РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Емельяновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Ежелевой Е.А., при секретаре ФИО12, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО15, представителя истца - Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО16, представителя ответчика ФИО2, ФИО6 – ФИО13, представителя ответчиков <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» ФИО19, ответчиков ФИО8 и ФИО6, третьих лиц: представителя КГКУ «Мининское лесничество» ФИО17, СНТ «Вега» ФИО18, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО8, <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» о признании недействительным постановления главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 380, о прекращении права собственности ФИО8 на земельный участок, об аннулировании записи в ЕГРП, и гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО4, ФИО6, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» о признании недействительным постановления главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 950, о прекращении права собственности ФИО6 на земельный участок, об аннулировании записи в ЕГРП,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» о признании недействительным постановления главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 380, о прекращении права собственности ФИО3 на земельный участок, об аннулировании записи в ЕГРП, ссылаясь на то, что данный участок полностью расположен на землях государственного лесного фонда Российской Федерации (Мининское лесничество, Мининское участковое лесничество), его расположение определено по материалам лесоустройства 1997 года; в силу части 1 статьи 8 Лесного Кодекса РФ данный участок находится в федеральной собственности, следовательно, администрация <адрес> как орган местного самоуправления не имела полномочий по предоставлению указанного земельного участка в собственность.
Одновременно прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО4, ФИО6, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» о признании недействительным постановления главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 950, о прекращении права собственности ФИО6 на земельный участок, об аннулировании записи в ЕГРП, ссылаясь на то, что данный участок полностью расположен на землях государственного лесного фонда Российской Федерации (Мининское лесничество, Мининское участковое лесничество), его расположение определено по материалам лесоустройства 1997 года; в силу части 1 статьи 8 Лесного Кодекса РФ данный участок находится в федеральной собственности, следовательно, администрация <адрес> как орган местного самоуправления не имела полномочий по предоставлению указанного земельного участка в собственность.
Данные дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству по делу по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены - ФИО5, ФИО6, ФИО7, СНТ «Вега», в качестве соответчика – ФИО8; по делу по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО4, ФИО6, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены - ФИО5, СНТ «Вега»; по обоим делам в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ООО «Геосервис», ООО «Сфера».
Также в ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор уточнил заявленные требования и просит - в деле по иску к ФИО2, ФИО3, ФИО8, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>»: признать недействительным постановление главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372», признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 380, прекратить право собственности ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:475, площадью 1484 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372, аннулировать запись в ЕГРП (том 2 дело № л.д. 73-77); в деле по иску к ФИО4, ФИО6, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» - признать недействительным постановление главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484», признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 950, прекратить право собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:479, площадью 1487 к.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484, аннулировать запись в ЕГРП (дело № л.д. 166-170).
В обоснование уточненных исковых требований прокурором указано, что надлежащим способом защиты в рассматриваемых делах является истребование имущества у добросовестного приобретателя в соответствии со ст. 302 ГК РФ и Постановлением Конституционного Суда РФ № 6-П от ДД.ММ.ГГГГ; а также применение последствий недействительности сделки в виде аннулирования записей в ЕГРП.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО15, представитель истца - Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО16, представители третьих лиц на стороне истца – КГКУ «Мининское лесничество» ФИО17, СНТ «Вега» ФИО18 исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в уточненных исковых заявлениях.
Представитель ответчиков ФИО2 и ФИО6 – ФИО13, представитель ответчиков <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» ФИО19, ответчики ФИО6 и ФИО8 просили в удовлетворении исков отказать, ссылаясь на то, что спорные земельные участки приобретены были ФИО6 и ФИО8 по возмездным сделкам в установленном законом порядке, оснований признавать их ничтожными не имеется; земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, имеют разрешенный вид использования – для садоводства, расположены в пределах отвода СНТ «Вега», предоставленного СНТ «Вега» распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для садоводства из состава земель лесного фонда; достоверных доказательств тому, что участки находятся полностью на землях лесного фонда и являются федеральной собственностью, что из владения Российской Федерации они выбыли помимо воли Российской Федерации, что у <адрес> отсутствовали полномочия по распоряжению данными участками, прокурором и представителем истца не представлено; Заключение «Рослесинфорг» «Востоксиблеспроект» и графический материал, озаглавленный «План границ земельного участка СНТ «Вега» являются недопустимыми доказательствами, поскольку получены из неустановленного источника; помимо этого, ответчики просят применить срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, указывая, что в материалы дела представлены: План границ СНТ «Вега», включающий спорные участки, подписанный руководителями КГКУ «Мининское лесничество» и КГКУ «Емельяновское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ; План границ СНТ «Вега», включающий спорные участки, согласованный и подписанный руководителями КГКУ «Мининское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ, Акты согласования границ спорных земельных участков, согласованные руководителем КГКУ «Мининское лесничество» в 2009 году, которые позволяют утверждать, что КГКУ «Мининское лесничество» уже в 2009 году выразило волю на передачу спорных участков в собственность граждан; следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям истек в 2012 года; иски поданы ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности; помимо этого, ответчики полагают, что прокурор выбрал взаимоисключающие способы зашиты права – ст. 168 ГК РФ и ст. 302 ГК РФ.
Изложенная представителем ответчиков и ответчиками в судебном заседании позиция отражена также в их письменных возражениях на иски - дело № л.д. 116-123, дело № том 1 л.д. 158-163, 228-230, 231-235, том 2 л.д. 83-86.
Ответчики ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, третьи лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ООО «Геосервис», ООО «Сфера», истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Поскольку все лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, извещены были надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, суд нашел возможным рассмотреть дело без их участия на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается делами правоустанавливающих документов, земельный участок № с кадастровым номером 24:11:0340506:475 изначально предоставлялся администрацией <адрес> ФИО2 на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ и с ней был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 24 811 рублей 30 копеек; впоследствии данный участок ФИО2 продала ФИО5 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 200 000 рублей; ФИО5 продала участок ФИО6 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 300 000 рублей; ФИО6 продала участок ФИО7 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 300 000 рублей; ФИО7 продал участок ФИО3 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 400 000 рублей; ФИО3 продала участок ФИО8 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составила 935 000 рублей; право собственности последней зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; спорный участок, исходя из адреса, указанного в правоустанавливающих документах, находится в СНТ «Вега» (дело № том 1 л.д.21-116).
Земельный участок № с кадастровым номером 24:11:0340506:479 изначально предоставлялся администрацией <адрес> ФИО4 на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ и с ним был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 24 861 рубль 50 копеек; впоследствии данный участок ФИО4 продал ФИО5 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 200 000 рублей; ФИО5 продала участок ФИО6 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость участка составляла 300 000 рублей; право собственности последней зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, исходя из адреса, указанного в правоустанавливающих документах, находится в СНТ «Вега» (дело № том 1 л.д. 20-40).
Оба спорных участка относятся к землям сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования – для ведения садоводства.
Из кадастрового дела на земельный участок № с кадастровым номером 24:11:0340506:475 видно, что открыто оно было ДД.ММ.ГГГГ; участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Сфера» (дело № том 1 л.д. 130-146).
Из кадастрового дела на земельный участок № с кадастровым номером 24:11:0340506:479 видно, что открыто оно было ДД.ММ.ГГГГ; участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО4 на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Сфера» (дело № том 1 л.д. 55-78).
Согласно представленным актам согласования границ спорных земельных участков видно, что границы земельного участка № согласованы были с председателем СНТ «Вега» ФИО20, с руководителем КГУ «Мининское лесничество» ФИО21 и с руководителем КГУ «Емельяновское лесничество» ФИО22, о чем свидетельствуют подписи должностных лиц и гербовые печати лесничеств (дело 2-234/2014 том 1 л.д. 164, 165).
Из устава СНТ «Вега» видно, что данное СНТ является правопреемником этого же товарищества, созданного коллективом треста «Строймеханизация» на основании решения Крайисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ; земля, предназначенная для ведения огородничества и садоводства общей площадью 4.1 га, предоставлена гражданам исполнительным комитетом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на землях племзавода «Элита» в верховье ручья Овинного (дело 2-234/2014 том 2 л.д. 1-23).
Из решений Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов видно, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № из земель ГЛФ Мининского лесхоза изъято и передано тресту «Строймеханизация» для коллективного садоводства 5.0 га лесов 1 группы (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 54); решением от ДД.ММ.ГГГГ № из земель Мининского лесхоза изъято и предоставлено тресту «Строймеханизация» 2.3 га, в том числе исполкому Емельяновского райсовета 0.30 га лесов 1 группы для расширения садоводческого товарищества «Вега» с правом вырубки деревьев (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 49); решением от ДД.ММ.ГГГГ из земель гослесфонда Мининского лесхоза изъято и предоставлено тресту «Строймеханизация» для расширения СТ «Вега» 0.05 га прочих (нелесных) земель (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 50); решением от ДД.ММ.ГГГГ № из земель гослесфонда Мининского лесхоза изъято и предоставлено тресту «Строймеханизация» 0.35 га лесов 1 группы для расширения существующего коллективного сада «Вега» с правом вырубки леса (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 58); решением от ДД.ММ.ГГГГ № Мининскому лесхозу разрешено произвести отвод 0.30 га лесов 1 группы для коллективного садоводства районному Совету народных депутатов с правом вырубки деревьев; на СТ «Вега» треста «Строймеханизация» возложена обязанность включить отводимые земли в границы общества (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 60); решением от ДД.ММ.ГГГГ № из земель Мининского лесхоза передано в спецземфонд района 0.05 га; 0.05 га земель спецземфонда предоставлено СТ «Вега» для коллективного садоводства с правом вырубки деревьев (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 53).
Из постановлений <адрес> видно, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в СТ «Вега» при тресте «Строймеханизация» включен земельный участок площадью 1,2 га, выделенный Крайагропром (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 51); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № СТ «Вега» предоставлен из земель спецземфонда 0.48 га для коллективного садоводства (дело 2-234/2014 то 3 л.д. 52); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № СТ «Вега» для расширения участков ФИО23, ФИО24 дополнительно из земель спецземфонда района (Мининский лесхоз) предоставлено 0.10 га с правом вырубки деревьев (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 55); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в спецземфонд района из земель Мининского лесхоза передано 0.10 га земель и передано в спецземфонд для предоставления их садоводческому товариществу «Вега» для садоводства (дело 2-234/2014 том 3 л.д. 56); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № из земель спецземфонда района дополнительно СТ «Вега» предоставлено 0.06 га для садоводства (дело 2-234/2014 то 3 л.д. 57); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> передала ранее предоставленные земельные участки в собственность членам садоводческих товариществ на территории района согласно предоставленных документов (дело 2-234/2014 том 3 л.д.61).
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> на основании ст. 66 Земельного кодекса РФ принято решение предоставить из земель спецфонда района в спецфонд края 3.0 га (лесной, покрытой лесом 3.0 га) для дополнительного выделения садоводческому товариществу «Вега» для садоводства (дело 2-234/2014 том 1 л.д. 202).
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 520-п <адрес> предоставила земельные участки <адрес> организациям, указанным в приложении № 1, и постановила «просить Правительство Российской Федерации» разрешить перевод лесных земель в нелесные на площади 65 гектаров»; <адрес> дано указание средства, поступающие на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, использовать на проведение работ по земельному кадастру и на инвентаризацию земель населенных пунктов (дело 2-234/2014 л.д. 203).
Согласно списку землевладельцев и землепользователей, из земель которых предоставляются земельные участки предприятиям, организациям и учреждениям, который является приложением № к вышеназванному постановлению, СНТ «Вега» указано в данном списке в качестве организации, которой предоставляются земельные участки из земель Мининского лесхоза <адрес> площадью 3.0 лесов – для садоводства, в собственность граждан согласно списку (с правом вырубки).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1745-р, подписанному председателем Правительства РФ ФИО32, разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе в <адрес> – 70.2 гектара (дело 2-234/2014 том 1 л.д. 204).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № 147, выданной главным лесничим ФГУ «Мининский опытно-механизированный лесхоз» ФИО25, СНТ «Вега» согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1745-р Мининским лесхозом в 1997 году передано было 3.0 га лесного фонда под садоводство в постоянное пользование (дело 2-234/2014 том 1 л.д. 205).
Из экспликации земельных участков, отведенных под коллективные сады тресту «Строймеханизация», начерченной Абрамовским, видно, что указанному тресту отводились земли в квартале 83 (дело 2-234/2014 л.д. том 1 л.д. 215).
Их схемы границ землепользования СНТ «Вега» видно, что общая площадь землепользования составляла 269799 кв.м., том числе, площадь участка № – 23632 к.м., участка № – 100819 кв.м., участка № – 145348 кв.м. (дело 2-234/2014 том 3 л.д.63).
Из планов границ СНТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что директор КГУ Мининское лесничество ФИО21 и директор КГУ Емельяновское лесничество ФИО22 своими подписями и печатями подтвердили, что выделенный для согласования земельный участок не находится на землях Мининского и Емельяновского лесничеств; участок, относящийся к землям Гослесфонда, отображен на плане в виде двух фигур, заштрихованных красным цветом (дело № л.д. 200).
Согласно плану границ земельного участка СНТ «Вега» спорные земельные участки входят в границы СНТ «Вега» (дело 2-234/2014 том 3 л.д.64).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Российской ФИО10 зарегистрировано право собственности на земельный участок лесного фонда с условным номером 24:11:000000:0000 общей площадью 60053.00 кв.м. по адресу: Россия, <адрес>, Мининский опытный лесхоз (дело № том 2 л.д.54).
Согласно заключению и.о. директора филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» ФИО26 земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340506:475 и 24:11:0340506:479 расположены на землях государственного лесного фонда, что определено по материалам лесоустройства 1997 года (дело № том 1 л.д. 197).
Согласно планшету № «Лесоустройство 1997 г., общая площадь 701 га» изготовлен он Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием на основе топокарт 1983 года издания (дело № том 2 л.д. 155).
Таким образом, установлено, что, начиная с 1978 года СНТ «Вега» органом местного самоуправления передавались из государственного лесного фонда земли для коллективного садоводства; в 1996 году распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1745-р на территории всего <адрес> разрешен был перевод лесных земель площадью 70.2 гектара в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом; в 2005 году ФГУ «Мининский опытно-механизированный лесхоз» в лице главного лесничего ФИО25 подтвердило то, что СНТ «Вега» согласно вышеназванному распоряжению Мининским лесхозом в 1997 году передано было 3.0 га лесного фонда под садоводство в постоянное пользование; лесоустройство в Мининском опытно-механизированном лесхозе Мининское лесничество проводилось в 1997 году; планшет № составлялся на основе топокарт 1983 года издания; в 2001 году на основании ст. 19 Лесного Кодекса РФ № 22-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Мининского опытного лесхоза на участок лесного фонда общей площадью 60 053.00 га, с условным номером 24:11:000000:0000, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, Мининский опытный лесхоз; в 2009 году КГУ Мининское опытно-механизированное лесничество согласовало СНТ «Вега» границы выделяемого земельного участка общей площадью 21.65 га, о чем свидетельствуют подписанные должностными лицами лесничеств планы границ СНТ «Вега» (дело № том 1 л.д. 200, 201); при сопоставлении планов границ СНТ «Вега», на которых изображен согласованный участок, с планшетом № и с планом границ СНТ «Вега» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что спорные участки сформированы были именно в тех границах, которые были согласованы Мининским опытно-механизированным лесничеством.
Согласно ст. 6 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность.
Согласно ст. 7 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Статья 9 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ предусматривала, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово - картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу ст. 10 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса.
Согласно ст. 11 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий.
Статья 12 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ устанавливала, что оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом.
Купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно - кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в лесных отношениях соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 15 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 17 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Статья 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ предусматривала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ участки лесного фонда предоставлялись гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
В силу ст. 23 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникали: из актов государственных органов; из договоров; из судебных решений; по иным основаниям, допускаемым настоящим Кодексом.
Согласно ст. 24 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникали на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 36 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ предусматривала, что по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 46 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось, в том числе: владение, пользование и распоряжение лесным фондом.
Согласно ст. 47 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось, в том числе, участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 51 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ предусматривала, что государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Статья 53 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ предусматривала, что Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Согласно ст. 63 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:
в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;
в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда.
Согласно ст. 75 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ информация о лесном фонде включала в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.
Информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков.
При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Действующим с ДД.ММ.ГГГГ Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ установлен такой объект отношений, как лесной участок.
Из статьи 7 ЛК РФ следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
При этом особенностью лесного участка является специально установленный Лесным кодексом РФ порядок установления его границ. Границы лесных участков устанавливаются в порядке лесоустройства при проектировании лесного участка. Статьей 69 ЛФ РФ, в частности, установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Этой же статьей в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ года, было установлено, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков.
Статья 92 ЛК РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, земельный участок (в том числе лесной) может быть признан объектом земельных отношений в том случае, если он сформирован, его границы описаны и удостоверены в установленном законом порядке, и данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст. 7 ФЗ-221 в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как 1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер); 2) кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного действия с которым (преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (образование объекта недвижимости); 3) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости; 4) сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; 5) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; 6) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок; 7) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; 8) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. Таким образом, основными признаками земельного участка (в том числе лесного), с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка.
Местоположение земельного участка (то есть его адрес) в соответствии с «Порядком ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, относится к числу сведений о земельном участке, которые вносятся в Реестр объектов недвижимости. При отсутствии такого адреса в Реестр вносится описание его местоположения (п. 63).
Сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения (п.68).
Согласно пункту 64 «Порядка…», в Реестр вносятся такие сведения о местоположении границы земельного участка, как 1) список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); 2) кадастровые номера смежных земельных участков.
Пунктом 7 статьи 38 ФЗ-221 определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Таким образом, сведения кадастра позволяют подтвердить существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого земельного участка.
Следовательно, в силу статьи 56 ГПК РФ с учетом норм права, подлежащих применению, на истца возлагается обязанность по предоставлению доказательств, характеризующих предмет спора, а также сведений, индивидуализирующих предмет спора, предусмотренных нормами земельного законодательства.
Прокурором в обоснование довода о нахождении спорных земельных участков на землях лесного фонда представлены следующие доказательства:
- копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Российской ФИО10 зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда с условным номером 24:11:000000:0000 общей площадью 60053.00 кв.м. по адресу: Россия, <адрес>, Мининский опытный лесхоз (дело № л.д.54);
- копия планшета № «Лесоустройство 1997 г., общая площадь 701 га», изготовленного Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием (дело № том 1 л.д. 197),
- план границ земельного участка СНТ «Вега», изготовленный ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» (дело № том 3 л.д. 64),
- заключение и.о. директора филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» ФИО26 о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340506:475 и 24:11:0340506:479 расположены на землях государственного лесного фонда, что определено по материалам лесоустройства 1997 года (дело № л.д. 115).
Представленные прокурором письменные доказательства не могут быть положены в основу судебного решения, поскольку они не подтверждают в полной мере то, что спорные земельные участки на день рассмотрения дела находятся на землях лесного фонда РФ.
Как видно из материалов дела, участок лесного фонда с условным номером 24:11:000000:0000 на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством РФ не поставлен, его границы не установлены на местности и не уточнены.
Провести сравнение имеющихся условных границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, с границами земельных участков, принадлежащих ответчикам, и установить действительно ли спорные участки налагаются на участок лесного фонда, суд самостоятельно не имеет возможности из-за отсутствия специальных познаний в области геодезии (землеустроительных работ).
Прокурор же не представил соответствующих доказательств, в том числе заключение эксперта либо план пересечения границ, хотя определениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по обоим делам ему разъяснялось о необходимости представления дополнительных доказательств (дело № том 1 л.д. 171, 184, дело № л.д. 45, 105).
Имеющиеся данные по указанному участку лесного фонда (содержащиеся в свидетельстве и в планшете № 15) не могут приниматься во внимание и сравниваться с геодезическими данными земельных участков ответчиков в виду их условного характера и несоответствия требованиям действующего земельного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, как установлено в судебном заседании границы земель федеральной собственности, в том числе выдела № 7, не установлены на местности, не разграничены и не оформлены в соответствии с действующим законодательством РФ.
Таким образом, при судебном рассмотрении установлено, что представленные прокурором в материалы дела доказательства не содержат сведений компетентных органов, осуществляющих деятельность по землеустройству, ведению государственного реестра данных и по ведению кадастрового учета в порядке ст.ст. 67-70 Земельного кодекса РФ, о месте положения земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, о границах этого участка, его принадлежности и категории.
Ссылки прокурора на ст. 4.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" о том, что в случае, если до ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации, суд считает необоснованными, поскольку данными статьями регламентируется порядок представления документов и их состав для проведения государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними; кроме того, в ст. 14 установлен срок, до которого охрана, защита лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации - не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что участок лесного фонда с условным номером 24:11:000000:0000, в защиту прав на который заявлены иски, надлежащим образом не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, с учетом положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ и статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", у суда не имеется оснований для признания данного участка самостоятельным объектом гражданских прав и, как следствие, для удовлетворения требований прокурора.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, в соответствии с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ из государственного лесного фонда были изъяты и переданы в пользование СНТ «Вега» для коллективного садоводства несколько гектаров земли; часть этих земель переведена была в нелесные земли.
Статья 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как следует из материалов, дела спорные участки предоставлялись в собственность ответчиков (ФИО4 и ФИО2) <адрес> в соответствии с вышеназванным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; на момент принятия обжалуемых постановлений вышеназванные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения; действия Земельной кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков как участков земель сельскохозяйственного назначения не оспорены и не признаны недействительными; доказательства принадлежности спорных участков к землям лесного фонда отсутствуют.
Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Судом РФ ДД.ММ.ГГГГ № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом – вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят, в частности, защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и землях иных категорий.
В силу п. 1 ст. 8 Лесной кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ в федеральной собственности находятся только лесные участки в составе земель лесного фонда.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1) в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:
1) земли городской, поселковой и сельской застройки;
2) земли общего пользования;
3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения;
5) земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;
6) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Статья 94 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1) к землями лесного фонда относила земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Как указывалось выше, садоводческому товариществу «Вега» согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1745-р, которым разрешен был перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, Мининским лесхозом в 1997 году передано было 3.0 га лесного фонда под садоводство в постоянное пользование; планшет № «Лесоустройство 1997 г., общая площадь 701 га» изготовлен был в 1997 году на основе топокарт 1983 года издания, то есть, возможно, без учета тех земель, которые были переведены в нелесные земли и переданы под садоводство СНТ «Вега».
При таких доказательствах можно сделать вывод о том, что земельные участки, расположенные в выделе № квартала 83, были выведены из состава земель лесного фонда в 1997 году.
Поскольку земельные участки ответчиков были сформированы и поставлены на кадастровый учет с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, доказательства их принадлежности к землям лесного фонда отсутствуют, суд приходит к выводу, о том, что у <адрес> имелись полномочия по предоставлению данных участков в собственность граждан для ведения садоводства.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, избирая способы защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, однако правовой результат удовлетворения заявленных требований или отказа в таком удовлетворении зависит от того, насколько будут доказаны обстоятельства, на которые ссылается истец, основаны ли его требования на законе и верно ли заявителем избран способ защиты.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 и ФИО31" в случаях, когда сделка, направленная на отчуждение имущества, не соответствует требованиям закона только в том, что совершена лицом, не имевшим права отчуждать это имущество и не являющимся его собственником, правила пункта 2 статьи 167 ГК РФ не применяются. В этом случае права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска.
Статьей 302 ГК РФ предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В пунктах 34-39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.
Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель).
Приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.
Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.
Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом.
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
Кроме того, в п. 2.9 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) указано, что местоположение границы земельного участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. Рассмотрение споров по установлению границ земельных участков связано с разрешением вопроса о принадлежности спорной части участка истцу или ответчику, что невозможно без точного определения границ. Обобщение судебной практики показало, что в случае, если границы участка истца или ответчика определены в ГКН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, суды при разрешении спора руководствовались указанными границами. Доказательством нарушения прав истца в данном случае является несовпадение фактических границ его земельного участка с границами, установленными в ГКН по результатам кадастровых работ. Следует также признать правильной позицию судов, согласно которой доводы сторон о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут. Таким образом, при рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ответчики являются собственниками земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для ведения садоводства; оба участка имеют адрес: <адрес>, СНТ «Вега», поставлены на кадастровый учет, сведения об их координатах, в том числе и о площади, внесены в Государственный кадастр недвижимости по результатам межевания (кадастровых работ).
Вместе с тем, прокурор требования о признании результатов межевания недействительными по основанию отнесения данных участков к землям сельскохозяйственного назначения, образования данных участок из земель лесного фонда и т.д., не заявлял.
В этой связи суд исходит из законности неоспоренных в установленном порядке сведений о земельных участках ответчиков, внесенных в Государственный кадастр недвижимости и ЕГРП.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, положений ст. 301, 302 ГК РФ, учитывая, что доказательств подтверждающих, что на момент приобретения ответчиками права собственности на спорные земельные участки относились к землям лесного фонда, не представлено, из материалов дела видно, что земельные участки, предоставленные в собственность ответчиков, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности ответчиков не оспорено, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» о признании недействительным постановления главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 380, о прекращении права собственности ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:475, площадью 1484 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372, об аннулировании записи в ЕГРП за № от ДД.ММ.ГГГГ, и в удовлетворении иска прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО4, ФИО6, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации <адрес>» о признании недействительным постановления главы <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 950, о прекращении права собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:479, площадью 1487 к.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484, об аннулировании записи в ЕГРП за № от ДД.ММ.ГГГГ отказать полностью.
Отменить меры по обеспечению исков: снять наложенные аресты на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:479, площадью 1487 к.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 484, и на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:475, площадью 1484 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, СНТ «Вега», уч. № 372; отменить запрет ФИО6 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – (Управление Росреестра по <адрес>) в <адрес> совершать любые действия, связанные с переходом прав собственности, в том числе с государственной регистрацией перехода прав собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:479, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Вега», участок № 484; отменить запрет ФИО3 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – (Управление Росреестра по <адрес>) в <адрес> совершать любые действия, связанные с переходом прав собственности, в том числе с государственной регистрацией перехода прав собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340506:475, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Вега», участок № 372; отменить запрет ФИО6 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – (Управление Росреестра по <адрес>) в <адрес> совершать действия, связанные с государственной регистрацией прав на любые объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0340506:479, по адресу: <адрес>, СНТ «Вега», участок № 484.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: