Копия. Дело №2-972/2023
УИД 52RS0047-01-2023-001184-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Семенов Нижегородской области 25 декабря 2023 года
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Гришакиной Ю.Е.,
при секретаре Диденко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахтина О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ,ФКУ ИК-1ГУФСИН России по НО,ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по НО о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж.
УСТАНОВИЛ:
Бахтина О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ, ФКУ ИК-1ГУФСИН России по НО, ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по НО о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Бахтина О.В., имеет общий трудовой стаж 31 год 04 месяца 6 дней из которых 12 лет 2 месяца она проработала на предприятиях: учреждения УЗ-62/1, ФКУ ИК-14, ФГУП «Вологодское» и ФГУП «Промсервис» ФСИН России - на работах, дающих право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст.36 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» и «Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее Список), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994г. № 85, однако Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ 30.06.2023г. отказало истцу в установлении страховой пенсии по старости, т.к. на дату обращения у истца отсутствует специальный стаж». При расчете специального стажа истца ответчиком не была принята во внимание работа истца в ФКУ ИК-1 и ФКУ ИК-14 в должностях «пекаря», «тестовода», «контролера группы технического контроля», «инспектора «ОИ и ХО», при этом
данный период работы был связан непосредственно с работай с осужденными. Ответчиком не включены в специальный стаж следующие периоды работы:
в ФКУ ИК-1 с 21.11.2002 по 13.05.2003г. - 05мес.22дн., с 20.05.2003 по 24.06.2003г. -01мес.04.дн.,с 28.06.2003 по 30.09.2009г. - 06 лет 03мес. 02дн.в ФКУ ИК-1 в должности контролера группы технического контроля: с 14.09.2012 по 04.03.2014г - 01 год 05мес.21дн.. В ФКУ ИК-14 в должности инспектора ОИиХО.:с 31.12.2010 по 13.09.2012г.- 01 год 08мес. 12дн. Кроме того, ответчиком совсем не принята во внимание работа в ФГУП «Вологодское» ФСИН России и ФГУП «Промсервис» ФСИН России в должности «продавца-кассира» в период с 05.03.2014г. по 01.12.2015г.( Иод 08мес.27дн.) и с 02.12.2015г. по 07.08.2016г.(08мес.05дн). Истец полагает, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии является незаконным, поскольку ее работа в спорные периоды была связана непосредственно с осужденными. В связи с изложенным истец просит суд признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 23.05.2023г. Обязать Ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области, включить в пенсионный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы: в должности «пекаря» «тестовода» с 21.11.2002 по 13.05.2003,с 20.05.2003 по 24.06.2003, с 28.06.2003 по 30.09.2003, в должности инспектора ОИиХО с 31.12.2010 по 13.09.2012г.; в должности «контролера» группы технического контроля с 14.09.2012 по 04.03.2014г.- в должности «продавца кассира» с 05.03.2014 по 01.12.2015г.;с 02.12.2015 по 07.08.2016.
В судебном заседании истец Бахтина О.В. и ее представитель Бахтин Д.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области Кокурина Л.Ю. возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области Грачева Н.С. с иском не согласилась, представила отзыв в письменной форме на заявленные истцом требования.
Представитель ответчика ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области Локтева Д.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащем образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель третьего лица ФГУП «Промсервис» в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащем образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала на необходимость включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы истца в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России в должности пекаря тестевода с 21.11.2002 по 13.05.2003г. - 05мес.22дн., с 20.05.2003 по 24.06.2003г. -01мес.04.дн., с 28.06.2003 по 30.09.2009г. - 06 лет 03мес. 02дн., в должности контролера группы технического контроля: с 14.09.2012 по 04.03.2014г - 01 год 05мес.21дн.. В ФКУ ИК-14 в должности инспектора ОИиХО.:с 31.12.2010 по 13.09.2012г.- 01 год 08мес. 12дн. Периоды работы в ФГУП «Вологодское» ФСИН России и ФГУП «Промсервис» ФСИН России в должности «продавца-кассира» в период с 05.03.2014г. по 01.12.2015г. и с 02.12.2015г. по 07.08.2016г в связи с особыми условиями труда в соответствии со Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994г. №85.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 упомянутого Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 17 п. 1 ст. 27 этого закона, далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в п. 1 ст. 10).
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
В целях реализации положений ст. 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Подпунктом «к» п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список № 85).
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе, все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (п. 1), руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе - бухгалтеры, заведующие складами (включая центральные), заведующие столовыми, заведующие производством (шеф-повар), заведующие (баней, прачечной), инженеры, инспекторы, старшие инспекторы и т.д. (п. 2), врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал (п. 3), работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (ч. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. имеют, в частности, женщины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 года N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.
Исходя из этого, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. Основанная на указанных признаках дифференциация условии реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как ограничивающая право граждан на - пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 145-О-О).
Как усматривается из материалов дела, 20.05.2023года Бахтина О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На момент обращения общий трудовой стаж истца определен в 31 год 04 месяцев 06 дней, ответчиком в специальный стаж истца ответом от 22.02.2023 г. не учтены
следующие периоды, 21.11.2002 по 13.05.2003г., с 20.05.2003 по 24.06.2003г. с 28.06.2003 по 30.09.2009г. в ФКУ ИК-1 в должности тестовода участка по выпечке хлеба и пекарь участка по выпечке хлеба, которые заявлены спорными по делу. Так же истцом заявлены к включению в специальный стаж периоды работы в ФКУ ИК-1 в должности контролера группы технического контроля: с 14.09.2012 по 04.03.2014г - 01 год 05мес.21дн.. В ФКУ ИК-14 в должности инспектора ОИиХО.:с 31.12.2010 по 13.09.2012г.- 01 год 08мес. 12дн. в ФГУП «Вологодское» ФСИН России и ФГУП «Промсервис» ФСИН России в должности «продавца-кассира» в период с 05.03.2014г. по 01.12.2015ги с 02.12.2015г. по 07.08.2016г.
В период рассмотрение дела ОСФР по Нижегородской области в специальный стаж истца были включены периоды работы истца в ФКУ ИК-14 в должности инспектора ОИиХО.:с 31.12.2010 по 04.09.2012г.- 01 год 08мес. 4 дн. Не включен в льготный стаж период работы в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области с 05.09.2012 года по 13.09.2012 года отпуск без сохранения заработной платы.
Поскольку данный период включен ответчиком в специальный стаж, то оснований для удовлетворения требований Бахтина О.В. в части включения данного периода в специальный стаж не имеется.
Оценивая представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, распределение бремени доказывания по данному спору, относительно остальных спорных периодов суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы 21.11.2002 по 13.05.2003г., с 20.05.2003 по 24.06.2003г. с 28.06.2003 по 30.09.2009г. в должности пекаря и тестевода и в должности контролера группы технического контроля: с 14.09.2012 по 04.03.2014г - 01 год 05мес.21дн.. в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области поскольку в рамках настоящего дела не установлено и не подтверждено постоянной и непосредственной занятости истца (не менее 80% рабочего времени) на работах с осужденными в указанные периоды.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Любое доказательство по делу исследуется и оценивается судом наравне со всеми другими доказательствами.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Таким образом, показания допрошенных по делу в качестве свидетелей ФИО1 и ФИО2 не могут быть приняты судом во внимание в качестве подтверждения характера работы истца за спорные периоды как связанной с непосредственной работой с осужденными.
Не имеется сведений об оплате работодателем доп. тарифов за спорные периоды работы, отражения спорных периодов работы в данных о персонифицированном учете истца как работах с особыми условиями труда.
В рамках настоящего дела также не представлено достаточных, достоверных сведений, документов работодателя (сведений оценки условий труда, приказов по личному составу и пр.), каких-либо первичных документов работодателя, указывающих, что в спорные периоды истец была занята на работах с осужденными непосредственно и полный день.
Справка ФКУ ИК-1 от 02.06.2023 г. №, представленная истцом к исковому материалу, не может быть признана судом относимым, допустимым и достаточным доказательством для удовлетворения иска, поскольку противоречит иным материалам и обстоятельствам дела, не основана на каких-либо первичных документах работодателя, кроме того, согласно позиции представителя ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по делу, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России отрицает занятость истца на работе непосредственно с осужденными в периоды 21.11.2002 по 13.05.2003г., с 20.05.2003 по 24.06.2003г. с 28.06.2003 по 30.09.2009г., 14.09.2012 по 04.03.2014г
Согласно позиции ФКУ ИК-1 ГУФСИН России, ответов на запрос суда, за периоды с 21.11.2002 по 13.05.2003г., с 20.05.2003 по 24.06.2003г. с 28.06.2003 по 30.09.2009г. приказов по трудоустройству осужденных на участке по выпечке хлеба с закреплением за ними ответственного лица Бахтина О.В. не издавалось. Журналов вывода осужденных на работу отсутствует. Представленные копии приказов по личному составу, штатное расписание рабочих-повременщиков предприятия не могут быть приняты во внимание в качестве подтверждения постоянной занятости истца на работах с осужденными на протяжении всего заявленного спорного периода.
По периоду работы ФКУ ИК 1 ГУФСИН России по Нижегородской области в отделение социального фонда направлены сведения о корректировки периодов работы с 14.09.2012 года по 04.03.2014 года и с 01.10.2013 по 31.12.2013, однако дополнительные тарифы страховых взносов не оплачены работодателем.
Кроме того, приведенным списком № прямо не предусмотрены должности пекаря и тестевода.
Периоды работы истца в ФГУП «Вологодское» ФСИН России и ФГУП «Промсервис» ФСИН России в должности «продавца-кассира» в период с 05.03.2014г. по 01.12.2015г. с 02.12.2015г. по 07.08.2016г. не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанные должности, в которых работала Бахтина О.В. не поименованы Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №85, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Доказательства, что ФГУП «Вологодское» ФСИН России и ФГУП «Промсервис» ФСИН России относятся к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы в материалах дела, отсутствуют
При отсутствии документального подтверждения занятости на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянной занятости на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, выполняемых Бахтина О.В. дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также наличия вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о включении периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за назначением пенсии.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бахтина О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ,ФКУ ИК-1ГУФСИН России по НО,ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по НО о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Ю.Е. Гришакина
Копия верна.
Судья-