№ 88-3639/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 09.03.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К.,
судей Храмцовой О.Н., Горбуновой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1630/2020 по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пермского муниципального района, администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края о возложении обязанности обеспечить рекультивацию нарушенных земель,
по кассационной жалобе администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 14.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09.11.2020.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Кустикова А.Г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с исковым заявлением о возложении обязанности обеспечить рекультивацию нарушенных земель.
В обоснование требований указал, что на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> около д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского района находится закрытая свалка ТБО, которая не включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Данная свалка эксплуатировалась в период с 1993 по 2001 годы. В 2012 году по заказу администрации Пермского района ООО «Камэкопроект» разработало проектную документацию «Разработка проекта рекультивации свалки в районе д. Заведение, Сылвенского сельского поселения». Согласно актуальным данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 36 626 кв.м, расположен по адресу: <данные изъяты>: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 1 355 575,47 кв.м, категория земель и разрешенное использование не установлены. Государственная собственность на указанные земельные участки на сегодняшний день не разграничена.
Просит возложить на администрацию муниципального образования «Сылвенское сельское поселение» обязанность обеспечить рекультивацию земель на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> на площади 37 094,17 кв.м.
10.08.2020 поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что 03.08.2020 работником прокуратуры с участием специалиста Управления Росреестра по Пермскому краю осуществлен выезд на вышеуказанную свалку. Общая площадь земельного участка, занятого мусором, составляет 27 913 кв.м, из них площадью 6 415 кв.м за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 21 498 кв.м за счет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. В соответствии с выводами заключения начальника отдела Государственного экологического надзора по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1. от 23.07.2020 свалка твердых коммунальных отходов, находящаяся на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> в 0,5 км к северо-востоку от границ д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, оказывает негативное влияние на почву, что приводит к деградации (ухудшению) данного компонента окружающей среды. Учитывая значительную площадь (4,3 га) и объемы (45 150 куб.м) размещенных отходов на земельных участках, продолжительность нахождения отходов на земле (более 30 лет), деградацию почв от отходов, требуется проведение рекультивации земель.
Просит возложить на администрацию Пермского муниципального района обязанность обеспечить рекультивацию земель общей площадью 27 913 кв.м, из них площадью 6 415 кв.м на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, и площадью 21 498 кв.м на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (с указанием координат поворотных точек).
14.08.2020 в судебном заседании представитель Пермского межрайонного природоохранного прокурора заявил ходатайство об отказе от исковых требований к администрации Сылвенского сельского поселения. Определением суда от 14.08.2020 отказано в принятии отказа от заявленных требований к администрации Сылвенского сельского поселения, поскольку данный отказ противоречит закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в чьих интересах обратился прокурор с настоящим иском.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 14.08.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09.11.2020, исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края о возложении обязанности обеспечить рекультивацию нарушенных земель удовлетворены. На администрацию Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края возложена обязанность обеспечить до 31.12.2023 рекультивацию земель общей площадью 27 913 кв.м, из них площадью 6 415 кв.м на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, и площадью 21 498 кв.м на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в границах указанных координат поворотных точек. В удовлетворении исковых требований прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности обеспечить рекультивацию нарушенных земель отказано.
В кассационной жалобе заявитель администрация Сылвенского сельского поселения просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить судебные акты как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Судами установлено, что 21.04.2020 помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора произведен осмотр закрытой свалки ТБО у д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района. В ходе осмотра установлено, что закрытая свалка ТБО расположена северо-восточнее примерно на 0,4 км от д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, западнее примерно на 2 км от п. Сылва Пермского муниципального района, южнее примерно на 1,2 км от реки Кама. На свалку имеется заезд с автомобильной дороги «Новые Ляды – Троица» (участок Новые Ляды – Сылва). Заезд преграждает металлический шлагбаум, закрытый на замок. От заезда в северную сторону к свалке ведет грунтовая дорога протяженностью около 200 м. Свалка занимает площадь 37 094,17 кв.м. К северу и востоку от свалки расположены сельскохозяйственные поля. По данным публичной кадастровой карты закрытая свалка расположена на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Из ответа администрации Сылвенского сельского поселения следует, что свалка на земельном участке площадью 36 626 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: Пермский край, Пермский район, п. Сылва, образована ориентировочно в 1980-1990 годах, когда земельный участок использовался как полигон для размещения ТБО. Примерный объем размещенных отходов 48 150 куб.м, отходы бытовые. На указанную свалку вывозились ТБО из п. Сылва и с. Троица. Ограждение у свалки отсутствует, подъезд перегорожен шлагбаумом, обвалка не произведена, противофильтрационный экран отсутствует. Зарегистрированные права на свалку отсутствуют. Свалка с 2000 года не эксплуатируется.
Постановлением администрации Пермского района Пермской области от 09.02.1993 № 99 изъяты у Комарихинского лесхоза Лядовского лесничества кв. 90 земель площадью 3,6 га, в том числе 1,6 га леса 1-й группы, 2 га нелесной (пашни), и предоставлены Сылвенскому поселковому Совету в постоянное пользование под свалку бытовых отходов.
Согласно акту отвода земельного участка в натуре от 04.03.1993 на основании постановления администрации Пермского района от 09.02.1993 № 99 на площади 3,6 га отведен в натуре Сылвенскому поселковому Совету земельный участок под свалку бытовых отходов.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 26.02.2014 № 629 постановлено прекратить у Сылвенского поселкового Совета право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 36 000 кв.м, расположенным по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, разрешенное использование для свалки бытовых отходов.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 26.02.2014 № 659 постановлено отнести земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Сведения о собственниках земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствуют, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 1 355 030,47 кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о собственниках в ЕГРН отсутствуют. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (относящегося к категории земель – земли лесного фонда, собственником земельного участка является Российская Федерации, земельный участок обременен арендой в пользу группы лиц).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления, пунктом 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Суд пришел к выводу о том, что администрация Сылвенского сельского поселения, как орган местного самоуправления, обязана обеспечить рекультивацию земель, загрязненных в результате размещения свалки твердых бытовых отходов, которая фактически образовалась в результате жизнедеятельности населения Сылвенского сельского поселения. Свалка твердых коммунальных отходов, находящаяся на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> в 0,5 км к северу-востоку от границы д. Заведение Сылвенского сельского поселения оказывает негативное влияние на почву, что приводит к деградации данного компонента окружающей среды, требуется проведение рекультивации земель.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные акты не соответствуют нормам действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Возлагая на администрацию поселения обязанность по рекультивации земельных участков, занятых свалкой твердых коммунальных отходов, суды указали, что свалка образовалась в результате жизнедеятельности населения Сылвенского сельского поселения, соответственно, именно администрация Сылвенского сельского поселения как орган местного самоуправления обязана обеспечить рекультивацию земель, загрязненных в результате размещения свалки твердых бытовых отходов.
Между тем, судами не учтены положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами и нормы Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие обязанность по проведению мероприятий по защите земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов данных земельных участков.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу статьи 8.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
При этом, применение положений пункта 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» допустимо только в случае установления собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.
Между тем, как следует из установленных судом обстоятельств, использование земельного участка под свалку твердых бытовых отходов осуществлялось с 1993 по 2001 годы, 26.02.2014 администрацией Пермского муниципального района прекращено право Сылвенского поселкового совета на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 59:32:0000000:12660, государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
На основании пункта 4 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу приведенных выше положений законодательства, поскольку несанкционированное размещение отходов находится на земельном участке из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена (на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>), полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, сделанные судами выводы о возложении обязанности по ликвидации отходов на администрацию сельского поселения являются ошибочными.
Кроме того, судами не установлена надлежащим образом территория свалки размещения ТБО, а именно, на каких земельных участках расположена данная несанкционированная свалка (в том числе собственников данных земельных участков).
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом по смыслу статей 147, 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подготовка к судебному разбирательству, одной из задач которой является уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, обязательна по каждому гражданскому делу.
Исходя из фактических обстоятельств дела, приведенных положений закона, к юридически значимым обстоятельствам относится установление того, в границах каких именно земельных участках расположена несанкционированная свалка ТБО.
Обращаясь в суд с иском, прокурор указал, что в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты мусор складируется в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> При этом земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. Учитывая, что границы земельных участков с кадастровым номерами <данные изъяты> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сделать однозначный вывод о размещении мусора в границах данных земельных участков не представляется возможным.
Из заключения от 27.07.2020 № АА-07-8096, составленного начальником отдела государственного экологического надзора по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2. по итогам исследования и оценки представленных материалов, также следует, что свалка твердых бытовых отходов находится на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Указывая на необходимость рекультивации земельного участка площадью 6 415 кв.м. на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, суды не учли, что само по себе отсутствие в ЕГРН сведений о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не исключает размещение мусора на участке, так как в данном случае границы лесного участка могут быть установлены с использованием планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда. При этом, согласно постановлению администрации Пермского района Пермской области от 09.02.1993 № 99 земли под свалку бытовых отходов были изъяты у Комарихинского лесхоза Лядовского лесничества.
Между тем, вопрос о границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (образованного из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации) судом на обсуждение сторон не ставился, собственники (арендаторы) данного земельного участка к участию в деле в качестве соответчиков не привлекались.
С учетом изложенного, судами юридически значимые обстоятельства по делу должным образом не установлены.
Разрешение спора на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств свидетельствует о нарушении норм материального права и существенном нарушении норм процессуального права, повлиявшем на исход дела, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить исковые требования на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 14.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09.11.2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи