Решение по делу № 33-3649/2021 от 18.10.2021

    Председательствующий по делу                                         Дело № 33-3649/2021

судья Сатина И.П.                                                                 1 инст. 2-501/2021

УИД 75RS0027-01-2021-000792-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего        Комковой С.В.,

судей краевого суда            Кардаша В.В., Алёкминской Е.А.,

при прокуроре                Эповой Н.А.,

при секретаре                Бельченко Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 ноября 2021 г. гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора к МОУ «Размахнинская СОШ», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству образования и науки Забайкальского края об обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьева С.В.

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 04 августа 2021 г., которым постановлено:

«Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района «Шилкинский район» (ИНН 7527002133, ОГРН 1027500953743) профинансировать в муниципальном общеобразовательном учреждении «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», контрольно – пропускного пункта (пост охраны) на главном входе, а также профинансировать приобретение стационарного или ручного металлоискателя.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН: 7527006145, ОГРН: 1027500952764) после поступления соответствующего финансирования организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», контрольно – пропускным пунктом (пост охраны) на главном входе, а также оборудовать учреждение стационарным или ручным металлоискателями.

В удовлетворении требований к Министерству образования и науки Забайкальского края – отказать».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование своих требований указала, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства по антитеррористической защищенности в деятельности образовательного учреждения были выявлены нарушения. Установлено, что МОУ «Размахнинская СОШ» не оборудована системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в учреждении отсутствует контрольно-пропускной пункт (пост охраны) на основных входах в здание, а также стационарный или ручной металлоискатель. С учетом уточненных требований прокурор просила обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» (ИНН: 7527002133, ОГРН: 1027500953743), Министерство образования и науки Забайкальского края (ИНН: 7527002172, ОГРН: 1027500953875) профинансировать в муниципальном общеобразовательном учреждении «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» установку системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», контрольно-пропускного пункта (пост охраны) на основных входах в здание, а также профинансировать приобретение стационарного или ручного металлоискателя. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» ИНН: 7527006160, ОГРН: 1027500952720) после поступления соответствующего финансирования организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», контрольно-пропускным пунктом (пост охраны) на основных входах в здание, а также оборудовать учреждение стационарным или ручным металлоискателями (л.д. 6-15, 99-100).

Протокольным определением от 23 июня 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (л.д. 108).

Протокольным определением от 23 июня 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам администрации муниципального района «Шилкинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Шилкинский район» (л.д. 108).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 115-125).

В апелляционной жалобе глава муниципального района «Шилкинский район» Воробьев С.В. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование своих требований указал, что в силу ст. 8 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», обязанность по финансированию данных мероприятий лежит на Министерстве образования и науки Забайкальского края. Данные мероприятия требуют значительных финансовых затрат, собственных денежных средств в бюджете района нет, из-за сложившейся сложной финансовой обстановки бюджет района в большей его части является дотационным, у администрации района нет возможности в дополнительном выделении денежных средств Комитету образования администрации муниципального района «Шилкинский район» для решения требуемых вопросов. В 2014 году истец обращался в Шилкинский районный суд с подобным исковым заявлением, решением Шилкинского районного суда от 27 февраля 2014 г. отказано в привлечении администрации муниципального района «Шилкинский район» в качестве ответчика, был изменен состав ответчика с администрации муниципального района «Шилкинский район» на Министерство образования и науки Забайкальского края. В решении данных мероприятий должно быть обязательным участие Министерства образования и науки Забайкальского края, которое должно быть заинтересовано в участии образовательных учреждений в федеральных программах с привлечением денежных средств из краевого бюджета (л.д. 130-132).

Представители ответчиков администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерства образования и науки Забайкальского края, представители третьих лиц Комитета по финансам администрации муниципального района «Шилкинский район», Комитета образования администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя процессуального истца - прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Эповой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу п. п. 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Часть 1 статьи 296 ГК РФ определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шилкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства МОУ «Размахнинская СОШ» об антитеррористической защищенности данного образовательного учреждения, в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно паспорту безопасности объекта МОУ «Размахнинская СОШ» и акта обследования и категорирования объектов образования мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, связанные с оборудованием системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», контрольно – пропускным пунктом (пост охраны) на главном входе, стационарным или ручным металлоискателями необходимо было осуществить в срок до 31.03.2020 года. Данная обязанность не исполнена.

Согласно ответа руководителя Национальной Гвардии РФ по Забайкальскому краю, в зонах покрытия сотовой связи Шилкинского ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю» располагает техническими возможностями для установки сигнализации при помощи «Мобильный телохранитель» по средствам мониторинга в образовательных организациях. Из-за большой отдаленности от пульта централизованной охраны Шилкинского ОВО, реагирование на сигнал тревога силами групп задержания Шилкинского ОВО не представляется возможным. Реагирование на сигнал тревоги будет осуществляться силами полиции ОМВД России по Шилкинскому району.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что наличие в образовательном учреждении системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, контрольно-пропускного пункта (пост охраны) на основных входах в здание, а также стационарного или ручного металлоискателей прямо предусмотрено требованиями действующего законодательства. Обязанность по финансированию необходимых расходов в рамках заявленных прокурором требований необходимо возложить на администрацию муниципального района «Шилкинский район» как на собственника имущества учреждения и организацию, уполномоченную исполнять требования нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической и противопожарной защищенности на территории муниципального района «Шилкинский район».

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Довод апелляционной жалобы о том, что в силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», обязанность по финансированию данных мероприятий лежит на Министерстве образования и науки Забайкальского края, судебной коллегией отклоняется. Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 1.2, 1.4 Устава МОУ «Размахнинская СОШ», школа является бюджетным учреждением, учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальный район «Шилкинский район». Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального района «Шилкинский район» выполняет Управление образования администрации муниципального района «Шилкинский район». Функции и полномочия собственника имущества школы от имени муниципального района «Шилкинский район» выполняет Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального района «Шилкинский район» (л.д.18).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

На основании п. 3.9.-3.10., 5.12. Устава МОУ «Размахнинская СОШ», учреждение осуществляет деятельность в соответствии с муниципальным заданием.

Муниципальное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности, формирует и утверждает Управление образования Администрации муниципального района Шилкинский район». Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района «Шилкинский район».

Доводы жалобы о том, что запрашиваемые мероприятия требуют значительных финансовых затрат, собственных денежных средств в бюджете района нет, из-за сложившейся сложной финансовой обстановки бюджет района в большей его части является дотационным, у администрации района нет возможности в дополнительном выделении денежных средств Комитету образования администрации муниципального района «Шилкинский район» для решения требуемых вопросов не опровергают правомерности обжалуемого решения. По смыслу статьи 13 ГПК РФ само по себе отсутствие или недостаточность финансирования не может служить основанием для отмены решения.

Ссылка ответчика на иную судебную практику рассмотрения споров также не может повлечь отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку при рассмотрении данного спора установлены конкретные имеющие значение для дела фактические обстоятельства, с учетом которых судом разрешено настоящее дело. Наличие рассмотренных споров по другим делам с иными фактическими обстоятельствами не подтверждает необходимости пересмотра решения суда.

Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 04 августа 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 ноября 2021 года.

    Председательствующий:                         С.В.Комкова

Судьи:                                     В.В.Кардаш

                                        Е.А.Алёкминская

33-3649/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Министерство образования, наки и молодежной политики Забайкльского края
Администрация МР Шилкинский район
МОУ Размахнинская СОШ
Другие
Комитет по финансам администрации муниципального района Шилкинский район
Комитет образования администрации МР Шилкинский район
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Комкова Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
18.10.2021Передача дела судье
09.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021Передано в экспедицию
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее