјР° в„– 6, отсутствует: тротуар, перильное ограждение Рё стационарное электрическое освещение. Данные нарушения подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства РІ сфере безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РѕС‚ 13.10.2017.
Указанные автодороги находятся в границах муниципального образования «Шалинскии городской округ», являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и включены в перечень автомобильных дорог общего пользования Шалинского городского округа.
РџРѕ этим основаниям РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать ответчика РІ СЃСЂРѕРє 01.09.2018 организовать работу РїРѕ установке тротуара Рё перильного ограждения СЃ обеих сторон РґРѕСЂРѕРіРё РЅР° протяжении РЅРµ менее 50 метров РІ каждую сторону РѕС‚ нерегулируемого пешеходного перехода, стационарное электрическое освещение РЅР° автодороге РІ селе Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° СѓР».Первомайской возле РґРѕРјР° в„– 6 СЃ целью приведения РІ соответствие СЃ требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах Рё Рѕ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Федерального закона «О безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения», «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Технические средства организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений Рё направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 15.12.2004 в„– 120-СЃС‚), ГОСТ Р -52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 23.10.2007 в„– 270-СЃС‚.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. иск поддержал в полном объеме, при этом уточнив адрес местонахождения автодороги, где необходимо провести указанные работы - ул.Первомайской возле дома № 8, так как в иске и акте ошибочно указан адрес - ул.Первомайской возле дома № 6. В обоснование иска он указал, что данные нарушения были обнаружены в ходе проводившейся прокуратурой Шалинского района проверки соблюдения законодательства в сфере содержания автомобильных дорог в Шалинском городском округе. В соответствии с пунктом 3.1 положения о Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 № 124, к полномочиям Чусовской сельской администрации на подведомственной территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Выявленные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Шалинского городского округа, и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанной автомобильной дорогой. Обязанность по организации указанных в исковых требованиях работ относится к компетенции ответчика. Основанием для установки тротуара, ограждения и освещения является нахождение в данном районе детского учреждения - школы.
Представитель ответчика – исполняющая обязанности главы Чусовской сельской администрации Мельникова О.С. уточненные исковые требования признала в полном объеме. При этом пояснила, что обязанность по устранению данных недостатков относится к их компетенции. В указанном месте действительно находится детское учреждение. Работа в данном направлении ими ведется: сельская администрации имеет утвержденный в марте 2017 года проект организации дорожного движения на улично-дорожной сети с.Чусовое; также имеется локальный сметный расчет по обустройству пешеходных переходов вблизи школьных образовательных учреждений на территории с.Чусовое. Согласно ответу заместителя главы Администрации Шалинского городского округа от 20.10.2017, работа по обустройству пешеходного перехода запланированы на 2, 3 кварталы 2018 года. В связи с этим, срок исполнения решения суда до 01.09.2018 считает разумным.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
РР· акта проверки РѕС‚ 13.10.2017 (Р».Рґ.11), проекта организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети СЃ.Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ (Р».Рґ.27-30), фотографий (Р».Рґ.31-34) РІРёРґРЅРѕ, что РІ С…РѕРґРµ проведения проверки исполнения законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° автомобильных дорогах СЃ.Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ, выявлены недостатки РІ содержании РґРѕСЂРѕРі, дорожных сооружений Рё технических средств организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения вблизи образовательных организаций, Р° именно: СЃ.Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° СѓР».Первомайская, возле РґРѕРјР° в„– 8 отсутствует тротуар, ограждения СЃ обеих сторон РґРѕСЂРѕРіРё РЅР° протяжении РЅРµ менее 50 метров РІ каждую сторону РѕС‚ нерегулируемого пешеходного перехода, Р° также стационарное электрическое освещение.
Представителем ответчика указанный факт не оспаривался, более того, он в судебном заседании иск признал в полном объеме.
РР· представленных доказательств РІРёРґРЅРѕ, что автомобильная РґРѕСЂРѕРіР° СЃ.Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ, СѓР».Первомайская, возле РґРѕРјР° в„– 8, является муниципальной собственностью Рё находится РІ составе муниципальной казны Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° (Р».Рґ.13-14).
В соответствии с п.6, п.7, п.12 ст. 3, п.11 ст.5, п.9 ст.6, п.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог могут быть, в том числе, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Содержание автомобильной дороги включает в себя также организация и обеспечение безопасности дорожного движения.
В силу п.9 ст.6, п.1 ст.13 настоящего закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 1 ст.13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.12, ст.13 этого же Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, представляют информацию участникам дорожного движения о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п.2 п.3.1 Положения о Чусовской сельской администрации администрации Шалинского городского округа, утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 года № 124, к полномочиям Чусовской сельской администрации, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (л.д.16).
Пунктами 7.2.10, 6.2.17, 8.1.27 «ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков по ГОСТ Р52290, дорожной разметки по ГОСТ Р51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. Согласно п. 8.1.27 ГОСТ удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН. Ограничивающие пешеходные ограждения применяют, в том числе перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Согласно требованиям пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 4.6.1.1 ГОСТ Р -52766- 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 23.10.2007 N 270-СЃС‚ - тротуары или пешеходные РґРѕСЂРѕР¶РєРё устраивают РЅР° дорогах СЃ твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Р’ населенных пунктах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ типа тротуары устраивают РІ соответствии СЃ требованиями нормативных документов РЅР° планировку Рё застройку РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений. Тротуары располагают СЃ обеих сторон РґРѕСЂРѕРіРё, Р° РїСЂРё односторонней застройке - СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны. Стационарное электрическое освещение РЅР° автомобильных дорогах предусматривают, РІ том числе РЅР° пешеходных переходах, расположенных вблизи РѕС‚ РґРѕСЂРѕРіРё клубов, кинотеатров Рё РґСЂСѓРіРёС… мест сосредоточения пешеходов РІ населенных пунктах, РіРґРµ нет уличного освещения, РїСЂРё расстоянии РґРѕ мест РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ подключения Рє распределительным сетям РЅРµ более 500 Рј.
На основании изложенного, обязанность по установке тротуара, перильного ограждения с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода и стационарного электрического освещения на автодороге в селе Чусовое Шалинского городского округа на ул.Первомайской возле дома № 8, лежит на ответчике.
Данные положения законодательства подтверждает доводы истца о необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения и дают основания для удовлетворения исковых требований.
С учетом мнения сторон суд находит предложенный сторонами срок исполнения решения суда разумным и обоснованным.
Соответственно предъявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения на дорогах населенного пункта, как проживающих на территории с.Чусовое, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанной автомобильной дорогой.
Выявленные нарушения представителем ответчика не оспариваются, более того, он данный факт признаёт. Соответственно иск, подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что признание иска представителем ответчика – исполняющей обязанности главы Чусовской сельской администрации Мельниковой О.С. заявлено добровольно, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание представителем ответчика заявленных прокурором исковых требований.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности исполнения законодательства в сфере содержания автомобильных дорог, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Срок устранения выявленных нарушений, сторонами согласован и принят судом.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Шалинского района Свердловской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Р§СѓСЃРѕРІСЃРєРѕР№ сельской администрации Администрации Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕР± обязании совершить действия, направленные РЅР° соблюдение требований законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, удовлетворить.
Возложить РЅР° Р§СѓСЃРѕРІСЃРєСѓСЋ сельскую администрацию Администрации Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, обязанность РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 01.09.2018 организовать работу РїРѕ установке тротуара Рё перильного ограждения СЃ обеих сторон РґРѕСЂРѕРіРё РЅР° протяжении РЅРµ менее 50 метров РІ каждую сторону РѕС‚ нерегулируемого пешеходного перехода, стационарное электрическое освещение РЅР° автодороге РІ селе Р§СѓСЃРѕРІРѕРµ Шалинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° СѓР».Первомайской возле РґРѕРјР° в„– 8 СЃ целью приведения РІ соответствие СЃ требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах Рё Рѕ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Федерального закона «О безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения», «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Технические средства организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений Рё направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 15.12.2004 в„– 120-СЃС‚), ГОСТ Р -52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 23.10.2007 в„– 270-СЃС‚.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 31.10.2017.
Председательствующий судья С.Н.Миронова