РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2020 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Жигало И.В.,
с участием представителя административного истца Русаева С.Д., представителя административного ответчика Рогонова Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД № 71RS0028-01-2020-002466-79 (производство № 2а-1774/2020) по административному исковому заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (далее КИЗО администрации г. Тулы) к Тульскому природоохранному прокурору о признании незаконным представления,
у с т а н о в и л :
КИЗО администрации г. Тулы обратился в суд с административным иском к Тульскому природоохранному прокурору о признании незаконным представления, вынесенного в адрес председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы А.В. Слепцова об устранении нарушений законодательства о защите окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что данное представление было вынесено в адрес КИЗО администрации г. Тулы в связи с установлением нарушений требований Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в адрес представителя собственника имущества муниципального образования город Тула, от использования которого производится загрязнение окружающей среды – металлического мазутохранилища и мазутонасосной станции, расположенных по адресу: <адрес>, – КИЗО администрации г. Тула. С данным представлением административный истец не согласен и ссылается на то, что КИЗО является муниципальным казенным учреждением, отраслевым органом администрации, в полномочия которого, в том числе, включено осуществление в установленном порядке содержания имущества муниципальной казны. КИЗО не осуществлял хозяйственную и иную деятельность в отношении приобретенных у бывшего Тульского комбайнового завода мазутохранилища, мазутонасосной станции, данные объекты находятся на балансе МУ «Городская служба единого заказчика», то есть представление вынесено в адрес ненадлежащего лица, не в тот орган, которых полномочен устранить допущенные нарушения. Кроме того, действующее законодательство, регламентирующее работу с мазутом в случае его розлива, не требует проведения рекультивации земельного участка, так как мазут не образует токсичные соединения. Просил признать незаконным представление природоохранного прокурора Тульской природоохранной прокуратуры Н.Д. Ахмедова в адрес председателя КИЗО администрации г. Тулы А.В. Слепцова об устранении нарушения законодательства о защите окружающей среды и природопользования, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ за №.
В судебном заседании представитель административного истца председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Русаев С.Д. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на те же основания, которые изложены в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Тульского природоохранного прокурора помощник прокурора Рогонов Н.Е. возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований, ссылался на то, что при проведении проверки доводов публикации, размещенной в сети Интернет, были установлены факты разлива нефтепродуктов на земельном участке с № на территории бывшего ОАО «Тульский комбайновый завод», расположенного по адресу: <адрес>, в связи с размещением на нем металлического мазутохранилища и мазутонасосной станции, находящихся в собственности муниципального образования город Тула, от имени которого выступает КИЗО администрации г. Тула. Было установлено, что на указанном земельном участке произведено размещение и хранение отходов 3 класса опасности с нарушением требований п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». При этом КИЗО администрации г. Тулы как юридическое лицо, наделенное полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, вопреки требованиям законодательства не выполняло возложенные обязанности по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженный, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не надлежащим образом содержало муниципальное имущество, в результате чего произошел разлив нефтепродукта (мазута) на земельный участок и попадание в почву. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как следует из представленных доказательств и установлено судом, Тульской природоохранной прокуратурой в связи с публикацией, размещенной ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет «Норильс по-тульски: городу грозит экологическая катастрофа» по факту разлива нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером № на территории бывшего ОАО «Тульский комбайновый завод», расположенного по адресу: <адрес>, в привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, Управления Росприроднадзора, проведена проверка исполнения законодательства о защите окружающей среды и природопользования, в том числе, соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства.
В результате проведенной проверки прокурором сделан вывод о том, что, на указанном земельном участке нарушаются требования п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», поскольку в результате проведенных испытаний было установлено, что отобранные пробы отходов содержат в своем составе нефтепродукты в количестве более 70%, которые относятся к 3 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку прокурором было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, а также объекты недвижимости с кадастровыми номерами № (металлическое мазутохранилище, общей площадью <данные изъяты> кв.м., лит. Г15), № (мазутонасосная станция), расположенные на этом участке, являются собственностью муниципального образования город Тула, и от имени собственника выступает Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, то ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя КИЗО администрации г. Тулы Тульским природоохранным прокурором было направлено представление №, в котором прокурор потребовал обеспечить: прекращение разлива нефтепродуктов и попадания в почву и в другие объекты природной среды; сбор разлившихся нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещение собранных нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение объектов окружающей природной среды, проведение работ по ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, реабилитации загрязненной территории в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы, до достижения допустимого уровня остаточного содержания нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах.
В обоснование своих выводов прокурор ссылается на положения пунктов 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Также прокурор указывает на то, что согласно ч. 2 ст. 11, ч.ч. 3, 5, 7 ст. 12, ч.ч. 2,3,4 ст. 14, ч.ч. 1,3 ст. 18, 1,1, 1,2,3 ст. 19 ч. 1 ст. 26 и ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, индивидуальные предпринимателя и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требований, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, рекреационных зон, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещений отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности, при обращении с группами однородных отходов 1-5 классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы и лимиты на их размещение, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, обязаны предоставлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами производства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2020 № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Из анализа указанных положений следует, что субъектом ответственности за соблюдением предписанных требований об охране окружающей среды, состоящих в необходимости соблюдать экологические, санитарные и иные требований, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека являются индивидуальные предпринимателя и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами.
Как следует из материалов дела и подтверждается представленными документами о правах, земельный участок с кадастровым номером №, а также объекты недвижимости с кадастровыми номерами № (металлическое мазутохранилище общей площадью <данные изъяты> кв. м., Лит. Г15) и № (мазутонасосная станция, Лит<адрес>), расположенные по адресу: <адрес>, являются собственностью муниципального образования город Тула.
Согласно Положению «О комитете имущественных и земельных отношений администрации города Тулы», утвержденных решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 2.1 - Основными задачами Комитета являются: реализация на основе действующего законодательства и актов органов местного самоуправления муниципального образования город Тула политики в области жилищных, имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация в этой сфере иных отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы.
Тульской городской Думой решением от 18.06.2003 № 24/476 «О приобретении имущественного комплекса» в целях обеспечения устойчивого теплоснабжения жителей Пролетарского района было принято решение о приобретении в собственность муниципального образования город Тула имущества ОАО «Тульский комбайновый завод». Во исполнение данного решения постановлением главы города Тулы № 863 от 21.06.2003 «Об исполнении решения ТГД № 24/476 от 18.06.2003» было принято решение о заключении с ОАО «Тульский комбайновый завод» договора купли-продажи имущества. Пунктом 2 указанного постановления определено: п. 2 - закрепить имущественный комплекс за МУ «Городская служба единого заказчика» по праву оперативного управления. Комитету по управлению имуществом Управы г. Тулы и Городской службе единого заказчика оформить в установленном порядке и утвердить акты приема-передачи имущественного комплекса от ОАО «Тульский комбайновый завод».
В целях исполнения данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Тульский комбайновый завод» и Комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы (далее - Комитет) был заключен договор купли-продажи имущественного комплекса, в который входили сооружения: металлическое мазутохранилище, мазутонасосная станция. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт приема-передачи указанного имущественного комплекса, в т.ч. металлического мазутохранилища, мазутонасосной станции, согласно которому ОАО «Тульский комбайновый завод» передал, а Комитет и МУ «Городская служба единого заказчика» приняли указанное имущество. В дальнейшем Комитетом были оформлены свидетельства о праве собственности на указанные сооружения - свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ (металлическое мазутохранилище), и свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ (мазутонасосная станция).
ДД.ММ.ГГГГ главой города Тула вынесено постановление № «О передаче в аренду имущественного комплекса теплосетевого назначения по адресу: <адрес>, которым определено передать вышеуказанный комплекс в аренду ООО «Конти Тулатеплоэнерго» сроком на 10 лет, Комитету и МУ «Городская служба единого заказчика (далее - МУ «ГСЕЗ») - оформить договор аренды.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет в качестве арендодателя, ООО КОНТИ Тулаэнерготепло в качестве арендатора и МУ «ГСЕЗ» в качестве балансодержателя заключили договор аренды имущества № В п. 1.1 Договора указано, что Арендодатель с участием Балансодержателя сдает, а Арендатор принимает в аренду комплекс недвижимого имущества. В п. 4.2.1 Договора указано, что Балансодержатель в 10-ти дневный срок с момента заключения договора передает Арендатору имущество, указанное в п. 1.1 Договора. В п. 3.1 Договора указано, что в случае прекращения договора по любым законным основаниям, включая истечение его срока и расторжение договора, Имущество передается Арендатором Балансодержателю по приемо-сдаточному акту. В приложении № к договору аренды - Перечень недвижимого имущества и передаточных устройств, входящих в комплекс Центральной заводской котельной, указаны металлическое мазутохранилище, № свидетельство о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, и мазутонасосная станция, Лит. №, свидетельство о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных документов, металлическое мазутохранилище и мазутонасосная станция были переданы МУ «ГЗЕС» для постановки на баланс и находились у учреждения на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГГГ главой города Тула вынесено постановление № «О внесении изменений в постановление Главы города Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ», согласно которому металлическое мазутохранилище, Лит. № и мазутонасосная станция, Лит. №, исключены из состава имущества, переданного в аренду ООО «Конти-Тулаэнерготепло». Пунктом 3 постановления МУ «ГСЕЗ» поручено дать свои предложения по дальнейшему использованию муниципального имущества, исключенного из состава переданного в аренду ООО «Конти-Тулаэнерготепло» по договору № о ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, полученным из Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы предложений от МУ «ГСЕЗ» не поступало.
Постановлением Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № из оперативного управления МУ «ГСЕЗ» изъято и закреплено за МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» муниципальное недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: нежилое здание (мазутонасосная станция), металлическое мазутохранилище.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, недвижимое имущество и передаточные устройства, входящие в комплекс Центральной заводской котельной, а именно, мазутохранилище (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №), мазутонасосная станция (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №), располагающиеся по адресу: <адрес>, на основании актов №, от ДД.ММ.ГГГГ, были переданы из МУ «ГСЕЗ» в МУП «Ремжилхоз».
Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что КИЗО администрации г. Тулы не осуществлял деятельность по эксплуатации металлического мазутохранилища и мазутонасосной станции, располагающихся по адресу: г. <адрес>
В соответствии со ст. ст. 296, 299 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное имущество металлическое мазутохранилище и мазутонасосная станция, располагающиеся по адресу: <адрес>, были переданы на баланс по решению собственника имущества – КИЗО администрации г. Тулы, балансодержатель имущества как лицо, использующее данное имущество, обязано соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, в том числе, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами.
Таким образом, оспариваемое представление Тульским природоохранным прокурором вынесено в адрес ненадлежащего лица, в связи с чем не может быть признано законным.
Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы к Тульскому природоохранному прокурору о признании незаконным представления удовлетворить.
Признать незаконным представление Тульского природоохранного прокурора в адрес председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы А.В. Слепцова об устранении нарушений законодательства о защите окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий