УИД №77RS0003-02-2023-005315-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 31 июля 2023 года
Бутырский районный суд адрес в составе председательствующего федерального судьи Завьяловой С.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №02-3543/2023 по исковому заявлению Наро-Фоминского городского прокурора адрес действующего в интересах неопределенного круга лиц к адрес о признании незаконным бездействия по организации физической охраны объекта и обязании организовать охрану,
УСТАНОВИЛ:
Наро-Фоминский городской прокурор адрес действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Бутырский районный суд адрес с исковым заявлением о признании незаконным бездействия адрес по организации охраны объекта в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014г. №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов промышленности и формы паспорта безопасности объекта промышленности» и обязании адрес оформить в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014г. №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов промышленности и формы паспорта безопасности объекта промышленности» договорные отношения на предмет оказания охранных услуг с ВНГ РФ и (или) организациями им подведомственными, в обоснование заявленных требований указав, что адрес в соответствии с Приказом Минпромторга России от 20.01.2022г. №108 включено в перечень объектов промышленности, подлежащих антитеррористической защите. Согласно паспорту безопасности адрес от 09 августа 2022 года объекту промышленности присвоена категория потенциальной опасности «С2», которая в соответствии с законом подлежит охране путем организации круглосуточных адрес национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении. Между тем, ответчиком в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 №1413 договор охраны с Войсками национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении заключен не был. Таким образом, по мнению истца отсутствие на объекте охраны состоящей из Войск национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении, нарушает требования действующего законодательства и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, что в свою очередь создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель истца Наро-Фоминского городского прокурора адрес по доверенности старший помощник Бутырского межрайонного прокурора адрес фио в судебное заседание явилась, требования заявленного спора поддержала и настаивала на их удовлетворении в полном объеме, по доводам приведенным в иске, также указав, что объект подлежащей защите (охране) Войсками национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении, относится к категории стратегически важных объектов промышленности, который подлежит особой государственной защите от посягательств третьих лиц и предупреждения актов терроризма.
Представитель ответчика адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, не отрицала факт того, что адрес является предприятием промышленного производства с установленным категорией потенциальной опасности «С2», при этом указала, что предприятие не является режимным объектом, охрана предприятия организована с привлечением ЧОП в распоряжении которого имеется тревожная кнопка ВНГ, более того, предприятие обнесено забором с имеющейся на нем колючей проволокой. По мнению ответчика организация охраны предприятия Войсками национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении в полной мере не отвечает требованиям закона на которые ссылается истец, в связи с чем просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий, выслушав пояснения сторон явившихся в судебное заседание, изучив доводы искового заявления и возражений к нему, исследовав письменные материалы гражданского дела и установив значимые для дела обстоятельства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" основным принципом противодействия терроризма в Российской Федерации является в том, числе приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
На основании подпункту 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов промышленности утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 N 1413 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности" (далее - Постановление N 1413), которое имеет гриф ДСП ("Для служебного пользования"), отсутствует в открытых источниках и доступ к нему ограничен.
Согласно Разъяснениям по применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 N 1413 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности", утв. Минпромторгом России, предприятия промышленности обеспечивают выполнение работ по антитеррористической защищенности объектов в рамках Постановления N 1413 с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ N 655 и N 756, проводят работы по категорированию и составлению паспорта безопасности.
В соответствии с Постановлением N 1413 Минпромторгом России разработан и утвержден Приказом от 13.10.2017 N 3570 Перечень предприятий (объектов) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Перечень).
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 655 о внесении изменений в Постановление N 1413 установлено, что в Перечень включаются: - предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа, обеспечивающие обороноспособность и безопасность государства и включенные в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ; - объекты (территории), нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой РФ и которые включены в перечень критически важных объектов; - объекты (территории), которые включают в себя здания и сооружения повышенного уровня ответственности либо на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.
Охрана объектов промышленности осуществляется в соответствии с законодательством в сфере обеспечения охранной деятельности; охрана объектов, которым в установленном порядке присвоены категории B и C, - в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2017 N 756. Основанием для установления государственной охраны объектов промышленности является категория объекта, определенная в паспорте безопасности и согласованная в установленном порядке с органами и организациями, находящимися в ведении Росгвардии.
Материалами гражданского дела установлено, что Наро-Фоминской городской прокуратурой адрес в связи с обращением начальника управления по адрес и адрес Центра охраны объектов промышленности Росгвардии проведена проверка соблюдения законодательства антитеррористической защищенности на предприятии адрес, расположенного по адресу: адрес, р/п Калининец, адрес, в ходе которой установлено, что названный объект промышленной безопасности не отвечает требованиям антитеррористической защищенности объектов промышленности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 №1413.
Так установлено, что Приказом Минпромторга России от 20.01.2022 № 108 утвержден перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащий антитеррористической защите. В соответствии с приведенным перечнем, а также учитывая специфик деятельности адрес, названный объект промышленности был определен как объект подлежащий антитеррористической защите.
Согласно паспорту безопасности адрес от 09 августа 2022 года объекту промышленности присвоена категория потенциальной опасности «С2», которая в соответствии с законом подлежит охране путем организации круглосуточных адрес национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении.
Между тем, ответчиком в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 №1413 договор охраны с Войсками национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении заключен не был.
Ввиду несоблюдения ответчиком вышеприведенных требований действующего законодательства, 10 сентября 2022 года Прокуратурой адрес в адрес руководителя адрес было внесено Представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, содержащее в числе прочего требование о принятии конкретных мер по устранению нарушения закона, причин и условий им способствующим.
В рамках рассмотренного Представления Наро-Фоминского городского прокурора адрес была проведена служебная проверка по доводам изложенным в представлении, по результатам которой, должных мер по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму принято не было. До настоящего договор об организации охраны объекта промышленности силами Войск национальной гвардии РФ и (или) организациями находящимися в их ведении, ответчиком заключен не был.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, представитель Наро-Фоминской городской прокуратуры адрес указал, что отсутствие на объекте охраны состоящей из Войск национальной гвардии России и (или) организациями находящимися в их ведении, нарушает требования действующего законодательства и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, что в свою очередь создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Возражая относительно заявленных исковых требований, представитель ответчика адрес, в письменных возражениях ссылался на отсутствие в действиях ответчика состав гражданско-правового нарушения, при этом указав, что паспортом безопасности адрес установлен 2-х летний срок выполнения мероприятий по обеспечению и усилению антитеррористической защищенности, т.е. до 26 апреля 2024 года. Также ответчик указал, на принятие должных мер по организации антитеррористической защищенности, в частности ответчик неоднократно обращался в органы ВНГ с предложением о заключении договора, сам объект охраны полностью отвечает требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 N 1413 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности", имеет ограждение по периметру с колючей проволокой, организовано КПП, территория охраняется сотрудниками ЧОП в распоряжении которых находится тревожная кнопка соединенная с пультом ВНГ.
Анализируя собранные по делу доказательства и реализуя представленные законом дискреционные полномочия по оценке доказательств, суд находит доводы истца последовательно приведенные в исковом заявлении – состоятельными и подлежащими должному внимания в силу следующего.
В соответствии с п. 21, 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утверждении постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 141 (далее — Требования) объекты (территории), которым в установленном порядке присвоены категории В и С, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящими в их ведении.
адрес названным требованиям не отвечает. Наличие на промышленном предприятии отнесенного к объекта стратегического значения охраны с привлечением ЧОП, в распоряжении которого находится тревожная кнопка соединенная с пультом ВНГ, не освобождает последнего от организации охраны периметра с привлечением сотрудников Войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящими в их ведении. Более того, следует принять во внимание правомочность действий сотрудников ЧОП и сотрудников ВНГ России при осуществлении мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности промышленного объекта с категорией потенциальной опасности «С2».
Утверждения ответчика о достаточности защищенности объекта промышленности, путем организации ограждения периметра предприятия с установленной колючей проволокой, являются исключительно субъективным мнением ответчика и не отвечает требованиям приведенным в действующем законодательстве. Наличие огражденного периметра предприятия, является лишь одним из фактов защиты, который в отсутствие совокупных факторов, в том числе включающих выставление физической защиты сотрудниками Войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящими в их ведении, не отвечает требованиям защищенности и безопасности.
Организация охраны промышленного объекта с категорией потенциальной опасности «С2», путем привлечения сотрудников ЧОП, не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно, согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Статьей 5 того же Закона предусмотрено, что государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении государственной охраны в пределах своих полномочий участвуют федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в области обеспечения безопасности, в сфере внутренних дел, в сфере внешней разведки, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии с ст.11 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 28.12.2022) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что охрана здания осуществляется с помощью тревожной сигнализации сотрудниками ВНГ не служит основанием для признания требования истца не состоятельными, в силу следующего.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" охранное мероприятие - совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением государственных органов, участвующих в пределах своих полномочий в обеспечении государственной охраны.
Статьей 4 названного Закона установлено, что государственная охрана осуществляется на основе следующих мер: 1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, связи для нужд органов государственной власти, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия; 2) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; 3) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны; 4) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; 5) организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при ее предоставлении Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях; 6) организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, способ обеспечению государственной охраны здания адрес с категорией потенциальной опасности «С2» одной лишь тревожной кнопкой не отвечает требованиям закона.
Также суд не может согласиться с утверждениями ответчика об отсутствии в его действиях состав гражданско-правового нарушения ввиду не наступления установленного 2-х летнего срока выполнения мероприятий по обеспечению и усилению антитеррористической защищенности, поскольку установление степени антитеррористической безопасности промышленного объекта с категорией потенциальной опасности «С2» во времени, не допустимо в силу закона, приведенная в паспорте безопасности дата выполнения мероприятий по обеспечению и усилению антитеррористической защищенности, является крайнем сроком в который адрес должны быть совершены безальтернативные действия по обеспечению антитеррористической безопасности объекта. С учетом внешних вызовов к безопасности Российской Федерации, действия истца по понуждению ответчика к принятию мер по обеспечению и усилению антитеррористической защищенности стратегически важного объекта промышленности, являются оправданными, отвечающими требованиям закона и Государственной политики Российской Федерации направленной на обеспечение безопасности стратегически важных объектов.
Относительно позиции ответчика о том, что адрес является промышленным предприятием специализирующемся на производстве холодильного оборудования, что исключает риски связанные с причинением вреда неопределенному кругу лиц, суд полагает необходимым указать, что абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет безопасность продукции и связанных с ней процессов эксплуатации, хранения, перевозки как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Поскольку спорный объект является объектом промышленности производство которого в том числе связана с обеспечением стратегической безопасности России, то разработка, определение и выбор мер по обеспечению безопасности производства является исключительным правом Правительства Российской Федерации и компетентных органов исполнительной власти, установивших требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности приведенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 141 и указывающие, что объекты (территории), которым в установленном порядке присвоены категории В и С, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящими в их ведении.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
Исходя из анализа действующего законодательства, а также установленных обстоятельств, суд считает, что отсутствие государственной охраны на спорном объекте промышленности с категорией потенциальной опасности «С2» нарушает федеральное законодательство, регулирующего данный вопрос, создает угрозу террористической безопасности, обеспечения нормальной деятельности стратегического важного предприятия и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая факт несоблюдения адрес требований федерального закона, устанавливающего порядок осуществления охраны на стратегическом промышленном предприятии с категорией потенциальной опасности «С2», суд признает бездействие адрес по организации охраны объекта в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014г. №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов промышленности и формы паспорта безопасности объекта промышленности» - незаконным и полагает необходимым обязать адрес оформить в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014г. №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов промышленности и формы паспорта безопасности объекта промышленности» договорные отношения на предмет оказания охранных услуг с ВНГ РФ и (или) организациями им подведомственными в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом суд в полном объеме удовлетворяет требования истца о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░ 7706036509) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18.12.2014░. №1413 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ (░░░ 7706036509) ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18.12.2014░. №1413 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░