Судья: Бородина Л.А. гр.дело № 33-9850/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Подольской А.А.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,
при секретаре Каримове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Якушиной Л.Н. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 9 июля 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Якушиной Л.Н. о признании незаконным отказа Мэрии г.о.Тольятти в формировании земельного участка отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Мэрии г.о.Тольятти Самарской области Попова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Якушина Л.Н. обратилась в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ об оспаривании отказа мэрии г.о.Тольятти Самарской области (далее – Мэрия) в формировании земельного участка для оказания услуг питания.
В обоснование заявленных требований указала, что 16 февраля 2015 года обратилась в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении услуги «Предоставление в аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством» о формировании земельного участка площадью 1476 кв.м. с местоположением: <адрес> для целей не связанных со строительством для оказания услуг питания. К заявлению приложила схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
20 марта 2015 года с нарушением сроков установленных Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ей был дан ответ N Гр-118/2.3, содержащий фактический отказ в формировании испрашиваемого земельного участка, поскольку 1 марта 2015 года ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу.
Ссылаясь на то, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, заявитель просил признать незаконным отказ Мэрии в формировании земельного участка площадью 1476 кв.м. с местоположением: <адрес>, для целей не связанных со строительством для оказания услуг питания, выраженный письме от 20 марта 2015 года N Гр-118/2.3 и обязать Мэрию устранить нарушение ее прав и свобод путем внесения в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда земельного участка площадью 1476 кв.м. с местоположением: <адрес> для целей не связанных со строительством для оказания услуг питания в перечень участков, планируемых к представлению для целей не связанных со строительством и опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации, а также утвердить в тот же срок схему расположения земельного участка на кадастровой территории.
В судебном заседании представитель Якушиной Л.Н. заявленные требования поддержал, представитель Мэрии в их удовлетворении просил отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 51-54).
В апелляционной жалобе представитель Якушиной Л.Н. просит решение отменить, считает его незаконным, принять по делу новое решение, которым требований заявителя удовлетворить (л.д. 45-46).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Судом установлено, что 16 февраля 2015 года Якушина Л.Н. обратилась в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении услуги «Предоставление в аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством» по формированию земельного участка площадью 1476 кв.м. с местоположением: <адрес> для целей не связанных со строительством для оказания услуг питания. К заявлению приложила схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 9-12).
По результатам рассмотрения указанного заявления, письмом от 20 марта 2015 года N Гр-118/2.3 Мэрия отказала в формировании земельного участка, ссылаясь на то, что с 1 марта 2015 года ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством признана утратившей силу (л.д. 30).
Названные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Якушиной Л.Н. в суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Якушиной Л.Н., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Мэрии не имелось правовых оснований для формирования земельного участка, указанного в заявлении Якушиной Л.Н. в заявлении от 16 февраля 2015 года и соответственно отсутствуют основания для восстановления прав заявителя указанным им способом.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Законом N 171-ФЗ статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу.
Довод заявителя о том, что поскольку неполучение им утвержденной до 1 марта 2015 года схемы испрашиваемых земельного участка является следствием бездействия Мэрии, право на предоставление ему земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ может быть восстановлено, обоснованно не принят судом во внимание в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Таким образом, основанием для предоставления земельных участков в порядке действовавшей ранее ст. 34 ЗК РФ после 1 марта 2015 года является наличие прямо предусмотренного законом обстоятельства: утверждение до 1 марта 2015 года схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Поскольку схема испрашиваемого заявителем земельного участка до указанной даты не утверждена, возможность реализации инициированной в порядке ст. 34 ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков заявителем утрачена.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01 марта 2015 года), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
На территории городского округа Тольятти предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии с постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
В соответствии с пунктом 9 Положения, мэрия городского округа Тольятти обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременно опубликовывает такую информацию в средствах массовой информации. Формирование перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, осуществляется мэрией городского округа по собственной инициативе, а также может осуществляться с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Положения граждане и юридические лица (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в мэрию городского округа Тольятти.
Пунктом 18 Положения предусмотрены основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В предоставлении земельного участка отказывается в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, указанным Положением; заявление подано по истечении установленного срока; заявление подано при отсутствии информационного сообщения; предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Для обеспечения мэрией городского округа Тольятти управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам, Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 06.06.2012 г. N 1648-п/1 утвержден Регламент прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти (Регламент).
Согласно пункту 5 Регламента, земельный участок может быть сформирован для целей, не связанных со строительством, при наличии всех положительных заключений согласующих структурных подразделений, в случае наличия одного (или более) отрицательного заключений участвующих в процедуре согласования органов мэрии, заявителю отказывается в возможности формирования земельного участка, для целей не связанных со строительством.
Согласно акту осмотра от 3 марта 2015 года № 5-46 на земельном участке площадью 1476 кв.м. с местоположением: <адрес> размещено двухэтажное строение общей площадью 935 кв.м, земельный участок используется ООО «<данные изъяты>» К акту осмотра приложена фототаблица с изображением строения (л.д. 31-33).
Сведений о том, что расположенное на испрашиваемом земельном участке объект принадлежит заявителю в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку земельный участок площадью 1476 кв.м. с местоположением: <адрес> фактически, не свободен от прав третьих лиц, у Мэрии отсутствовала возможность формирования и включения указанного земельного участка в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований являются ошибочными.
Судебная коллегия при оценке доводов апелляционной жалобы учитывает, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка у него не возникло.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 9 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Якушиной Л.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: