Решение по делу № 11-9463/2019 от 03.07.2019

Дело № 11-9463/2019 Судья Глухова М.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Жуковой Н.А., Галимовой Р.М.,

при секретаре          Уржумцевой С.Ю.

15 августа 2019 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 16 мая 2019 г. по иску Потаповой Светланы Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области о включении периода получения пособия по безработице в страховой стаж.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Мосевниной П.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Потапова С.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Миассе Челябинской области (далее - УПФР) о возложении обязанности включить в страховой стаж период получения пособия по безработице с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г.

В обоснование иска указала, что 26 марта 2019 г. подала заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением УПФР от 5 апреля 2019 г. № 267648/19/3080 ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью 37 лет и требуемого возраста 55 лет 6 месяцев. С этим решением она не согласна, так как частью 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено включение в страховой стаж периодов получения пособий по безработице, если им предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы. Указывает, что до признания безработной работала на АО «АЗ «Урал» и была уволена по собственному желанию 30 апреля 2015 г. Факт получения пособия по безработице в период с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г. удостоверен справкой ГКУ «Центр занятости населения г. Миасса».

Истец Потапова С.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика УПФР Мосевнина П.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, указав о законности обжалуемого решения и включении спорного периода в страховой стаж при назначении пенсии на общих основаниях.

Суд принял решение, которым признал незаконным и отменил решение УПФР от 5 апреля 2019 г. № 267648/19 в части отказа во включении в страховой стаж Потаповой С.Ю. периода получения пособия по безработице с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г., обязал УПФР зачесть в страховой стаж Потаповой С.Ю. период получения пособия по безработице с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г.

Не согласившись с решением суда, ответчик УПФР обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что в рамках повышения пенсионного возраста в 2019 году необходимым условием для удовлетворения заявления Потаповой С.Ю. о назначении пенсии с 55 лет является наличие 37 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При этом для переходного периода в 2019 году в целях назначения страховой пенсии женщинам 55 лет законодатель предусмотрел специальное начисление страхового стажа в соответствии с положениями части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеющими отсылочную форму к нормам части 1 статьи 11 и пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», из которых следует, что при подсчете этого стажа учитываются периоды работы или иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в ПФР, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в периоды временной нетрудоспособности. Иных периодов законодателем в указанном случае не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» стаж Потаповой С.Ю. составляет 35 лет 6 месяцев 24 дня. Период получения пособия по безработице с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г. в подсчет страхового стажа, дающего право выхода на пенсию в 55 лет, включению не подлежит. Истцом не выполнено условие о наличии не менее 37 лет страхового стажа на дату подачи заявления о назначении страховой пенсии, поэтому оснований для признания незаконным решения УПФР от 5 апреля 2019 г. № 267648/19 не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Потапова С.Ю. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР – без удовлетворения.

Истец Потапова С.Ю. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы без её участия, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно части 1 статьи 8 этого Федерального закона в редакции, действующей с 1 января 2019 г., (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Приложением № 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» предусмотрено, что для лиц, достигших в 2019 году возраста 55 лет, возраст, по достижению которого возникает право на страховую пенсию, составляет 55 лет + 12 месяцев.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Федеральный закон от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Как следует из материалов дела, Потапова С.Ю. свою трудовую деятельность начала 1 июля 1981 г., не осуществляла трудовую деятельность в период с 1 мая 2015 г. по 30 ноября 2016 г. (л.д. 7-11).

Согласно справке ГКУ Центр занятости населения г. Миасса Челябинской области в период с 1 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г. Потапова С.Ю. состояла на учете в качестве безработной и получала пособие по безработице (л.д. 21).

26 марта 2019 г. Потапова С.Ю., 25 апреля 1964 года рождения, обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 33-37).

Решением УПФР от 5 апреля 2019 г. № 267648/19 Потаповой С.Ю. отказано в установлении пенсии по причине отсутствия страхового стажа продолжительностью не менее 37 лет, требуемого возраста 55 лет 6 месяцев. Продолжительность её страхового стажа определена в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» - 35 лет 06 месяцев 24 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 104,69. Из страхового стажа Потаповой С.Ю. исключены периоды: с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г. период получения пособия по безработице, отпуска без сохранения заработной платы 1 день в 2002 году, 2 дня в 2006 году, 30 дней в 2008 году, 1 месяц 21 день в 2009 году., 5 марта 2011 г., 4 августа 2012 г., 24 августа 2012 г., 31 августа 2012 г., 7 сентября 2012 г., 14 сентября 2012 г., с 21 сентября 2012 г. по 22 сентября 2012 г., с 28 сентября 2012 г. по 30 сентября 2012 г., 5 октября 2012 г., с 12 октября 2012 г. по 13 октября 2012 г., 19 октября 2012 г., 26 октября 2012 г., с 2 ноября 2012 г. по 3 ноября 2012 г., с 16 ноября 2012 г., по 17 ноября 2012 г., 23 ноября 2012 г., 30 ноября 2012 г., 7 декабря 2012 г., 14 декабря 2012 г., 21 декабря 2012 г., с 28 декабря 2012 г. по 29 декабря 2012 г., с 8 августа 2013 г. по 9 августа 2013 г., 20 сентября 2013 г., 27 сентября 2013 г., 4 октября 2013 г., 11 октября 2013 г., 18 октября 2013 г., 25 октября 2013 г., с 16 июля 2014 г. по 17 июля 2014 г., поскольку за данные периоды работы не производились начисления и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 12).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды получения пособия по безработице засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы, поэтому решение УПФР в части отказа в зачете этого периода в страховой стаж является незаконным.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют действующему в спорный период законодательству.

Истец обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии и достигла возраста 55 лет в период действия Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, которым увеличен возраст, с которого возникает право на назначение страховых пенсий, для женщин, достигших в 2019 году возраста 55 лет, он составил 56 лет (в переходный период 55 лет 6 месяцев).

Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Вместе с тем, частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрен специальный порядок исчисления этого страхового стажа. Так, при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж для определения права на страховую пенсию лицам, указанным в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно женщинам, достигшим возраста 55 лет, периода получения пособия по безработице.

Право истца на включение в страховой стаж данного периода при обращении за страховой пенсией по достижении возраста 55 лет 6 месяцев ответчиком не нарушено, поскольку с таким заявлением она еще не обращалась, достигнет этого возраста 25 октября 2019 г.

Из пояснений представителя ответчика УПФР в судах первой и апелляционной инстанций следует, что период получения пособия по безработице будет включен в страховой стаж истца при обращении с заявлением о назначении пенсии на общих основаниях без применения положений части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

На основании изложенного, правовых оснований для признания незаконным и отмены решения УПФР от 5 апреля 2019 г. № 267648/19 в части отказа во включении в страховой стаж Потаповой С.Ю. периода получения пособия по безработице с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г., возложения обязанности на ответчика зачесть в страховой стаж Потаповой С.Ю. период получения пособия по безработице с 5 мая 2015 г. по 2 ноября 2016 г. не имелось, поэтому решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца Потаповой С.Ю. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 16 мая 2019 г. отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении требования Потаповой Светланы Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области отказать в полном объеме.

Председательствующий

Судьи:

11-9463/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Потапова Светлана Юрьевна
Ответчики
ГУ - УПФР в г. Миассе Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
15.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее