Решение по делу № 2-1558/2018 от 11.10.2018

Дело № 2 – 1558/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко С.К.,

при секретаре Ермаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 19 декабря 2018 года дело по иску Куликовой М.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре Республики Коми (Межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца Куликовой М.В.–Куликова И.А., действующая на основании доверенности обратилась в Печорский городской суд к ответчику с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении Куликовой М.В. у Куликова В.Е.; признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование иска указав, что истец Куликова М.В. приходится Куликову В.Е. дочерью. Истец, до достижения возраста 18 лет, постоянно проживала с отцом и матерью по адресу: ********** При этом находилась на полном материально-бытовом обеспечении отца, доход которого для заявителя, являлся основным источником к существованию. По достижению 18 лет Куликова М.В. не могла осуществлять трудовую деятельность и самостоятельно содержать себя, так как проходила и проходит по настоящее время очное обучение в «Санкт-Петербургском государственном университете». До августа 2018г. отец содержал мать истца и саму Куликову М.В., а именно: переводил денежные средства на банковский счет последней, приобретал продукты питания, одежду, нес все расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей и обучением дочери. 22.08.2018г. умер отец Куликовой М.В. В связи с потерей кормильца, дочь обратилась в Управление ПФР в Красногвардейском районе г.Санкт-Петербурга с заявлением о назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца, однако, получила отказ, мотивированный тем, что не установлен факт нахождения на иждивении. Считает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение данной пенсии, что и послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца Куликова И.А., действующая на основании доверенности (л.д.20), на иске настаивала. Уточнила требования, просила признать за Куликовой М.В., **.**.** года рождения, право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца – Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.**, обязать ГУ – УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга назначить Куликовой М.В., **.**.** года рождения, пенсию по случаю потери кормильца - Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.**, на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 31).

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре Республики Коми (Межрайонное) Кукулин О.Г., действующий на основании доверенности (л.д.28), иск не признал, так как считает УПФР по г. Печоре ненадлежащим ответчиком на том основании, что истец с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца обратилась в Управление ПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, а поэтому принятие решения о назначение пенсии должно приниматься именно данным пенсионным органом. Поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве (л.д.34).

Судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ГУ –УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика - ГУ –УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, представили возражения на исковое заявление, в котором требования не признают, мотивируя тем, что документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении у умершего, истцом не представлены (л.д. 36-37).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливают круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, к которым относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1), а нетрудоспособные члены семей указанных граждан имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1 ст. 10).

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10).

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10).

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 10).

Судом установлено следующее.

Куликова М.В., **.**.** года рождения, приходилась дочерью Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.**., что подтверждается материалами дела, а именно: копией свидетельства о рождении Куликовой М.В., копией свидетельства о смерти Куликова В.Е. (л.д.10,14) и ответчиками данный факт не оспаривается.

Согласно справки, выданной «Санкт-Петербургским государственным университетом» от 14.09.2018г. №..., Куликова М.В., является студенткой 4 курса СПбГУ по основной образовательной программе подготовки специалиста по специальности 52.05.01 «Актерское искусство» по профилю «Артист драматического театра и кино» по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета. Зачислена на 1 курс с **.**.** приказом №... от 05.08.2014г. Предполагаемая дата окончания обучения **.**.**. (включая каникулярное время) (л.д.15).

Представитель истца Куликова И.А. в судебном заседании пояснила, что Куликова М.В. проживала вместе с ней и отцом Куликовым В.Е. по адресу: **********. Куликовы вели совместное хозяйство, занимались воспитанием своей дочери, отец материально обеспечивал семью. Последний раз Куликов В.Е. перевел денежные средства в сумме 100 000руб. Куликовой И.А., чтобы последняя, по мере необходимости, еженедельно перечисляла денежные средства их дочери - Куликовой М.В., обучающейся в университете в Санкт-Петербурге.

Согласно информации, представленной ООО «Импульс» №... от 04.10.2018г. в квартире по адресу: ********** зарегистрированы с **.**.** следующие граждане: Куликова И.А., 27.07.1965гр. (мать истца), Куликова М.В., 26.11.1996г., Куликов В.Е., **.**.** г.р. (отец истца до **.**.**),

**.**.**. Куликов В.Е., **.**.** года рождения скончался, о чем 27.08.2018г. составлена запись акта о смерти №... (л.д.14).

Из материалов дела следует, что Куликов В.Е. осуществлял материальное содержание своей дочери – Куликовой М.В. до самой смерти, а именно: переводил денежные средства на расчетный счет супруги Куликовой И.А., которая в свою очередь по мере необходимости перечисляла деньги на банковскую карту их совместной дочери Куликовой М.В. (л.д.43-53).

При решении вопроса о праве Куликовой М.В. на получение пенсии по случаю потери кормильца, подлежат применению положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч.1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.

Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. (Постановление от 27 ноября 2009 N 18-П, Определение от 17 декабря 2008 N 1071-О-О).

Как следует из информации, представленной ответчиком ГУ –УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, 16 сентября 2018г. ФИО3 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Для назначения пенсии по потери кормильца заявителем были представлены: паспорт Куликовой М.В., свидетельство о регистрации по месту пребывания Куликовой М.В., свидетельство о рождении Куликовой М.В., свидетельство о смерти Куликова В.Е., справка об обучении в СпбГУ, военный билет Куликова В.Е., трудовая книжка Куликова В.Е.

Иные документы, установленные п.82 Перечня 958н документов, необходимых для установления страховой пенсии установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению для подтверждения факта нахождения на иждивении, не представлены.

На основании имеющихся в распоряжении ГУ –УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга невозможно было сделать однозначный вывод о нахождении истца на иждивении у умершего, так как согласно записям в трудовой книжке с 30.03.2018г. умерший не работал, отчисления в ПФР со 2 квартала 2018г. за него не производились.

На основании чего, согласно уведомлению от 19.09.2018г., направленному Куликовой М.В. через МФЦ, от заявительницы были затребованы дополнительные документы, а именно, решение суда, подтверждающее факт нахождения на иждивении у умершего, решение о назначении либо в отказе назначении пенсии по случаю потери кормильца по заявлению Куликовой М.В. от 16.09.2018г. на сегодняшний день не принято (л.д.17-18).

Поскольку материалами дела подтвержден факт обучения истца по очной форме обучения в государственном образовательном учреждении, истцу не исполнилось 23 года, на момент смерти Куликова В.Е. (**.**.**), истец проживала вместе с ним по одному адресу, факт нахождения истца на иждивении своего отца Куликова В.Е., умершего **.**.**, суд считает установленным, поскольку это подтверждается объяснениями представителями истца и письменными материалами дела, на момент обращения к ответчику ГУ–УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга 16 сентября 2018 г. за назначением пенсии истец Куликова М.В., достигшая возраста 18 лет на момент смерти кормильца, не работающая и представившая сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имеет право на назначение ей пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, в связи с чем, уточненные требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

При изложенных выше обстоятельствах следует признать за Куликовой М.В., **.**.** г.р., право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца – Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.** и обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга назначить Куликовой М.В., **.**.** года рождения, пенсию по случаю потери кормильца Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.**, на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, так как истец изначального обратилась с заявлением о назначении пенсии к данному ответчику.

В иске Куликовой М.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре Республики Коми (Межрайонное) следует отказать.

Доводы ответчика ГУ–УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о нарушении истцом территориальной подсудности (ст. 28 ГПК РФ), судом отклоняются, поскольку истец обратилась изначально к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре Республики Коми (Межрайонное), который находится на территории, подсудной Печорскому городскому суду, а привлечение судом в качестве соответчика ГУ–УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга не является основанием для передачи дела, принятого к производству, с соблюдением правил подсудности, в другой суд (ст. 33 ГПК РФ).

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и на которых представитель истца настаивала в судебном заседании (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать за Куликовой М.В., **.**.** года рождения, право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца – Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.**.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга назначить Куликовой М.В., **.**.** года рождения, пенсию по случаю потери кормильца Куликова В.Е., **.**.** года рождения, умершего **.**.**, на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.

В иске Куликовой М.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре Республики Коми (Межрайонное), отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: судья - С.К. Литвиненко

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2018 года.

2-1558/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее