Дело № 1-149/2022
УИД 75RS0010-01-2022-001165-18
П Р И Г О В О Р
и м е н е м Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Забайкальск 06 октября 2022 г.
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Камендановой И.В.,
при секретаре Дулмаевой С.Ц.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Забайкальского района Забайкальского края Юрьева В.В.,
подсудимой Шароповой Г.В.,
адвоката Ерохиной О.А., представившей удостоверение № и ордер № от 21.07.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1 – 149/2022 в отношении
ШАРОПОВОЙ ГАЛИНЫ ВИКТОРОВНЫ, <данные изъяты>,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Шаропова Г.В. совершила применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, угрозу применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Преступление совершено подсудимой <адрес> при следующих обстоятельствах.
Т.Р.А., приказом <данные изъяты> назначенная на должность <данные изъяты> ОМВД России по <данные изъяты> (далее по тексту – инспектор <данные изъяты>) и Э.Б.Б. приказом <данные изъяты> назначенный на должность <данные изъяты> дежурной части ОМВД России <данные изъяты> (далее по тексту – полицейский <данные изъяты> в соответствии с проводимой на территории Забайкальского края в период с 16.05.2022 по 18.05.2022 оперативно-профилактических мероприятий «Семья», утвержденного начальником УМВД России по Забайкальскому краю, 16.05.2022 исполняли свои обязанности в форменном обмундировании.
В соответствии с п.п. 1, 2, 4, 5, 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции»), на Т.Р.А. и Э.Б.Б., как на действующих сотрудников полиции, возложены обязанности в том числе: осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности; выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, и других общественных местах; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В соответствии с п.п. 1, 3, 13, 14 ч. 1 ст. 13, ч. 1 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О полиции» Т.Р.А. и Э.Б.Б., как действующим сотрудникам полиции, предоставлены права в том числе: требовать от граждан прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности; вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина; доставлять граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции» Т.Р.А. и Э.Б.Б., являясь сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае выявления административного правонарушения, происшествия, принять меры по предотвращению и пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении.
Согласно должностных инструкций инспектора <данные изъяты> ОМВД России <данные изъяты> от 01.02.2022, пп. 9.22.2, 9.23, 9.24, 9.25, 9.27, 9.31 и <данные изъяты> дежурной части ОМВД России <данные изъяты> от 25.12.2019, п.5.26.3, утвержденных начальником ОМВД России <данные изъяты>, Т.Р.А. и Э.Б.Б.. обязаны: в случае обращения к ним граждан с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции; знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях; осуществлять организацию работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, принимать меры по недопущению и предотвращению правонарушений и преступлений несовершеннолетних на территории закрепленного участка; участвовать в разработке и проведении оперативно-профилактических мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; проводить разъяснительную работу с родителями об ответственности за воспитание и обучение несовершеннолетних; осуществлять взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, опеки и попечительства, образования, общественными формированиями в пределах своей компетенции. Кроме того, в соответствии с п. 4.22, 4.23.1, 4.23.4 должностной инструкции Э.Б.Б. имеет право: на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О полиции»; требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального округа, в иное служебное помещение.
В связи с изложенным, Т.Р.А. и Э.Б.Б., как действующие сотрудники полиции призваны защищать собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, и наделены правом применения мер принуждения в пределах, установленных действующим законодательством. Они обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав применять меры к устранению данных обстоятельств.
Таким образом, Т.Р.А. и Э.Б.Б., на постоянной основе выполняя вышеуказанные функции представителя власти, являлись должностными лицами, наделенными в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
К.Н,Д. распоряжением и.о. главы муниципального района № от 19.01.2022 назначена на должность главного специалиста – <данные изъяты> (далее по тексту – секретарь КДН и ЗП.
В соответствии со ст.ст. 1, 3, 5 и 6 Закона Забайкальского края от 23.07.2014 № 1023-ЗЗК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Забайкальском крае» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающими защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, обеспечивающими осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; систему комиссий составляют районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; задачами комиссий являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Состав комиссии состоит - председатель комиссии, заместители председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии; муниципальные комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Забайкальского края; рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Забайкальского края от 2 июля 2009 года № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» к компетенции муниципальных комиссий; осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Забайкальского края; ответственный секретарь комиссии выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии.
В соответствии с постановлением главы муниципального района «<данные изъяты>» № от 10.10.2018 создана муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района «<данные изъяты>».
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.
В соответствии с п. 5 ч. 2, ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции: применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей; вправе принимать решение в отношении несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
В соответствии с требованиями пп. 3.1.3, 3.1.5, 3.1.13 должностной инструкции главного специалиста (<данные изъяты>) Администрации муниципального района «<данные изъяты>», утвержденной 10.01.2022 и.о. главы муниципального района «<данные изъяты>» и. ч. 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ К.Н,Д. обязана - обеспечивать рассмотрение комиссией дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними; совместно с заинтересованными органами и ведомствами организовывать контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявлять родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, которые не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними, с целью применения к родителям или иным законным представителям мер воздействия, сообщать в орган опеки и попечительства об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, К.Н,Д. осуществляя полномочия, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, временно исполняет функции представителя исполнительной власти и обладает организационно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления, то есть является должностным лицом.
16 мая 2022 г. в период с 15 часов 00 минут до 19 часов 00 минут инспектор <данные изъяты> Т.Р.А., совместно с полицейским <данные изъяты> Э.Б.Б., находясь при исполнении своих должностных обязанностей, в рамках проведения оперативно-профилактического мероприятия «Семья», выехали к состоящей на профилактическом учете в категории неблагополучная семья в ПДН ОМВД России по <данные изъяты> Шароповой Г.В., проживающей по <адрес>, и обнаружили факт нахождения Шароповой Г.В. в состоянии алкогольного опьянения у себя дома с посторонними мужчинами, что свидетельствовало о нахождении <данные изъяты> в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, то есть установили признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ. После этого, инспектор ПДН Т.Р.А. во исполнение ст. 77 Семейного кодекса РФ, с целью <данные изъяты> Шароповой Г.В., по телефону сообщила о данном факте главному специалисту <данные изъяты> управления образования администрации муниципального района «<данные изъяты>» Ф.А.Я.
В это время у Шароповой Г.В. возник умысел на применение в отношении сотрудников полиции Т.Р.А. и Э.Б.Б. насилия, не опасного для их жизни и здоровья. Осуществляя задуманное, Шаропова Г.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в указанное время и в указанном месте, понимая и зная, что Т.Р.А. является сотрудником полиции – представителем власти, исполняющим свои должностные обязанности, выражаясь в адрес последней нецензурной бранью, порвала бланк протокола об административном правонарушении и, замахиваясь руками и ногами в сторону Т.Р.А., высказала угрозу применения насилия в отношении нее, которую та восприняла реально для себя, так как Шаропова Г.В. находилась в состоянии алкогольного опьянения, вела себя агрессивно в отношении нее.
Далее Шаропова Г.В., при попытке полицейского <данные изъяты> Э.Б.Б., пресечь ее противоправные действия и не допустить совершению ею применения насилия в отношении инспектора <данные изъяты> Т.Р.А., понимая и зная, что Э.Б.Б. является сотрудником полиции – представителем власти, исполняющим свои должностные обязанности, выражаясь в его адрес нецензурной бранью, нанесла не менее одного удара рукой по груди последнего, причинив ему физическую боль. Как только инспектор <данные изъяты> Т.Р.А., опасаясь реализации Шароповой Г.В. угрозы применения в отношении нее насилия, отошла к входной двери квартиры, Шаропова Г.В. схватив поочередно стеклянную банку и металлическую кочергу, бросила их в сторону Т.Р.А., однако последняя успела выйти из квартиры и закрылась входной дверью.
Далее, секретарь КДН и ЗП К.Н,Д. по указанию председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «<данные изъяты>», прибыв совместно с главным специалистом <данные изъяты> администрации муниципального района «<данные изъяты>» Ф.А.Я. по указанному адресу в указанное время, и убедившись, что дети Шароповой Г.В находятся в ситуации угрожающей их жизни и здоровья, потребовали от последней собрать детей для последующего их отобрания из семьи.
Шаропова Г.В. продолжая реализацию своего преступного умысла, находясь в состоянии алкогольного опьянения в указанное время в указанном месте, увидев, что инспектор <данные изъяты> Т.Р.А. вернулась в ее квартиру и совместно с Ф.А.Я. и К.Н,Д. хочет <данные изъяты>, нанесла один удар рукой по лицу Т.Р.А., причинив ей физическую боль. После этого Шаропова Г.В. продолжая свой преступный умысел, осознавая, что К.Н,Д. является представителем власти – главным секретарем КДН и ЗП, исполняющей свои должностные обязанности, высказывая в ее адрес слова угрозы применения насилия выражаясь нецензурной бранью, нанесла один удар рукой по лицу К.Н,Д., причинив ей физическую боль.
В соответствии с заявленным подсудимой Шароповой Г.В. в присутствии защитника - адвоката Ерохиной О.А. ходатайством данное дело рассмотрено в особом порядке. Подсудимая Шаропова Г.В. осознаёт последствия и характер заявленного ей ходатайства, согласна с предъявленным ей обвинением, которое обоснованно и подтверждено собранными по делу доказательствами.
Потерпевшие Т.Р.А., Э.Б.Б. и К.Н,Д., извещенные надлежаще о месте и времени рассмотрения уголовного дела в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласны на особый порядок рассмотрения уголовного дела.
Государственный обвинитель Юрьев В.В., согласен на рассмотрение дела в особом порядке, каких-либо препятствий для данной процедуры суд не установил.
Уголовным законом Российской Федерации вменяемое Шароповой Г.В. преступление отнесено к категории преступлений средней тяжести, что в силу ч.1 ст.314 УПК РФ не препятствует применению особого порядка принятия судебного решения в порядке главы 40 УПК РФ.
При согласии участников процесса суд, рассмотрев данное дело в особом порядке, квалифицирует действия подсудимой Шароповой Г.В. по ч.1 ст.318 УК РФ, так как она применила насилие, не опасное для жизни и здоровья, а также угрозу применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своим должностных обязанностей.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимой, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, а также требования ч. 3 ст. 60, ч.5 ст.62 УК РФ.
Оценивая психическое состояние подсудимой, суд учитывает медицинскую справку ГУЗ «<данные изъяты>» о том, что Шаропова Г.В. на учете у врача психиатра не состоит, <данные изъяты> С учетом материалов дела, касающихся личности подсудимой и обстоятельств совершения ею преступления, суд признает Шаропову Г.В. за содеянное вменяемой.
Шаропова Г.В. совершила одно преступление средней тяжести против порядка управления, ранее не судима, трудоустроена, характеризуется посредственно.
К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимой, суд относит признание ей вины, раскаяние в содеянном, принятие мер по заглаживанию вреда, причиненного преступлением, выраженное в принесении извинений потерпевшим.
Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимой, суд, исходя из характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, личности подсудимой, на основании ч.1.1. ст.63 УК РФ признает совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, поскольку, как установлено в судебном заседании, именно нахождение подсудимой в состоянии такого опьянения явилось фактором, повышающим общественную опасность деяний, поскольку способствовало совершению преступления, в котором она обвиняется, указанное обстоятельство не отрицала и подсудимая в ходе судебного заседания.
Суд, учитывая фактические обстоятельства преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ, и степень его общественной опасности, данные о личности подсудимой, учитывая наличие отягчающего наказание обстоятельства, не находит оснований для применения ч.6 ст.15 УК РФ.
Решая вопрос о виде наказания подсудимой Шароповой Г.В., суд считает необходимым назначить ей, с учетом данных о ее личности и обстоятельств совершения ею преступления, для достижения целей исправления и перевоспитания подсудимой, наиболее строгий вид наказания из числа предусмотренных санкцией ч.1 ст.318 УК РФ – лишение свободы, поскольку назначение менее строгих наказаний не достигнет целей наказания. При этом, учитывая наличие смягчающих наказание обстоятельств, социальную адаптированность подсудимой, суд полагает возможным применение к назначенному наказанию правил ст.73 УК РФ.
Обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, суд не находит и ст.64 УК РФ не применяет.
В связи с рассмотрением уголовного дела в особом порядке и назначением наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией ч.1 ст.318 УК РФ, суд применяет положения ч.5 ст.62 УК РФ при назначении наказания подсудимой.
Согласно ч.10 ст.316 УПК РФ процессуальные издержки взысканию с подсудимой не подлежат.
Вопрос о судьбе вещественных доказательств по делу подлежит разрешению в порядке ст.81 УПК РФ.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307-309, 316 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л :
ШАРОПОВУ ГАЛИНУ ВИКТОРОВНУ признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком 1(один) год.
В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное Шароповой Г.В. наказание считать условным с испытательным сроком в 1 (один) год.
Возложить на осужденную дополнительную обязанность: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных, ежемесячно являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных.
Разрешить потерпевшим Т.Р.А., К.Н,Д. пользоваться и распоряжаться переданными им вещественными доказательствами – головным убором (пилоткой), принадлежащей Т.Р.А., очками, принадлежащими К.Н,Д., после вступления приговора в законную силу.
Вещественные доказательства – 2 протокола об административном правонарушении, СД-диск с видеозаписями – хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Судья
Забайкальского районного суда подписано И.В. Каменданова
Копия верна: Судья И.В.Каменданова