Дело № 2-112/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года с. Туруханск
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
с участием: помощника прокурора Туруханского района Чурбанова С.А.,
при секретаре Скворцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Верхнеимбатская средняя школа» о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Прокурор Туруханского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» о возложении обязанности не позднее двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу, производимых печами филиала МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» - <данные изъяты>; разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ для филиала МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» - <данные изъяты>, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов филиала МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» - <данные изъяты>. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что филиалом МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» - <данные изъяты> эксплуатируется стационарный объект, осуществляющий выбросы в атмосферу – печь, для отопления здания используются дрова, то есть осуществляется хозяйственная деятельность и эксплуатация объекта, являющегося источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения и утверждённого проекта предельно допустимых выбросов, что инициировало подачу настоящего искового заявления.
В судебном заседании помощник прокурора Туруханского района Красноярского края Чурбанов С.А. заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал, суду пояснил, что нарушения до настоящего момента не были устранены в добровольном порядке, что нарушает требования природоохранного законодательства.
Представитель ответчика МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, о чём свидетельствует почтовое уведомление, отзыв на иск не представил, не просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, Управление образования администрации Туруханского района – в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю просил рассмотреть дело в своё отсутствие, заявленные прокурором исковые требования поддержал.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон и, применяя правила, установленные ст. 233 ГПК РФ, рассматривает данное дело в заочном порядке.
Выслушав помощника прокурора, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 18 вышеназванного закона нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей, устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Статьёй 23 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частями 1,2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 12 вышеназванного закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 12 указанного закона в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона №96-ФЗ установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 Федерального закона №96-ФЗ порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона №96-ФЗ вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона №96-ФЗ запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 2 вышеназванной статьи Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 данного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно ст. 28 указанного закона (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ) за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года №183 определено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.04.2007 №229, от 15.02.2011 №78).
Также п. 8 указанного выше положения устанавливает, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Туруханского района Красноярского края проведена проверка исполнения филиалом МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» - <данные изъяты> - природоохранного законодательства, которой установлено, что <данные изъяты> осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, являющихся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - печей. При этом утверждённого в установленном законом порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на эксплуатируемые стационарные источники загрязнения в организации не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением директора МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» №33 от 12.03.2017 года (л.д. 12).
Оценивая представленные доказательства, суд усматривает, что бездействие МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» в части непринятия мер, направленных на своевременное получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является незаконным, что нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку организацией эксплуатируется две печи отапливаемые дровами, которые не подвергаются контролю на дымность и токсичность, разрешения на размещение отходов производства и потребления в учреждении не имеется.
В судебном заседании установлено, что инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу, производимых печами филиала <данные изъяты> не проведена, проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не оформлено, ответчиком доказательств обратного суду не представлено, тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Суд полагает, что указанные требования прокурора об обязании МКОУ «Верхнеимбатская СОШ» в части устранения нарушений требований природоохранного законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Верхнеимбатская средняя школа» о возложении обязанности совершить определённые действия, удовлетворить.
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верхнеимбатская средняя школа» не позднее 12 месяцев с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу:
- провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, производимых печами филиала муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхнеимбатская средняя школа» - <данные изъяты>;
- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ для филиала муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхнеимбатская средняя школа» - <данные изъяты>;
- оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов филиала муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхнеимбатская средняя школа» - <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Председательствующий Л.В. Житникова