дело № 2а-168/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Карымское
Карымского р-на
Забайкальского края 28 марта 2016 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,
с участием административного ответчика Макаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Гольц Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Забайкальскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю) к Макаровой Т.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю обратилась в Карымский районный суд Забайкальского края с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Макарова Т.А. является плательщиком земельного налога, имеющим задолженность за 2010 год в размере 379 рублей 80 копеек, на которую начислены пени за период с 29.07.2010 по 29.11.2011 в размере 77 рублей 12 копеек. В адрес Макаровой Т.А. направлено налоговое уведомление, а затем требование, срок исполнения требования истёк 28.12.2011, однако указанная задолженность Макаровой Т.А. не погашена.
В судебное заседание административный истец – Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направил, о причинах неявки представителя не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя не просил. Участие представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Административный ответчик Макарова Т.А. выразила своё несогласие с заявленными административными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что фактически в её пользовании земельный участок, на который начислен налог, не находится, каким образом отказаться от права собственности на него, ей не известно.
Заслушав объяснения административного ответчика Макаровой Т.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Срок исполнения направленного в адрес Макаровой Т.Н. требования истёк 28.12.2011, с административным иском в Карымский районный суд Забайкальского края Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю обратилась 24.12.2015.
Вместе с тем, как следует из представленных суду письменных доказательств, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Макаровой Т.А. задолженности по земельному налогу и пени в общем размере 456 рублей 92 копейки Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю первоначально обратилась к мировому судье судебного участка № № <данные изъяты> Забайкальского края. По результатам рассмотрения указанного заявления 26.06.2015 вынесен судебный приказ о взыскании с Макаровой Т.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю задолженности по земельному налогу и пени в общем размере 456 рублей 92 копейки. Вместе с тем, определением мирового судьи судебного участка № № <данные изъяты> Забайкальского края от 24.07.2015 указанный судебный приказ отменён на основании соответствующего заявления должника Макаровой Т.А. 23.11.2015 начальником Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю принято решение № № о направлении документов для взыскания с Макаровой Т.А. задолженности по земельному налогу и пени в общей сумме 456 рублей 92 копейки в суд.
При таких обстоятельствах срок подачи административного искового заявления, установленный частью 2 статьи 286 КАС РФ, не является пропущенным.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из статьи 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, и налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
В соответствии со статьёй 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса (пункт 1).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4).
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.
Как следует из пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьёй 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса (пункт 2).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6).
В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Как следует из статьи 75 НК РФ, пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Как следует из материалов административного дела, Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю в адрес Макаровой Т.А. направлено налоговое уведомление № № о необходимости в срок до 01.11.2011 уплатить земельный налог за 2010 год на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> доля в праве собственности на который принадлежит ей, в размере 379 рублей 80 копеек.
В связи с неуплатой Макаровой Т.А. земельного налога в указанной сумме в установленный срок, Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю на сумму налога за период с 29.07.2010 по 29.11.2011 начислены пени в размере 77 рублей 12 копеек.
Представленный Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю расчёт пени произведён в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ.
Оснований для признания данного расчёта ошибочным суд не усматривает, полагая его обоснованным и арифметически верным.
13.12.2011 Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю в адрес Макаровой Т.А. направлено требование № № о необходимости в срок до 28.12.2011 уплатить задолженность по земельному налогу за 2010 год в размере 379 рублей 80 копеек и пени в размере 77 рублей 12 копеек.
При этом в установленный срок, что подтверждено административным ответчиком Макаровой Т.А. в судебном заседании, задолженность и пени в указанном размере Макаровой Т.А. не уплачены, следовательно, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю к Макаровой Т.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Макаровой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по земельному налогу за 2010 год в размере 379 рублей 80 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 29.07.2010 по 29.11.2011 в размере 77 рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Кузнецова
Мотивированное решение суда составлено 31.03.2016.