Решение по делу № 2-1043/2024 от 24.04.2024

Дело

Категория № 2.211

УИД 02RS0001-01-2024-002901-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2024 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кошкиной Т.Н.,

при секретаре Сайденцаль Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Майминского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Колорит» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для складирования крупногабаритных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Майминского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом его уточнения к ООО УК «Колорит» о возложении обязанности организовать места (площадки) для складирования (накопления) крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, расположенных по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. п. 3, 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращениями с отходами на территории <адрес> прокуратурой <адрес> выявлено отсутствие места (площадки) для складирования (накопления) крупногабаритных отходов площадки для обслуживания указанного многоквартирного дома, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, также нарушает требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан».

Протокольными определениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация МО «<адрес>», Управление Роспотребнадзора по <адрес>, АУ «Кызыл-Озек Сервис», администрация МО «Майминское сельское поселение», Министерство регионального развития Республики Алтай.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ФИО4 просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица - Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО5 против удовлетворения исковых требований возражала.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

В статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу положений части часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила N 1039) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (п. п. 4, 5 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ, п. п. 11, 15 - 19 Правил N 1039).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).

В п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее по тексту - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее по тексту - специальные площадки).

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 м, в сельских населенных пунктах - не менее 15 м (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 года № 170 (далее по тексту - Правила технической эксплуатации № 170) мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

Согласно п. 10, пп. «б» п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, в качестве способов складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) их накопления предусматривает: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями, в том числе, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Пунктом 12 названного постановления предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с разделом 6 Приказа Министерства регионального Развития Республики Алтай от 17 июня 2019 года № 301-Д «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай» накопление крупно-габаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для накопления КГО. К КГО относятся отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для ТКО.

В соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, изложена правовая позиция, согласно которой создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.

Из системного анализа приведенных норм права следует, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на других лиц. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома, в таком случае совершение данных действий будет являться обязанностью управляющей компании.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Колорит» является действующим юридическим лицом, по сведениям ГИС ЖКХ осуществляет управление многоквартирным жилым домом (далее - МКД), расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается договором управления многоквартирном домом и не оспаривается сторонами.

По результатам прокурорской проверки соблюдения требований действующего законодательства об отходах производства и потребления на территории Майминского района выявлено отсутствие отдельной специализированной контейнерной площадки для складирования крупногабаритных отходов по адресу: <адрес>, что подтверждается информацией администрации МО «Майминский район», актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации на первого заместителя главы МО «Майминский район» на имя прокурора Майминского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявления о возможности расположения на территории указанного МКД и/или придомовой территории МКД, а также выделение земельных участок для указанных целей ООО УК «Колорит» в адрес администрации МО «Майминский район» не поступало.

Как установлено по делу, земельный участок с кадастровым номером 04:01:010409:433, является сформированным, сведения об их границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости, принадлежат собственникам помещений указанного многоквартирного дома, включены в состав общего имущества многоквартирного дома.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами в рамках рассмотрения настоящего спора не оспаривались.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что работы по размещению такой площадки относятся к работам по благоустройству земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и могут осуществляться в силу положений п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ исключительно по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, такого решения, как установлено при рассмотрении дела, ими не принималось.

Кроме того, в соответствии с позицией, изложенной в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 года, в случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Закона № 89-ФЗ).

Доказательств тому, что площадь земельного участка, сформированного для данного многоквартирного дома, позволяет обустроить в границах участка площадку накопления КГО, истцом в материалы дела не представлено, напротив, из пояснений лиц, участвующих в деле, выписки из ЕГРН на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что такая возможность изначально отсутствовала.

При таких установленных по делу обстоятельствах, учитывая вышеприведенное правовое регулирование спорных отношений, у суда отсутствуют основания для возложения на ООО УК «Колорит» обязанности по созданию места (площадки) накопления крупногабаритных отходов для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью ООО УК «Колорит» (ИНН 0400006938) об обязании организовать места (площадки) для складирования крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, расположенных по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156, п. п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья Т.Н. Кошкина

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2024 года.

2-1043/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Майминского района Республики Алтай
Ответчики
ООО УК "Колорит"
Другие
Администрация Майминского сельского поселения Республике Алтай
Министерство регионального развития
АУ "Кызыл-Озек Сервис"
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
администрация майминского района
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Кошкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
03.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее