Решение по делу № 2-401/2016 (2-4745/2015;) от 08.12.2015

Мотивированное решение составлено 25.02.2016

Дело № 2-401/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2016 года             город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд

в составе: председательствующего Сорокиной С.В.,

при секретаре Пшевалковской Я.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-421/2016 по иску прокурора города Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о возложении обязанности организовать выполнение работ по обустройству тротуара, оборудованию пешеходных переходов,

установил:

прокурор города Первоуральска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению Жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, в котором с учетом принятых судом уточнений требований просил суд возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по обустройству тротуара в районе дома <адрес> (до проезжей части автомобильной дороги по <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ, оборудованию пешеходными переходами участки автомобильной дороги по <адрес>: через проезжую часть автомобильной дороги, расположенной по ул.<адрес>; через проезжую часть автомобильной дороги по <адрес> к ГБЗУ СО «Городская больница № 1; через проезжую часть автомобильной дороги по <адрес> по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ и Правилами дорожного движения РФ.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги <адрес>, установлено, что автомобильная дорога имеет четыре пересечения с автомобильными дорогами по ул.<адрес> и <адрес>. В районе <адрес> (до проезжей части автомобильной дороги по <адрес>) отсутствует обустроенный тротуар. Кроме того, на всем протяжении автомобильной дороги по <адрес> отсутствуют пешеходные переходы, дорожные знаки, обозначающие движение пешеходов, искусственные дорожные неровности, дорожные знаки, обозначающие искусственные дорожные неровности. Отсутствие указанных элементов автомобильной дороги не обеспечивает реализацию установленных ст.3 ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения.

ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно ст. 4.1.1. данного ГОСТ автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии с п. 5.1.9, 5.6.24, ГОСТ 52289-2004 знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней.

Кроме этого, согласно п. 4.5.2.1., 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Требования данного ГОСТ Р 52766-2007 распространяются на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

Правилами дорожного движения РФ также предусмотрено наличие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, 1.14.2 ("зебра"), обозначающей пешеходный переход.

В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Кроме этого, согласно п. 4.5.1.1., 4.5.1.2., 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

    С учетом требований названного государственного стандарта, автомобильная дорога по <адрес> подлежит оборудованию пешеходными переходами на следующих ее участках:

- через проезжую часть автомобильной дороги, расположенной по ул. <адрес>,

- через проезжую часть автомобильной дороги, расположенной по <адрес>, от <адрес> ГБЗУ СО «Городская больница № 1»;

- через проезжую часть автомобильной дороги, расположенной по <адрес>, от <адрес>.

С учетом требований названного государственного стандарта, автомобильная дорога по <адрес> подлежит оборудованию тротуаром на следующем ее участке – в районе <адрес> (до проезжей части автомобильной дороги по <адрес>).

    Установлено, что Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, являющимся балансодержателем автомобильных дорог городского округа Первоуральск и главным распорядителем бюджетных средств, ДД.ММ.ГГГГ с Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» заключен муниципальный контракт № 1-К-373. По настоящему контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства городского округа Первоуральск (далее по тексту контракта – объекты содержания) в 2016 году (далее – работы), в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложения с № 1 по № 5) и Техническим заданием (Приложение № 6), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы. Под содержанием объектов содержания, обусловленных муниципальным контрактом, сторонами понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния объектов содержания, оценке его технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности объектов, предусмотренных следующими нормативно – правовыми актами: Содержание дорог - ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

    Из положений названного муниципального контракта следует, что действие контракта связано с содержанием уже существующих автомобильных дорог и их элементов. Обустройство автомобильных дорог новыми элементами являются новыми расходными обязательствами главного распорядителя бюджетных средств, которым является Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, которое в соответствии ст. 38 Устава городского округа Первоуральск является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. К компетенции Управления относится реализация муниципальной политики в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Первоуральск.

В соответствии с пп. 1, 10 п. 16 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 25.12.2014 № 242 в целях выполнения задач, указанных в п. 15 настоящего Положения, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск осуществляет следующие функции: размещение муниципального заказа в сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, объектов внешнего благоустройства городского округа Первоуральск; организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа Первоуральск (л.д.117-122).

В судебном заседании помощник прокурора города Первоуральска Свердловской области Мягков А.Д. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск Нуждина Л.С. иск не признала, суду пояснила, что Управление исполняет функции органа местного самоуправления, организационно-распорядительные, управленческие и иные властные функции, а не функции хозяйствующего субъекта. В рамках возложенных на Управление функций ответчик организовал проведение работ в сфере содержания автомобильных дорог посредством заключения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным контрактом на подрядчика ПМУП «ПО ЖКХ» возложена обязанность выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства городского округа Первоуральск. Просит в иске к Управлению отказать. Полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ПМУП «ПО ЖКХ».

Представитель третьего лица ПМУП «ПО ПЖКХ» Мотина К.А. в судебном заседании иск прокурора поддержала, суду пояснила, что в рамках заключенного муниципального контракта ПМУП ПО «ЖКХ» выполняют работы по содержанию автомобильных дорог, территории, объектов и элементов благоустройства ГО Первоуральск в соответствии с локальными сметными расчетами, техническим заданием. В случае, если со стороны УЖКХ и С ГО Первоуральск поступит заявка и оплата по выполнению заявленных прокурором в иске работ, данные работы будут ими выполнены. Считает, что надлежащим ответчиком по иску является УЖКХ и С ГО Первоуральск.

Представитель третьего лица ОМВД России по г.Первоуральску Терехов А.В., в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Пояснил, что совместно с прокурором им был осуществлен выезд на <адрес>, составлен акт проверки состояния автомобильной дороги. Автомобильная дорога на всем своем протяжении не оборудована пешеходными переходами, тогда как на указанной улице расположен объект социального назначения – городска больница.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3).

Согласно положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности (ч.4 ст.6 Закона).

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог, объектов улично-дорожной сети правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. ч. 1 и 2 ст. 12).

27.12.2015 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГО Первоуральск (заказчик) и Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт 1-К-373, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства городского округа Первоуральск в 2016 году, в соответствии с локальными сметными расчетами и техническим заданием (л.д.57-78).

С целью толкования обязательств, принятых на себя сторонами по настоящему муниципальному контракту, подрядчик, в соответствии с п.2 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации», является лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, обязанным обеспечить соответствие состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам (п.1.5 муниципального контракта).

С целью исполнения обязанностей лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог, подрядчик принимает, а заказчик передает согласно реестру улично-дорожной сети, автомобильные дороги г.о.Первоуральск в эксплуатацию на срок выполнения обязательств по настоящему договору (п.1.4 муниципального контракта).

Подрядчик самостоятельно, за свой счет, своими силами, обязан своевременно выполнять поручения заказчика, устранять допущенные нарушения соответствия состояние дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, выполнять законные требования государственных и муниципальных органов власти (п.4.1.17 муниципального контракта).

Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 38 Устава городского округа Первоуральск, п.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 25.12.2014 № 242, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. К компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск относится реализация муниципальной политики, в том числе и в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп.2 п.4 ст.. 38 Устава городского округа Первоуральск).

Согласно п. 6, п.15, п.16 Положения об УЖКХиС г.о.Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 25.12.2014 № 242, Управление является главным распорядителем средств бюджета городского округа Первоуральск, направляемых на финансирование жилищно - коммунального, дорожного хозяйства, объектов внешнего благоустройства в границах г.о. Первоуральск; участвует в формировании и проведении единой политики в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства; обеспечивает устойчивое и эффективное функционирование жилищно-коммунального и дорожного комплекса городского округа Первоуральск через оптимальное сочетание договорных и административных методов управления.

В соответствии с п. п. 1, 2 Административного Регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Первоуральск, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Первоуральск от 19.01.2015 № 19, административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Первоуральск разработан в целях установления сроков и последовательности административных действий органа муниципального контроля при осуществлении полномочий по муниципальному контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Первоуральск, а также порядка взаимодействия органа муниципального контроля с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти при осуществлении муниципального контроля. Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Первоуральск осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На основании изложенного, непосредственная реализация муниципальной политики в сфере осуществления мероприятий связанных с дорожной деятельностью, а также с обеспечением безопасности дорожного движения в городском округе Первоуральск, возложена на отраслевой орган местного самоуправления - Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, которое для выполнения конкретных мероприятий привлекает ПМУП «ПО ЖКХ».

Таким образом, УЖКХиС г.о.Первоуральск является лицом, уполномоченным на осуществление функций по организации и обеспечению надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства ГО Первоуральск.

Доводы представителя ответчика УЖКХиС г.о.Первоуральска о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с муниципальным контрактом ПМУП «ПО ЖКХ» приняло на себя обязательство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Первоуральского городского округа, судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не освобождает Управление от обязанности по организации надлежащего содержания автомобильной дороги, территории, объектов и элементов благоустройства ГО Первоуральск, соответствие их установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, и в этих вопросах Управление несет имущественную, административную и иную ответственность за надлежащую организацию содержания улично-дорожной сети наравне с иными лицами.

Таким образом, УЖКХиС г.о.Первоуральск имеет полномочия по организации решения любых вопросов, связанных в дорожной деятельностью в данном городском округе.

Кроме того, в соответствии с Пунктами 4.4.2, 4.4.3 Муниципального контракта заказчик вправе в любое время проверять ход выполнения работ, требовать надлежащего выполнения настоящего контракта.

Исходя из вышеуказанных норм, и представленных письменных доказательств по делу, доводы представителя Управления ЖХК и строительства городского округа Первоуральск о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд считает необоснованными.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства в районе <адрес> (до проезжей части автомобильной дороги по <адрес>) отсутствует обустроенный тротуар. Кроме того, на протяжении всей автомобильной дороги по <адрес> отсутствуют пешеходные переходы, дорожные знаки, обозначающие движение пешеходов, искусственные дорожные неровности, дорожные знаки, обозначающие искусственные дорожные неровности.

Указанное является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р52766-2007.

Факт выявленных нарушений содержания улично-дорожной сети представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в настоящее время не устранены, доказательств обратного в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Управлением ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск по обеспечению организации выполнения работ по обустройству тротуара, оборудованию пешеходных переходов.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что предлагаемый прокурором срок для устранения допущенных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

иск прокурора города Первоуральск в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Управление Жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по обустройству тротуара в районе <адрес> (до проезжей части автомобильной дороги по <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ, оборудованию пешеходными переходами участки автомобильной дороги по <адрес>: через проезжую часть автомобильной дороги, расположенной по ул.<адрес>; через проезжую часть автомобильной дороги по <адрес> к ГБЗУ СО «Городская больница № 1; через проезжую часть автомобильной дороги по <адрес> по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ и Правилами дорожного движения РФ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловском областном суде через суд г.Первоуральска.

Председательствующий: С.В. Сорокина

2-401/2016 (2-4745/2015;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск
ПМКУ "Городское хозяйство"
ПМУП "Производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства"
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Дело на странице суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
08.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2015Передача материалов судье
10.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2016Судебное заседание
09.02.2016Судебное заседание
20.02.2016Судебное заседание
25.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее