Решение по делу № 2-3858/2013 от 11.04.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2012 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Павловой Е.В.

при секретаре Ким Д.Л.

с участием помощника прокурора Центрального округа г. Краснодара Фащук А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Центрального округа г. Краснодара Семенюта С.В. в защиту прав и законных интересов Ерошевского С.Н. к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

И.о.прокурора Центрального округа г. Краснодара Семенюта С.В. обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Ерошевского С.Н. к администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального округа г.Краснодара проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семье опекунов (попечителей) и приемных родителей в деятельности Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар. Ерошевский С.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения. В связи с этим просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить на условиях социального найма Ерошевскому С.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм.

Впоследствии и.о.прокурора Центрального округа г. Краснодара Семенюта С.В. уточнил заявленные требования, а именно: просит обязать администрацию Краснодарского края, Департамент семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства из бюджета Краснодарского края для предоставления Ерошевскому С.Н. жилого помещения по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар, а также обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Ерошевскому С.Н. после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 гг. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального округа г. Краснодара Фащук А.Ю. уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Ерошевский С.Н. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела. О причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Представитель администрации Краснодарского края Черноброва Н.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что администрация Краснодарского края, не обладая соответствующими полномочиями, не может исполнить предъявленные исковые требования.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Попов М.Г., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что администрация муниципального образования город Краснодар осуществляет исключительно техническое оформление документов, связанных с предоставлением жилых помещений. Оформлению документов предшествует предоставление субъектом РФ - Краснодарским краем органам местного самоуправления, в том числе и администрации муниципального образования город Краснодар, субвенций из краевого бюджета. Без выделения субвенций из краевого бюджета и направления администрацией Краснодарского края их органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края невозможно обеспечение граждан обозначенной категории жилыми помещениями.

Представитель Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар Наумова Н.Н., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар Захарова В.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ерошевский С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.06.2010 г. № № Ерошевский С.Н. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с датой учета 22.12.2009 г. и включен в список лиц из числа детей-сирот (л.д.22).

Ерошевский С.Н. обратился в прокуратуру Центрального округа г. Краснодара с заявлением о защите его жилищных прав в судебном порядке.

Прокуратурой Центрального округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что с момента принятия Ерошевского С.Н. на учет жилое помещение ему не предоставлялось.

В силу ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором, в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В силу п. 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения о праве на получение жилья вне очереди распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста, и реализована она будет только после фактического предоставления жилого помещения.

В ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 г. правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, не имеющие закреплённых жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приёмных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьёй 5 Закона Краснодарского края №1748 - КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 г. установлено, что правом предоставления жилого помещения государственного Жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Таким образом, постановка на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, является основанием для реализации его гарантированного государством права на внеочередное предоставления жилья.

Как усматривается из материалов дела, имущественное положение Ерошевского С.Н. с момента подачи заявления и постановки его на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по настоящее время не изменилось.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

На основании ч. 5 ст.5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счёт краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008 г. № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно.

Поскольку данная программа рассчитана до 2013 года, Ерошевский С.Н. имеет право на обеспечение жильём до момента его предоставления в рамках названной целевой программы.

Согласно ч.6 вышеназванной статьи лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так же лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако в нарушение вышеуказанных требований Ерошевский С.Н., который поставлен на учет 22.12.2009 г., до настоящего момента жильем не обеспечен.

Необеспечение администрацией муниципального образования город Краснодар Ерошевского С.Н. жилой площадью не ниже установленных социальных норм, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает его жилищные права.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В ст. 40 Конституции РФ с учётом положений международно–правовых актов (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) закреплено право каждого на жилище.

В ч. 2 вышеуказанной статьи указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Часть 3 статьи 40 Конституции РФ гласит, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляем бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ закреплено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашённые в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 г. № 20-П, Определение от 15.02.2005 г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В силу положений Конституции страны Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора Центрального округа г. Краснодара.

Суд учитывает также то, что Ерошевский С.Н. не реализовал гарантированное государством право на обеспечение жильем лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди по договору социального найма. Договор социального найма с ним не заключался, жилое помещение не предоставлялось.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Краснодарского края, Департамент семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства из бюджета Краснодарского края для предоставления Ерошевскому С.Н. жилого помещения по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Ерошевскому С.Н. после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 гг. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий

2-3858/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАО "Санкт-Петербург дивелэпмэнт"
Другие
Горшков Сергей Сергеевич
ООО "ЕвроСтрой"
Суд
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
kln.spb.sudrf.ru
11.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2013Передача материалов судье
16.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2013Подготовка дела (собеседование)
27.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2013Предварительное судебное заседание
26.06.2013Судебное заседание
26.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2013Дело оформлено
27.01.2015Дело передано в архив
26.06.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее