Решение по делу № 33-222/2022 от 22.03.2022

Председательствующий – Палагин А.В. Дело № 33-222

номер дела в суде первой инстанции № 2-65/2022

УИД 02RS0006-01-2021-002021-53

номер строки в статистическом отчете 2.065

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Кокшаровой Е.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Молодых Л.С.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мельниковой Ирины Георгиевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 28 января 2022 года, которым

Исковые требования Мельниковой Ирины Георгиевны к ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании незаконным приказа об отстранении от работы -лс от <дата>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере 130415 рублей 90 копеек - оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мельникова И.Г. обратилась в суд с иском к ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (далее - филиал ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС») с требованием о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указывая, что она работает в Улаганском РЭС филиала ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС», в должности уборщика служебных помещений. Приказом -лс от <дата> по основанию, предусмотренному абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ она отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от проведения профилактической прививки от COVID-19. Полагает отстранение от работы незаконным, поскольку ее должность отсутствует в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825. Считает, что своими действиями работодатель ввел для работников принудительную вакцинацию, что противоречит Конституции РФ.

Суд постановил вышеизложенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Мельникова И.Г., указывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825. Данный перечень не включает в себя сферу энергетики и вид рабочей деятельности истца. Действующее законодательство не содержит положений, закрепляющих, что внесение прививки от коронавируса в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям влечет отстранение от работы определенных данным календарем категорий граждан, при их отказе от вакцинации. Суд, оценивая доводы истца о неправомерном вынесении главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай постановления от 26.06.2021 г. № 34 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай» необоснованно оставил без внимания положения п. 3 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике, согласно которым сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а не главными государственными санитарными врачами субъектов Российской Федерации. Пункт 2 разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, направленных письмом Минтруда России от 23.07.2021 г. № 14-4/10/П-5532, содержит ссылку на положения п. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике, который в свою очередь ссылается на Перечень работ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО «Россети Сибирь» Хамитова Т.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав истца, настаивавшего на отмене решения по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от <дата> -ТД/11, Мельникова И.Г. работает в филиале ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» (до переименования - филиал ОАО «МРСК Сибири» - «ГАЭС») в качестве уборщика служебных помещений (л.д. 174-178), осуществляет свою трудовую функцию по месту нахождения структурного подразделения Улаганский РЭС в <адрес>

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от <дата> к трудовому договору -ТД/11 от <дата>, Мельниковой И.Г. установлен режим работы в течение нормированной рабочей недели с 08:30 часов до 16:56 часов, с перерывом на обед с 12:30 часов до 13:18 часов.

Во исполнение постановления главного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. №34, ПАО «Россети Сибирь» издан приказ от 29.06.2021 г. №115 «О вакцинопрофилактике». Пунктом 4.3 приказа предусмотрено отстранение от работы без сохранения заработной платы работников, не предоставивших документы, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцинации от коронавирусной инфекции, сертификат о вакцинации, справку о наличии антител.

Филиалом ПАО «Россети Сибирь» были организованы мобильные пункты вакцинации сотрудников, которым предоставлялся оплачиваемый день для проведения вакцинации.

26.08.2021 г. Мельниковой И.Г. вручено уведомление, которым предложено не позднее 26.08.2021 г. (включительно) представить в Отдел управления персоналом филиала ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» справку/сертификат о проведении профилактической прививки от COVID-19, либо документы, подтверждающие медицинские противопоказания для вакцинации, либо справку о наличии антител класса G(IgG) к COVID-19. В уведомлении указано, что в случае отказа от проведения профилактической прививки, работнику надлежит не позднее 26.08.2021 г., представить письменный отказ (л.д. 131).

26.08.2021 г. Мельникова И.Г., ознакомившись с уведомлением, представила работодателю письменный отказ от проведения профилактической прививки, согласно которому ей разъяснены возможные последствия отказа от вакцинации (л.д. 132).

Приказом ПАО «Россети Сибирь» -лс от 27.08.2021 г., Мельникова И.Г. отстранена от работы с 27.08.2021г. и до окончания периода эпидемблагополучия либо прохождения вакцинации работником, отказавшимся от профилактических прививок против COVID-19 и не предоставивших подтверждающие документы: справку/сертификат о вакцинации от COVID-19 либо справку о наличии антител класса G(IgG) к COVID-19 либо документы, подтверждающие медицинские противопоказания. Данным приказом также установлено не начислять заработную плату указанным в приложении сотрудникам за период их отстранения от работы. С приказом истец была ознакомлена (л.д. 10-13).

Не согласившись с указанным приказом, Мельникова И.Г. обратилась в суд с иском о признании его незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в период с 01.09.2021 г. по 28.01.2022 г. в размере 130 415 рублей 90 копеек.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что отстранение работодателем истца от работы отвечает требованиям закона, поскольку вызвано его отказом от прохождения вакцинации против новой короновирусной инфекции.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, исходя из следующего.

В силу положений ст. 21 ТК РФ работник при приеме на работу принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника (в числе прочего) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В силу ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.

В силу п. 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.05.2020 № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н. В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (п.п. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Из письма Роструда от 13.07.2021 г. № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23.07.2021 г. № 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.

В соответствие с требованиями ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия (абз. 5 п. 1 Разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. № 34 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай» в связи с ростом заболеваемости, в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции среди населения постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай предписано в срок до 30.07.2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 30.08.2021 г. - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Сибирь» (до изменений в Устав – ПАО «МРСК Сибири») является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, в структуру организации входит филиал ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС», расположенный на территории Республики Алтай, который имеет структурное подразделение Улаганский РЭС, расположенный в <адрес>. В этой связи суд пришел к верному выводу, что ПАО «Россети Сибирь» относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, и для сотрудников, осуществляющих работы на территории Республики Алтай, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

При таких обстоятельствах, вывод суда о законности оспариваемого приказа работодателя об отстранении истцов от работы основан на правильном применении норм материального права, отвечает установленным по делу обстоятельствам. Иное толкование истцом норм действующего законодательства основанием для отмены решения суда служить не может.

Учитывая, что суд признал отвечающими закону действия работодателя по отстранению истца от работы, оснований для удовлетворения производных исковых требований – о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула – у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы Мельниковой И.Г. о том, что осуществляемая ею трудовая функция уборщика производственных помещений ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825, в связи с чем она не может быть отстранена от работы, не может быть признан обоснованным в силу следующего.

Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в период режима повышенной готовности.

Как указано выше, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Учитывая, что с момента отстранения Мельниковой И.Г. от работы по настоящее время на территории Республики Алтай эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивается как неблагополучная и постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. № 34 продолжает действовать, у работодателя имеются законные основания для отстранения ее от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки.

Профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться.

Данных о принудительной вакцинации материалы дела не содержат, какой-либо дискриминации судебная коллегия в действиях работодателя не усматривает. Будучи свободной в выборе образа действий, истец обладает правом свободно распоряжаться собственными трудовыми возможностями, не ограничена в праве выбора способов поведения. Истец может либо продолжать оставаться в состоянии отстранения от работы, и продолжить трудовую деятельность у данного работодателя после изменения эпидобстановки и отмены требования об обязательной вакцинации; либо пройти вакцинацию и продолжить работу у данного работодателя; либо, в случае если её не устраивает, что в той сфере, в которой она в настоящее время трудится, изменились законодательно сформулированные требования путем установления обязанности пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции, истец свободна избрать себе иную сферу деятельности, в которой такие требования для работников не установлены.

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, процедура отстранения Мельниковой И.Г. от работы произведена работодателем в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Довод жалобы о том, что постановление от 26.06.2021 № 34 вынесено Главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай неправомерно, так как в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, к которым главный санитарный врач по Республике Алтай не относится, отмены судебного акта не влечет, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Как было указано выше, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 г. № 125н.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 608, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

При этом согласно п. 2 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ.

Таким образом, Постановление от 26.06.2021 № 34 вынесено главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай правомерно, в соответствии с требованиями законодательства.

Содержащееся в апелляционной жалобе суждение истца о том, что у работодателя не имелось оснований для отстранения ее от работы в связи с тем, что уровень вакцинации в учреждении превысил 60%, не может быть принят судебной коллегией, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай устанавливается обязательность вакцинации для всех работников, не имеющих отводы по медицинским показаниям. Требование для работодателя по определению процента численности вакцинированных работников не предоставляет право работнику отказаться от прохождения вакцинации, являющейся для него обязательной.

Вопреки доводам жалобы, на момент вынесения приказа -лс от 27.08.2021 г. об отстранении истца от работы, уровень вакцинированных сотрудников структурного подразделения Улаганский РЭС не достиг уровня 60%, установленного постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. № 34 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай».

Как указано в Разъяснениях Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных для стабилизации эпидситуации нужно обеспечить достижение следующих показателей: должны быть устойчивы к новой инфекции не менее 80% списочного состава персонала. К ним относятся сотрудники, переболевшие и вакцинированные не более 6 мес. назад. Оставшийся 20% сотрудников могут составлять те, у кого есть медицинские противопоказания к прививке и длительно отсутствующие работники, к каковым истец не относится.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 28 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельниковой Ирины Георгиевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи Е.А. Кокшарова

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04 мая 2022 года.

Председательствующий – Палагин А.В. Дело № 33-222

номер дела в суде первой инстанции № 2-65/2022

УИД 02RS0006-01-2021-002021-53

номер строки в статистическом отчете 2.065

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Кокшаровой Е.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Молодых Л.С.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мельниковой Ирины Георгиевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 28 января 2022 года, которым

Исковые требования Мельниковой Ирины Георгиевны к ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании незаконным приказа об отстранении от работы -лс от <дата>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере 130415 рублей 90 копеек - оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мельникова И.Г. обратилась в суд с иском к ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (далее - филиал ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС») с требованием о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указывая, что она работает в Улаганском РЭС филиала ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС», в должности уборщика служебных помещений. Приказом -лс от <дата> по основанию, предусмотренному абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ она отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от проведения профилактической прививки от COVID-19. Полагает отстранение от работы незаконным, поскольку ее должность отсутствует в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825. Считает, что своими действиями работодатель ввел для работников принудительную вакцинацию, что противоречит Конституции РФ.

Суд постановил вышеизложенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Мельникова И.Г., указывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825. Данный перечень не включает в себя сферу энергетики и вид рабочей деятельности истца. Действующее законодательство не содержит положений, закрепляющих, что внесение прививки от коронавируса в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям влечет отстранение от работы определенных данным календарем категорий граждан, при их отказе от вакцинации. Суд, оценивая доводы истца о неправомерном вынесении главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай постановления от 26.06.2021 г. № 34 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай» необоснованно оставил без внимания положения п. 3 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике, согласно которым сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а не главными государственными санитарными врачами субъектов Российской Федерации. Пункт 2 разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, направленных письмом Минтруда России от 23.07.2021 г. № 14-4/10/П-5532, содержит ссылку на положения п. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике, который в свою очередь ссылается на Перечень работ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО «Россети Сибирь» Хамитова Т.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав истца, настаивавшего на отмене решения по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от <дата> -ТД/11, Мельникова И.Г. работает в филиале ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» (до переименования - филиал ОАО «МРСК Сибири» - «ГАЭС») в качестве уборщика служебных помещений (л.д. 174-178), осуществляет свою трудовую функцию по месту нахождения структурного подразделения Улаганский РЭС в <адрес>

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от <дата> к трудовому договору -ТД/11 от <дата>, Мельниковой И.Г. установлен режим работы в течение нормированной рабочей недели с 08:30 часов до 16:56 часов, с перерывом на обед с 12:30 часов до 13:18 часов.

Во исполнение постановления главного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. №34, ПАО «Россети Сибирь» издан приказ от 29.06.2021 г. №115 «О вакцинопрофилактике». Пунктом 4.3 приказа предусмотрено отстранение от работы без сохранения заработной платы работников, не предоставивших документы, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцинации от коронавирусной инфекции, сертификат о вакцинации, справку о наличии антител.

Филиалом ПАО «Россети Сибирь» были организованы мобильные пункты вакцинации сотрудников, которым предоставлялся оплачиваемый день для проведения вакцинации.

26.08.2021 г. Мельниковой И.Г. вручено уведомление, которым предложено не позднее 26.08.2021 г. (включительно) представить в Отдел управления персоналом филиала ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» справку/сертификат о проведении профилактической прививки от COVID-19, либо документы, подтверждающие медицинские противопоказания для вакцинации, либо справку о наличии антител класса G(IgG) к COVID-19. В уведомлении указано, что в случае отказа от проведения профилактической прививки, работнику надлежит не позднее 26.08.2021 г., представить письменный отказ (л.д. 131).

26.08.2021 г. Мельникова И.Г., ознакомившись с уведомлением, представила работодателю письменный отказ от проведения профилактической прививки, согласно которому ей разъяснены возможные последствия отказа от вакцинации (л.д. 132).

Приказом ПАО «Россети Сибирь» -лс от 27.08.2021 г., Мельникова И.Г. отстранена от работы с 27.08.2021г. и до окончания периода эпидемблагополучия либо прохождения вакцинации работником, отказавшимся от профилактических прививок против COVID-19 и не предоставивших подтверждающие документы: справку/сертификат о вакцинации от COVID-19 либо справку о наличии антител класса G(IgG) к COVID-19 либо документы, подтверждающие медицинские противопоказания. Данным приказом также установлено не начислять заработную плату указанным в приложении сотрудникам за период их отстранения от работы. С приказом истец была ознакомлена (л.д. 10-13).

Не согласившись с указанным приказом, Мельникова И.Г. обратилась в суд с иском о признании его незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в период с 01.09.2021 г. по 28.01.2022 г. в размере 130 415 рублей 90 копеек.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что отстранение работодателем истца от работы отвечает требованиям закона, поскольку вызвано его отказом от прохождения вакцинации против новой короновирусной инфекции.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, исходя из следующего.

В силу положений ст. 21 ТК РФ работник при приеме на работу принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника (в числе прочего) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В силу ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.

В силу п. 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.05.2020 № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н. В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (п.п. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Из письма Роструда от 13.07.2021 г. № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23.07.2021 г. № 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.

В соответствие с требованиями ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия (абз. 5 п. 1 Разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. № 34 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай» в связи с ростом заболеваемости, в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции среди населения постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай предписано в срок до 30.07.2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 30.08.2021 г. - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Сибирь» (до изменений в Устав – ПАО «МРСК Сибири») является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, в структуру организации входит филиал ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС», расположенный на территории Республики Алтай, который имеет структурное подразделение Улаганский РЭС, расположенный в <адрес>. В этой связи суд пришел к верному выводу, что ПАО «Россети Сибирь» относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, и для сотрудников, осуществляющих работы на территории Республики Алтай, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

При таких обстоятельствах, вывод суда о законности оспариваемого приказа работодателя об отстранении истцов от работы основан на правильном применении норм материального права, отвечает установленным по делу обстоятельствам. Иное толкование истцом норм действующего законодательства основанием для отмены решения суда служить не может.

Учитывая, что суд признал отвечающими закону действия работодателя по отстранению истца от работы, оснований для удовлетворения производных исковых требований – о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула – у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы Мельниковой И.Г. о том, что осуществляемая ею трудовая функция уборщика производственных помещений ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825, в связи с чем она не может быть отстранена от работы, не может быть признан обоснованным в силу следующего.

Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в период режима повышенной готовности.

Как указано выше, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Учитывая, что с момента отстранения Мельниковой И.Г. от работы по настоящее время на территории Республики Алтай эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивается как неблагополучная и постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. № 34 продолжает действовать, у работодателя имеются законные основания для отстранения ее от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки.

Профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться.

Данных о принудительной вакцинации материалы дела не содержат, какой-либо дискриминации судебная коллегия в действиях работодателя не усматривает. Будучи свободной в выборе образа действий, истец обладает правом свободно распоряжаться собственными трудовыми возможностями, не ограничена в праве выбора способов поведения. Истец может либо продолжать оставаться в состоянии отстранения от работы, и продолжить трудовую деятельность у данного работодателя после изменения эпидобстановки и отмены требования об обязательной вакцинации; либо пройти вакцинацию и продолжить работу у данного работодателя; либо, в случае если её не устраивает, что в той сфере, в которой она в настоящее время трудится, изменились законодательно сформулированные требования путем установления обязанности пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции, истец свободна избрать себе иную сферу деятельности, в которой такие требования для работников не установлены.

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, процедура отстранения Мельниковой И.Г. от работы произведена работодателем в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Довод жалобы о том, что постановление от 26.06.2021 № 34 вынесено Главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай неправомерно, так как в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, к которым главный санитарный врач по Республике Алтай не относится, отмены судебного акта не влечет, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Как было указано выше, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 г. № 125н.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 608, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

При этом согласно п. 2 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ.

Таким образом, Постановление от 26.06.2021 № 34 вынесено главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай правомерно, в соответствии с требованиями законодательства.

Содержащееся в апелляционной жалобе суждение истца о том, что у работодателя не имелось оснований для отстранения ее от работы в связи с тем, что уровень вакцинации в учреждении превысил 60%, не может быть принят судебной коллегией, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай устанавливается обязательность вакцинации для всех работников, не имеющих отводы по медицинским показаниям. Требование для работодателя по определению процента численности вакцинированных работников не предоставляет право работнику отказаться от прохождения вакцинации, являющейся для него обязательной.

Вопреки доводам жалобы, на момент вынесения приказа -лс от 27.08.2021 г. об отстранении истца от работы, уровень вакцинированных сотрудников структурного подразделения Улаганский РЭС не достиг уровня 60%, установленного постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26.06.2021 г. № 34 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай».

Как указано в Разъяснениях Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных для стабилизации эпидситуации нужно обеспечить достижение следующих показателей: должны быть устойчивы к новой инфекции не менее 80% списочного состава персонала. К ним относятся сотрудники, переболевшие и вакцинированные не более 6 мес. назад. Оставшийся 20% сотрудников могут составлять те, у кого есть медицинские противопоказания к прививке и длительно отсутствующие работники, к каковым истец не относится.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 28 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельниковой Ирины Георгиевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи Е.А. Кокшарова

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04 мая 2022 года.

33-222/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мельникова И.Г.
Ответчики
ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Плотникова Мария Владиковна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
30.03.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее