Дело № 2-6243/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июля 2015 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Коптеловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства,
установил:
и.о. заместителя прокурора города Архангельска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении на мэрию города Архангельска обязанности организовать приведение состояния участка дороги по <адрес> в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки состояния дорог на соответствие требованиям безопасности в области дорожного движения установлены недостатки в содержании дороги по <адрес> в виде повреждения проезжей части, продольных и поперечных выступов и углублений. Просит обязать мэрию города Архангельска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать приведение состояния спорного участка дороги в соответствие с требованиями законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Данилович О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика мэрии города Архангельска Карпеев И.В. с требованиями не согласился, пояснив, что дорога по <адрес> грунтовая и является внутриквартальным проездом. Содержание улиц осуществляет МУП «Архкомхоз», которое самостоятельно производит регулярные обследования дорог с целью выявления дефектов дорожного покрытия, выполняет работы по сезонному содержанию и устранению деформаций.
Представитель У. Р. по городу Архангельску Фирстов К.П. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой проверки состояния дорог на соответствие требованиям безопасности в области дорожного движения установлены недостатки в содержании дороги по <адрес> в виде повреждения проезжей части: на всем протяжении имеются поперечные и продольные выступы и углубления.
Так, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Архангельску ДД.ММ.ГГГГ, установлено отсутствие асфальтобетонного покрытия проезжей части по <адрес> (грунтовая дорога), на всем протяжении дороги имеются продольные и поперечные выступы и углубления.
Данное обстоятельство также подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнуто.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к числу вопросов местного значения.
В целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения решением Архангельского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства и озеленения города Архангельска.
Согласно Правилам благоустройства объектами благоустройства являются - проезжая часть улиц и тротуары, дороги, обособленные пешеходные территории, площади, внутриквартальные территории (в т.ч. детские и спортивные площадки), мосты, путепроводы, транспортные и пешеходные тоннели и другие искусственные сооружения, набережные, спуски к воде, пешеходные и велосипедные дорожки, привокзальные территории, остановки городского пассажирского транспорта, переезды через железнодорожные пути, парки, сады, скверы, бульвары, газоны, пляжи, хозяйственные площадки, территории вокруг предприятий торговли, подъезды и территории, прилегающие к строительным площадкам, территории кладбищ и подъезды к ним, пустыри и иные поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах; владелец объекта благоустройства - лицо, которому объект благоустройства принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или которое оказывает услуги по содержанию и ремонту объекта в рамках договора управления или на ином праве, предусмотренном законом. Согласно п. 3.2.6 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п. 1.3 Правил благоустройство города обеспечивается, в том числе, деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного участка дороги, является мэрия города Архангельска, что по делу не оспорено.
Доводы ответчика о том, что у мэрии города заключен муниципальный контракт, которым полномочия по содержанию объектов дорожной инфраструктуры в 2015 году переданы МУП «Архкомхоз», не свидетельствуют о необоснованности требований истца.
В силу закона ответственность за содержание спорного участка дороги возложена на мэрию города Архангельска как орган местного самоуправления, которая вправе решать вопросы местного значения, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов с иными учреждениями и организациями, вместе с тем, ответчик обязан осуществлять контроль за надлежащим выполнением условий контракта и содержанием дорог. Кроме того, с учетом необходимости проведения ремонтных работ в следующем календарном году, ссылка на действующий муниципальный контракт 2015 года не имеет правового значения.
Судом установлено и ответчиком не опровергается факт ненадлежащего содержания дорог в виде разрушения верхнего слоя покрытия на всем протяжении спорного участка, наличие выбоин, продольных и поперечных выступов и углублений.
Поскольку судом установлено неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по содержанию дорог в соответствии с требованиями законодательства, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц в области безопасного дорожного движения, требования прокурора о возложении обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства подлежат удовлетворению.
При этом отсутствие в бюджете муниципального образования запланированных финансовых средств на указанные цели само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку выполнение мероприятий по организации приведения дорог в надлежащее состояние непосредственно влияет на создание безопасных условий пребывания и здоровье неопределенного круга.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения, мнения сторон по делу, а также того обстоятельства, что необходимые ремонтные работы следует выполнять в весенне-летний период, длительность согласований и необходимость планирования финансовых затрат, суд считает необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать приведение состояния участка дороги <адрес> в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов: а именно восстановить покрытие проезжей части дороги на всем протяжении спорного участка дороги.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2015 года
Председательствующий А.В. Калашникова