Дело № 2-220/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Медведево 13 февраля 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
при секретаре Светлаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максимова А.В. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Максимов А.В. обратился в суд к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» с указанным иском.
В обоснование требований указано, что истец является сиротой, воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в Государственном образовательном учреждении Республики Марий Эл «<данные изъяты> Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В нарушение требований законодательства ответчик отказался предоставлять благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на его отсутствие.
Истец Максимов А.В., его представитель по доверенности Галимянова Р.Г. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить, также просили взыскать с ответчика судебные расходы в размере 22 360 руб., из которых 300 руб. – госпошлина для подачи иска в суд, 680 руб. – госпошлина для получения справки из ЕГРН, 1200 руб. – пошлина за оформление нотариальной доверенности, 100 руб. – пошлина за заверение копии доверенности у нотариуса, 80 руб. – расходы по ксерокопированию документов, 20000 руб. – расходы на оплату услуг представителя.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл по доверенности Абрамова В.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация не оспаривает того, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений <данные изъяты> района, которые подлежат обеспечению специализированным жилым помещением, однако жилое помещение будет предоставлено истцу только в <данные изъяты>, поскольку в настоящее время свободных специализированных жилых помещений у ответчика не имеется. Также просила снизить судебные расходы на оплату услуг представителя до 5 000 рублей, ссылаясь на множественность рассмотренных судом аналогичных дел.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, представленных учетных дел, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.ст. 1, 2 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» Республика Марий Эл передает администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия).
Из анализа вышеприведенного правового регулирования следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием органа местного самоуправления и возлагается на исполнительные органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл.
Судом установлено, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, что ответчиком не оспаривается. Согласно свидетельству о смерти I№ ... от <...> года мать истца ФИО9 умерла <...> года, при этом сведения об отце истца в запись акта о его рождении были внесены на основании заявления матери.
Комиссией по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях установлена невозможность проживания Максимова А.В. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ... так как в указанном жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрировано 5 человек, что является менее учетной нормы жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, установленном в муниципальном образовании «Медведевский муниципальный район», что подтверждается актом от <...> года № ....
В связи с указанным, решением администрации муниципального образовании «Медведевский муниципальный район» от <...> года № ... Максимов А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Необеспечение истца до настоящего времени жилой площадью нарушает его права, предусмотренные действующим законодательством как лиц, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие свободных специализированных жилых помещений, а также материальных и финансовых ресурсов на выполнение администрацией соответствующих государственных полномочий не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл, учитывая, что на сегодняшний день истец не обеспечен жилым помещением с учетом норм предоставления площади жилого помещения, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
Статьи 98 и 100 ГПК РФ устанавливают, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда. По ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, а также расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе и иные расходы, признанные судом необходимыми (ст.94 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что между Галимяновой Р.Г. и Максимовым А.В. заключен договор на оказание юридических услуг от <...> года, согласно которому представитель взяла на себя обязательство по подготовке искового заявления о предоставлении жилого помещения по договору найма из специализированного жилого помещения в Медведевский районный суд; представительство интересов клиента по данному иску в Медведевском районном суде в судебных заседаниях по доверенности; представительство интересов клиента по исполнению решения Медведевского районного суда в администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» и в службе судебных приставов по доверенности. Стоимость услуг составляет 20 000 руб. В подтверждение оплаты данных услуг суду представлена квитанция серии № ... № ... от <...> года.
При определении размера судебных расходов суд исходит из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от
21 января 2004 года № 454-О, указывает, что произвольное снижение реально понесенных лицом расходов недопустимо и вместе с тем возлагает на суд обязанность взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, поскольку это является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Абрамова В.В. возражала относительно заявленной суммы судебных расходов, ссылаясь на ее чрезмерный характер. Просила снизить сумму судебных расходов до 5 000 рублей.
Основываясь на положениях ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание объем совершенных представителем истца действий в рамках гражданского дела, характер оказанных услуг, степень участия представителя при рассмотрении дела, а также, учитывая категорию дела, то обстоятельство, что дело не представляет особой сложности, наличие многочисленной судебной практики по существу спора, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу, что размер заявленной взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя является завышенным, не соответствует требованиям ст. 100 ГПК РФ, в связи с чем, считает возможным снизить размер подлежащих взысканию с ответчика расходов на оплату услуг представителя до 8000 руб.
Максимовым А.В. также в ходе подготовки к делу понесены следующие расходы: расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы, связанные с получением выписки из ЕГРН, в размере 680 руб., расходы по нотариальному заверению копии доверенности в размере 100 руб., расходы на оказание услуг ксерокопирования в размере 80 руб. Указанные расходы понесены истцом для реализации права на обращение в суд, относятся к судебным издержкам и подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Расходы на оформление доверенности представителя в размере 1200 руб. в рассматриваемом случае не могут быть признаны судебными издержками, так как представленная суду доверенность является общей, а не для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Максимова А.В. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл предоставить Максимову А.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.
Взыскать с администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу Максимова А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы, связанные с получением выписки из ЕГРН, в размере 680 руб., расходы по нотариальному заверению копии доверенности в размере 100 руб., расходы на оказание услуг ксерокопирования в размере 80 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Л.Н. Иванова
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2018 года.