84RS0001-01-2022-000344-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2022 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Кулага С.В., при секретаре Тарановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 321/2022 по иску Пермяковой Анжелики Михайловны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права и обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Истец обратилась в суд с требованиями к ответчику - Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю, просила признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 31.08.2025 года.
В обоснование требований указала, что 12.03.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением № от 14.04.2021 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, по причине отсутствия права на назначение досрочной пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33, 34 Закона РФот 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как не представлено удостоверение установленного образца, в соответствии с требованиями российского законодательства, а так же с указанием на то, что работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных указанным законом, подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Учитывая изложенное, предоставление пенсионного обеспечения гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившимся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, на основании документов, выданных уполномоченными органами названных государств и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств, не представляется возможным.
С данным решением истец не согласилась, указала, что в период с 31.08.1972 по 02.08.1990 проживала, училась и работала, в г. Речица, г. Василевичи Речицкого района Гомельской области, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а конкретно – в зоне с льготным социально – экономическим статусом, в связи с чем обратилась в суд.
Стороны о времени и месте судебного заседания были извещены судом своевременно и надлежащим образом.
Истец, явившись в судебное заседание, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика – Оводова А.Ю. (доверенность от 01.10.2021) в судебное заседание не явилась, уважительности причин неявки суду не сообщила, представила письменный отзыв (л.д. 88-89), в котором указала, что с исковыми требованиями истца не согласна, просила в иске отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции указала, что законодательство РФ предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформления ими удостоверения установленного образца. (п. 109 приказа Минтруда России от 04.08.2021 №538н). Законодательством РФ не предусмотрена иная возможность подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение, в частности документами, выданными уполномоченными органами других государств, республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Относительно требования о назначении пенсии с 31.08.2025, со ссылкой на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утв. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, указала, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии и предоставленных документов. Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 12.03.2021, оценка ее пенсионных прав осуществлялась пенсионным органом по 12.03.2021 включительно. Право на пенсию у истца не установлено в виду отсутствия необходимого пенсионного возраста.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть данного гражданское дело при имеющейся явке.
Заслушав истца, ознакомившись с позицией ответчика, изложенной в письменном отзыве, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Так, согласно статье 34 данного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Судом установлено, что Пермякова Анжелика Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка гор. <данные изъяты>.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.01.2022 имеет стаж (учитываемый для целей назначения пенсии) 27 лет 3 месяца 13 дней, в том числе 23 года 11 месяцев и 21 день стаж, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости ( п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ №400 «О Страховых пенсиях»). Судом установлено, что истец 12.03.2021 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренным Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1.
Решением № от 14.04.2021 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с нормами ст. 33, ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1. Законодательством Российской Федерации предусматривается предоставлением мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформления ими удостоверения установленного образца. Заявителем не представлено удостоверение установленного образца, в соответствии с требованиями российского законодательства (л.д. 43-44). Факт проживания, учебы и работы истца в период с 31.08.1972 по 02.08.1990 в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается – копией свидетельства о рождении Пермяковой (Брель) А.М., из которого установлено, что она родилась в <данные изъяты>; справкой о месте жительства от 15.07.2019, выданной и.о. начальника ЖЭУ «Василевичи» КУП «Речицкий райжилхоз» о том, что Пермякова А.М. действительно проживала (была зарегистрирована) по месту жительства по адресу: г. <данные изъяты> Гомельской области с 31.08.1972 по 02.08.1990; справкой об обучении от 10.07.2019 в Василевической средней школе с 01.09.1979 по 26.06.1988, проживала по адресу <адрес>; справкой о периоде работы от 15.07.2019 № 1 Гомельского облпотребсоюза Речицкого районного потребительского общества, согласно которой Брель А.М. 19.12.1989 была принята на работу рабочей 2 разряда в карамельный цех Комбината Кооперативной Промышленности, уволена 02.08.1990 (приказы от 19.12.1989 № 127, от 02.08.1990 №107), копией трудовой книжки истца (л.д. 22, 25-36).
Согласно справке от 31.03.2021 №05-47/503 Отдела записи актов гражданского состояния Рецичкого районного Исполнительного комитета Гомелевской области Республики Беларусь в документах архива отдела ЗАГС Речицкого райисполкома Гомелевской области имеется на хранении запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС Речицкого райисполкома Гомелевской области на ФИО8 и Брель А.М. При заключении брака избраны фамилии – ФИО9, Пермякова. Брак расторгнут на основании решения суда о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> края (л.д. 21).
Согласно справке Исполнительного комитета Речицкого районного Совета народных депутатов от 19.09.1994 года № 252, выданной Брель А.М. ранее проживавшей в г. Василевичи Речицкого района, что в результате аварии на Чернобыльской АЭС плотность радиактивного загрязнения в данном населенном пункте составляет цезием -137 – 1,23, стронцием -90 – 0,319 и плутонием -239,240 – 0,78 Ки/кв.км (л.д. 23).
Согласно справке Речицкого районного исполнительного комитета Гомельской области от 16.07.2019 № 06/1498 г. Василевичи Речицкого района Гомельской области в период с апреля 1986 по настоящее время (включительно) входит в зону с загрязнением почвы цезием -137 от 1 до 5 Ки/км2 либо стронцием – 90 от 0,15 до 0,5 Ки/км2 или плутонием -238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/км2, на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
Таким образом, судом установлено, что истец проживала в г. Василевичи Речицкого района Гомельской области на момент аварии в зоне с периодическим радиационным контролем, с плотностью радиационного загрязнения почвы цезием-137 – 1,23 Ки/кв.км. (от 1 до 5 Ки/кв.км), что в силу норм ст. 11 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» соответствует зоне с льготно-экономическим статусом. Из письма Министерства социальной политики Красноярского края от 09.09.2019 № 80-4862 следует, что приказом министерства социальной политики от 15.02.2019 №97-ОД Пермяковой отказано в выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 41-42). Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 № 385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлений Совета Министров РБ от 01.06.1992 № 328, от 19.02.1996 № 116, от 08.08.2002 № 1076, от 23.12.2004 № 1623, от 01.02.2010 №132, от 11.01.2016 №9 (Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся зонам радиоактивного загрязнения) г. Василевичи, г. Речица входят в зону проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/кв.км, либо стронцием-90 - от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км, либо плутонием-238, 239, 249 - от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км.
Данная зона (г. Речица, г. Василевичи Речинского района Гомельской области Республики Беларусь) соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закону РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Суд считает, что то обстоятельство, что истец, проживая на момент техногенной катастрофы на территории, в то время, единого государства СССР, и после распада союзного государства может подтвердить факт проживания в зоне радиационного заражения только документами, выданным иностранным государством-Республикой Беларусь, не может ограничить ее конституционное право на получение гарантий, как лицу пострадавшему вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В силу ст. 49 ФЗ № 1244-1, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В силу п. 3 решения Высшего Совета Беларуси и России от 21.06.1996 № 6 «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы», выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы принимаются, соответственно, в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации. На лиц, прибывших с документами из Белоруссии в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих граждан.
В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, факт проживания (работы) на этой территории не может не учитываться.
Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации гласит, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержи гражданам других государств, прибывшим на территории Российской Федерации для постоянного проживания возможно только в соответствии международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», в пункте 3, указано о том, что при: рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издание внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Согласно договору от 24.01.2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения», ратифицированному Федеральным законом № 227-ФЗ от 07.12.2006, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон с государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости). Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
Таким образом, представленные истцом сведения, подтверждающие ее проживание, работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 31.08.1972 по 02.08.1990 годы, являются допустимыми доказательствами, подтверждающим наличие условий для назначения пенсии в соответствии со ст. 34 Закона № 1244-1.
Относительно требования истца об обязании ответчика о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 31.08.2025 года, суд приходит к выводу, что оно удовлетворению не подлежит, поскольку пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина. В соответствии с п. 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утв. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пермяковой Анжелики Михайловны удовлетворить частично.
Признать за Пермяковой Анжеликой Михайловной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его составления в полном объеме, путем подачи жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья Кулага С.В.
Решение в полном объеме составлено 06 июля 2022 года.