Дело № 2а-1-73/2020
УИД: 33RS0017-01-2019-001656-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Нестеровой О.В.,
с участием
представителя административного истца – помощника Собинского межрайонного прокурора Капитоновой Л.В.,
заинтересованного лица Жирновой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Собинка Собинского района к администрации муниципального образования г. Собинка о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления,
у с т а н о в и л :
Собинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Собинка Собинского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование административного иска указано, что на территории муниципального образования <...> проходит газораспределительная трасса - газопровод низкого давления, диаметром 108 мм, протяженностью 772 п.м.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что заказчиком на строительство газопровода высокого и низкого давления указанных улиц являлись администрация г. Собинка и жители улиц в лице Жирновой Л.Д., что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 2006 года.
Постановлением главы администрации № 452 от 27.07.2006 разрешено строительство газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов по <...> и <...>.
Право собственности на газопровод низкого давления жителями улиц в лице Жирновой Л.Д. не оформлено. Какие-либо правоустанавливающие документы на указанный недвижимый объект отсутствуют, собственник не определен.
Бесхозяйный газопровод прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба назначению. Не принятие своевременных мер к оформлению прав на указанный объект газоснабжения может послужить причиной возникновения ситуаций, влекущих за собой негативные последствия, в виду наличия опасности для жизни и здоровья людей при эксплуатации. Органом местного самоуправления длительное время не инициировался вопрос регистрации права собственности на газопровод со стороны жителей.
Изложенное свидетельствует о не принятии мер, направленных на выявление бесхозяйных объектов, что напрямую привело к нарушению действующего законодательства.
Администрацией муниципального образования г. Собинка до настоящего времени не устранены нарушения действующего федерального законодательства. Иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку невозможно конкретизировать всех граждан, чьи интересы могут быть затронуты, как потребителей коммунальных ресурсов.
Собинский межрайонный прокурор, ссылаясь на положения ст.ст. 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с учетом уточнения, просит суд признать бездействие администрации МО г. Собинка, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода, расположенного по адресу: <...>, незаконным; обязать администрацию МО г. Собинка обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Собинского межрайонного прокурора Капитонова Л.В. административный иск, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в административном иске, подтвердила. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени администрацией МО г. Собинка мер, связанных с обращением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода никого давления, не принято.
Административный ответчик администрация МО г. Собинка Собинского района Владимирской области, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 168), явку в суд своего представителя не обеспечила, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 60-61).
В материалы дела представлены письменные возражения административного ответчика на административный иск, в которых указано, что административный иск является необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В качестве основания административного иска, предметом которого является защита прав граждан в сфере обеспечения безопасности эксплуатации газопроводов на территории Собинского района, административным истцом сделан вывод о наличии причинно-следственной связи между отсутствием оформленных прав на указанный объект газоснабжения и обеспечения безопасности эксплуатации газопроводов на территории Собинского района и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц.
В данном случае затрагиваются права и интересы определенного круга лиц, а именно - жителей <...> в лице Жирновой Л.Д., которые, в свою очередь, осуществляли строительство газопровода на свои собственные денежные средства и до настоящего времени его используют. Следовательно, иск не может быть заявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку они не выражали своего отношения к сути заявленного требования.
Кроме этого, административный истец не указал, какие последствия влекут необходимость оформления зарегистрированных прав на спорный объект.
Постановлением главы г. Собинка от 27.07.2006 № 452 жителям <...> и <...> было разрешено строительство газопровода низкого давления для газоснабжения принадлежащих им жилых домов.
В целях строительства между председателем уличного комитета указанных улиц Жирновой Л.Д. (заказчик) и директором ЗАО фирма «А» Л (подрядчик) был заключен договор подряда NN от 14.06.2006 на строительство наружного газопровода низкого давления. Работы выполнены и оплачены жителями в полном объеме. Газопровод является действующим. С момента его сооружения по настоящее время используется жителями указанных улиц, которые, как фактические владельцы и пользователи газопровода, давали разрешение на подсоединение к нему других жителей указанных улиц, заключали договор со специализированной организацией на его техническое обслуживание.
Газопровод низкого давления к имуществу, которое не может принадлежать гражданам, законодательством не отнесен.
Отсутствие государственной регистрации прав собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. До настоящего времени граждане, построившие газопроводы за счет собственных средств и эксплуатирующие их, с отказом от принадлежащих им формальных прав на данные объекты в администрацию города не обращались. В данном случае фактическое владение газопроводом участниками его строительства, как собственным имуществом, осуществляется без государственной регистрации прав на него.
Таким образом, исполнение заявленного в иске требования невозможно в связи с наличием фактических собственников, которые формально не реализовали свое право на государственную регистрацию газопровода низкого давления, расположенного по адресу: <...> (л.д. 51-52).
Заинтересованное лицо Жирнова Л.Д., полагая административный иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, пояснила суду, что в 2005 году она выступила инициатором по вопросу организации строительства газопровода низкого давления на <...>. Решение о строительстве газопровода было принято жителями указанных улиц на собрании, но протокол не оформлялся. Далее был изготовлен проект. Газопровод был построен в 2006 году. Несмотря на то, что газопровод низкого давления является объектом недвижимости, товарищество собственников недвижимости не создавалось, единый счет для целей строительства и обслуживания газопровода не открывался. Все необходимые для строительства газопровода документы подписывала она, Жирнова Л.Д., действуя от лица собственников жилых домов, подключенных к газопроводу. Такими полномочиями она была наделена решением общего собрания, протокол которого также не оформлялся. В настоящее время жители всех подключенных к газопроводу домов оформлять газопровод в свою собственность не желают, против передачи газопровода в муниципальную собственность не возражают.
Заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд признает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Собинской межрайонной прокуратурой в связи с обращением жителя <...> Д проведена проверка в сфере обеспечения безопасности эксплуатации газопроводов на территории Собинского района (л.д. 9-10).
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории улиц <...> и <...> проходит газораспределительная трасса - газопровод низкого давления, диаметром 108 мм, протяженностью 772 п.м., инвентарный номер NN (л.д. 13-19). Заказчиком на строительство газопровода высокого и низкого давления указанных улиц являлась администрация г. Собинка и жители улиц в лице Жирновой Л.Д., что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 2006 года (л.д. 28-29). Постановлением главы администрации NN от 27.07.2006 было разрешено строительство газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов по <...> (л.д. 53).
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По своим техническим характеристикам газопровод низкого давления, расположенный на <...> и <...>, в соответствии с правилами ст. 130 ГК РФ относится к недвижимому имуществу, так как газопровод прочно связан с землей, является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что право собственности на газопровод низкого давления жителями улиц <...> и <...> не оформлено, какие-либо правоустанавливающие документы на указанный недвижимый объект отсутствуют, в муниципальной собственности газопровод не значится, его собственник не определен. По результатам проведенной проверки 14.08.2019 на имя главы администрации г. Собинка Собинским межрайонным прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 30-32). По результатам рассмотрения указанного представления администрацией г. Собинка представлена информация о несогласии с представлением прокурора по основаниям, идентичным приведенным в письменных возражениях на настоящий административный иск (л.д. 33-35).
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости – газопровод низкого давления отсутствуют (л.д. 170).
Из объяснений, данных в суде заинтересованным лицом Жирновой Л.Д., а также представленных в материалы дела расписок жителей домов, расположенных на <...> и <...>, оплативших работы, связанные со строительством газопровода (л.д. 98, 151-159), следует, что право собственности на построенный за их счет газопровод низкого давления в установленном законодательством порядке не оформлялось, они не возражают против передачи газопровода в муниципальную собственность.
Как установлено ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, именно на муниципальный орган законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, правовым итогом совершения которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
В силу ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п.п. 4, 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества производится на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Исходя из смысла п. 3 ст. 225 ГК РФ и п.п. 4, 5 вышеназванного Порядка орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан выполнять соответствующие обязанности.
Отсутствие права собственности на наружные газовые сети не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Относительно довода административного ответчика о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на газопровод не может являться основанием для признания его бесхозяйным, поскольку граждане, построившие газопровод за счет собственных средств и эксплуатирующие его, с отказом от принадлежащих им формальных прав на данный объект в администрацию города не обращались, суд отмечает, что в случае принятия газопровода низкого давления на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в силу положений ст. 225 ГК РФ, в течение года со дня постановки на учет третьими лицами, в частности финансировавшими за свой счет его строительство и осуществляющими его эксплуатацию, могут быть заявлены правопритязания на данный объект. Кроме того, с 2006 года – момента ввода в эксплуатацию газопровода до настоящего времени лицами, финансировавшими за свой счет строительство газопровода и осуществляющими его эксплуатацию, меры по регистрации права собственности на этот объект недвижимости не предпринимались. Заинтересованным лицом Жирновой Л.Д., выступавшей в интересах указанных лиц при оформлении документации, связанной со строительством газопровода, заявлено в суде об их согласии на передачу газопровода в муниципальную собственность, представлены соответствующие расписки.
Анализируя обоснованность исковых требований, суд, проверив наличие титульного владельца газопровода низкого давления, расположенного на <...>, установил, что указанный объект недвижимости фактически не имеет собственника, в реестре муниципальной собственности не состоит, информация о зарегистрированных правах на него также отсутствует.
Таким образом, указанный газопровод низкого давления по существу является бесхозяйным, мер правового реагирования по факту наличия в границах муниципального образования город Собинка бесхозяйного объекта недвижимости – газопровода низкого давления, органом местного самоуправления не предпринято.
Судом, вопреки доводам административного ответчика, установлено, что не принятием последним мер правового реагирования по факту наличия в границах муниципального образования город Собинка бесхозяйного объекта недвижимости – газопровода низкого давления нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасную эксплуатацию газопровода, поскольку установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия их использования и режим осуществления хозяйственной деятельности, направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Поскольку спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, исковые требования прокурора подлежат безусловному удовлетворению.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Проанализировав указанные выше обстоятельства во взаимосвязи и совокупности, учитывая процессуальные позиции участников процесса, безусловную публичную обязанность административного ответчика вне зависимости от ссылок на финансовую обеспеченность по исполнению требований закона, при том, что о размере срока исполнения, который являлся бы разумным, административным ответчиком не заявлено, суд считает, что определение срока исполнения обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда не исключит реальное исполнение судебного акта и не повлечет нарушение принципа его исполнимости. Указанный срок исполнения обязанности не является произвольным, соответствует балансу интересов сторон, является необходимым и достаточным для надлежащего исполнения возложенной судебным актом обязанности.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Собинка по не принятию мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: <...>.
Обязать администрацию муниципального образования г. Собинка в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: <...>.
Об исполнении настоящего решения уведомить суд и административного истца в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Трефилова
Дата принятия решения в окончательной форме – 05.03.2020.