Дело № 33а-12483/2021; 2а-3664/2021 ~ М-3377/2021
59RS0004-01-2021-005396-55
Судья Подгайная Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2021 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Н.В.
Судей Никитиной Т.А., Котельниковой Е.Р.
При секретаре Греховой Е.Р.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 29.09.2021 года, которым постановлено:
«уведомление от 29.06.2021 № И-59-22-01-34/03-344 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, признать незаконными».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы административного дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Новикова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании отсутствующим ограничения (обременение) в виде расположения земельного участка по адресу **** с кадастровым номером ** в границах зоны катастрофического затопления, признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № И-059-22-01-34/03-344 от 29.06.2021 – недействительным, возложении обязанности предоставить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в отношении земельного участка по адресу **** с кадастровым номером **.
Требования мотивированы тем, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 19.09.1958 административный истец является собственником земельного участка общей площадью 638 кв.м. по адресу **** с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство для индивидуального жилого дома.
На основании договора дарения жилого дома с надворными постройками от 10.04.2006 административный истец Новикова Е.В. является собственником 1-этажного бревенчатого жилого дома общей площадью 75,1 кв.м. по адресу ****, кадастровый номер **.
21.06.2021 административный истец направила административному истцу уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отношении земельного участка, расположенного по адресу **** с кадастровым номером **.
29.06.2021 административным ответчиком принято Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и не допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № И-059-22-01-34/03-344. В качестве причины указанного уведомления Департаментом указано на наличие сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером ** в границах зоны катастрофического затопления.
С указанным уведомлением административный истец не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, считает его незаконным, поскольку судом первой инстанции не приняты во внимание фактические обстоятельства дела, не учтено, что согласно Разделу Х. Зоны с особыми условиями использования территории «прочие условия ограничений» справки по градостроительным условиям участка, расположенного в Орджоникидзевском районе города Перми от 12.08.2021 указанный земельный участок расположен в зоне катастрофического затопления, максимальный уровень затопления – 99,08 мБс, установленной в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 09.11.2007 № 156 –рп «Об использовании материалов катастрофического затопления» органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, территории которых подпадают в зону катастрофического затопления.
Представители администрации города Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание не явились, извещались.
Административный истец Новикова Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Плешков Д.В. (по доверенности) просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следюущему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости административному истцу Новиковой Е.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ** по адресу г. ****, общей площадью 638+/-5 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 11-14).
Из справки по градостроительным условиям участка, расположенного в Дзержинском районе г. Перми, общей площадью 638,23 кв.м. следует, что земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне Ж-4 – зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (л.д. 37-52).
23.06.2021 административный истец обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с уведомлением от 21.06.2021 о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома на указанном земельном участке (л.д. 8-9,33-34).
29.06.2021 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в котором административный ответчик уведомил, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по следующим основаниям, согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым номером ** полностью расположен в границах зоны катастрофического затопления (л.д. 10,35).
Рассматривая настоящее административное дело и приходя к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.1,7,40,85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.1, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ затопления, подтопления», ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и исходил при этом из того, что сведения о границах зоны катастрофического затопления, в Единый государственный реестр недвижимости не включены, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в зоне затопления, подтопления, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Положением, в материалы дела административным ответчиком не представлено, установленный законом порядок определения границ зон затопления не был соблюден, а, следовательно, отсутствует возможность сопоставления зоны затопления и территории спорного земельного участка.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела; соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Права собственника земельного участка определены в статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, в пункте 2 части 1 данной нормы прямо указано, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, кроме прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как установлено материалами дела принадлежащий административному истцу земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под индивидуальный жилой дом, вид разрешенного использования - Ж-4 Зона индивидуальной жилой застройки городского типа.
Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (часть 6).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации(часть 5).
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления. Согласно п. п. 3 и 5 данных Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Сведений о том, что для спорной территории определены, в установленном законом порядке границы зон затопления, подтопления, материалы дела не содержат, таким образом, указание в уведомлении на наличие ограничений по строительству и реконструкции объекта капитального строительства в связи с нахождением земельного участка в зоне катастрофического затопления не является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они являлись основанием процессуальной позиции административного ответчика и были исследованы судом. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 29.09.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.
Председательствующий-
Судьи-