Решение по делу № 2-550/2021 от 02.06.2021

Дело № 2-550/2021

39RS0007-01-2021-001038-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 27 августа 2021 г.

    Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Степаненко О.М.,

при секретаре Пурвиетис Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «Багратионовский городской округ» к Романович И.А., Кострицыной А.А. о признании договора аренды земельного участка и права аренды земельного участка прекращенными, по встречному иску Романович И.А., Кострицыной А.А. к администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании права аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация МО «Багратионовский городской округ» обратилась в суд с иском к Романович И.А., Кострицыной А.А. о признании договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый , с разрешенным использованием – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного 1 июня 2006 г. между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и ФИО3, и права аренды земельного участка, возникшего у ФИО3 на основании данного договора, прекращенными.

    В обоснование исковых требований истец указал, что 1 июня 2006 г. между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и ФИО3 был заключен договор аренды указанного земельного участка. 3 мая 2020 г. ФИО3 умерла. Ее наследники Романович И.А. и Кострицына А.А. не претендуют на наследование прав ФИО3 как арендатора земельного участка по указанному договору аренды. При таких обстоятельствах истец полагает, что в связи со смертью ФИО3 обязательства, возникшие из данного договора аренды, прекратились. Однако, наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей о регистрации указанного договора аренды земельного участка и права аренды ФИО3 препятствует истцу в дальнейшем использовании земельного участка, являющегося предметом данного договора. В этой связи истец обратился с настоящим иском в суд.

Романович И.А. и Кострицына А.А., ссылаясь на то, что они, являются детьми ФИО3, своевременно приняли наследство, открывшееся после смерти их матери ФИО3, обратившись к нотариусу с заявлениями о принятии наследства и получив свидетельства о праве на наследство на иное наследственное имущество, после смерти матери продолжали вносить арендную плату, неоднократно – 10 июня 2020 г., 4 декабря 2020 г., 1 февраля 2021 г., 14 апреля 2021 г. обращалась в администрацию с заявлениями о признании за наследниками права аренды земельного участка, обратились в суд с встречным иском к администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании за ними права аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый , с разрешенным использованием – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, возникшего на основании договора , заключенного 1 июня 2006 г. между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и ФИО3

В судебном заседании представитель истца - ответчика администрации МО «Багратионовский городской округ» Татаренко Ю.С. исковые требования органа местного самоуправления поддержала и в их обоснование сослалась на аналогичные содержанию искового заявления доводы, с встречным иском не согласилась.

Ответчик-истец Романович И.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении встречного искового заявления и по изложенным в нем основаниям возражал против удовлетворения иска администрации МО «Багратионовский городской округ».

Ответчик-истец Кострицына А.А. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заслушав объяснения вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

1 июня 2006 г. между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка.

    Согласно условиям данного договора, администрация МО «Багратионовский городской округ» предоставила ФИО3 в аренду на срок 5 лет (с 13 марта 2006 г. до 13 марта 2011 г.) земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, имеющий кадастровый , с разрешенным использованием – для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и, в силу требований пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ, считается заключенным с момента такой регистрации.

Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован органом, осуществляющим государственную регистрацию недвижимости, 26 июля 2006 г. (номер государственной регистрации ).

Таким образом, данный договор аренды признается заключенным.

Этот договор аренды послужил основанием возникновения права аренды ФИО3 в отношении указанного земельного участка.

Впоследствии между сторонами было заключено соглашение от 26 октября 2011 г. о продлении срока аренды еще на 5 лет (с 14 марта 2011 г. до 14 марта 2016 г.).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором; если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Из объяснений участвующих в деле лиц и материалов дела следует, что после истечения срока договора арендодатель не обращался к арендатору с требованиями о возврате арендованного имущества, напротив, в выданной 12 августа 2016 г. арендатору справке арендодатель указал, что не возражает против возобновления договора аренды земельного участка на тех же условиях на неопределенный срок, ФИО3 продолжала пользоваться земельным участком, вносила арендные платежи, что дает суду основания для вывода о том, что договор аренды земельного участка был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

3 мая 2020 г. ФИО3 умерла.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статьей 1112 Гражданского кодекса РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 617 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Условия указанного договора аренды и закон не содержат положений, которые бы являлись препятствием для перехода прав и обязанностей арендатора по этому договору к его наследникам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Наследниками первой очереди по закону к имуществу ФИО3 являются ее дети Романович И.А. и Кострицына (до заключения брака – Романович) А.А.

Других наследников первой очереди к имуществу ФИО3 не установлено.

Из материалов наследственного дела следует, что Романович И.А. и Кострицына А.А. приняли наследство, открывшееся после смерти их матери ФИО3, обратившись к нотариусу с заявлениями о принятии наследства и получив свидетельства о праве на наследство на иное наследственное имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о принятии Романович И.А. и Кострицыной А.А. в порядке универсального правопреемства всего наследства, открывшегося после смерти ФИО3, в том числе и в виде прав и обязанностей по указанному выше договору аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды земельного участка, в силу требований пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ, признаются перешедшими к Романовичу И.А. и Кострицыной А.А. со дня открытия наследства, то есть с 3 мая 2020 г.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необоснованности доводов истца о том, что права и обязанности ФИО3 по названному договору аренды земельного участка не перешли к ее наследникам.

Романович И.А. и Кострицына А.А., как видно из представленных документов, после смерти матери ФИО3 продолжали вносить арендную плату, неоднократно – 10 июня 2020 г., 4 декабря 2020 г., 1 февраля 2021 г., 14 апреля 2021 г. обращалась в администрацию с заявлениями о признании за наследниками права аренды земельного участка.

При таких обстоятельствах оснований для признания данного договора аренды земельного участка прекращенным не имеется.

В этой связи суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению встречные исковые требования Романович И.А. и Кострицыной А.А. к администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании за ними права аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый , с разрешенным использованием – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, возникшего на основании договора , заключенного 1 июня 2006 г. между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и ФИО3

Оценивая обоснованность исковых требований администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании прекращенным, в связи со смертью, права аренды ФИО3, возникшего из указанного договора аренды земельного участка, суд учитывает, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Государственная регистрация смерти ФИО3 была произведена в установленном порядке органом, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния.

О данном обстоятельстве истцу достоверно известно, что им и не оспаривается.

    Из указанных положений закона следует, что смерть гражданина безусловно влечет за собой прекращение его способности иметь гражданские права и нести обязанности.

Суд полагает, что данное обстоятельство, исходя из приведенных правовых норм и своей очевидности, не требует его подтверждения в судебном порядке.

При таких обстоятельствах не требуется признания в судебном порядке прекращенным права аренды ФИО3, в связи с ее смертью, поскольку данное обстоятельство следует из самого факта ее смерти.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования администрации МО «Багратионовский городской округ» необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального

кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении иска администрации МО «Багратионовский городской округ» к Романович И.А., Кострицыной А.А. о признании договора аренды земельного участка и права аренды земельного участка прекращенными отказать.

    Встречный иск Романович И.А., Кострицыной А.А. к администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании права аренды земельного участка удовлетворить.

    Признать за Романович И.А., Кострицыной А.А. право аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый , с разрешенным использованием – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, возникшего на основании договора аренды земельного участка , заключенного 1 июня 2006 г. между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и ФИО3, государственная регистрация которого произведена 26 июля 2006 г. (номер государственной регистрации ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2021 г.

Судья             О.М.Степаненко

    

2-550/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО "Багратионовский городской округ"
Ответчики
Кострицина Алла Анатольевна
Романович Игорь Анатольевич
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Степаненко Оксана Михайловна
Дело на странице суда
bagrationovsky.kln.sudrf.ru
02.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2021Передача материалов судье
09.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.07.2021Предварительное судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее