Решение по делу № 2-49/2018 от 13.07.2017

Мотивированное решение составлено 05 февраля 2018 года

Дело № 2-49/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Ярославский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Боровиковой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

01 февраля 2018 года

гражданское дело по иску Баранова Юрия Викторовича, Барановой Тамары Николаевны к ООО «Главное управление жилищным фондом» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Истцы Баранов Ю.В. и Баранова Т.Н. обратились в суд с иском к ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее ООО «ГУЖФ») об обязании произвести перерасчет по коммунальным услугам, ссылаясь на то обстоятельство, что со стороны ответчика имело место систематическое оказание услуг ненадлежащего качества. Начиная с марта 2017 года истцам поступают платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Однако, указанные в платежных документах услуги, такие как: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, содержание и текущий ремонт общего имущества помещения фактически не оказываются. В доме в целом и в частности квартире истцов на протяжении нескольких лет наблюдается ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению, выражается оно в низких температурах воздуха в квартирах; несоблюдение графика качественного регулирования температуры воды в системе отопления; неравномерном прогреве всех нагревательных приборов; не поддержании требуемого давления в подающем и обратном трубопроводах системы. Указанные обстоятельства подтверждаются результатами проверки ДГЖН ЯО.

С учетом уточнений истцы просили (л.д. 2-5, 123-124):

1. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» внести изменения в платежный документ для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, изменив количество зарегистрированных лиц согласно выписке из домовой книги.

2. Признать указанные в платежном документе услуги: «отопление», «холодное и горячее водоснабжение», «водоотведение», «содержание и текущий ремонт общего имущества помещения» за период с марта 2017 г. по октябрь 2017 г. не оказанными.

3. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести

перерасчет в платежном документе за услуги: «отопление», «холодное и горячее

водоснабжение», «водоотведение», «содержание и текущий ремонт общего имущества помещения» за период с марта 2017 г. - октябрь 2017 г. в размере 32779 руб. 95 коп..

4. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» моральный вред в

размере 10000 руб. в пользу каждого истца.

5. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» за несоблюдение в

добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере

пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В судебном заседании истец Баранов Ю.В. иск поддержал в объеме заявленных требований.

Истец Баранова Т.Н. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, требования поддерживает.

Ответчик ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее ООО «ГУЖФ» в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Зотин П.С. (л.д. 57-58) исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на листе дела 64.

Третье лицо Баранов А.Ю. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, просил удовлетворить требования истцов. В представленном суду отзыве сообщил, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, он не проживает, живет по месту пребывания по адресу: <адрес>. Указанная информация была передана руководству воинской части. В связи с изменением состава зарегистрированных лиц управляющая компания обязана произвести перерасчет. В квартире проживают его родителя Баранов Ю.В. и Баранова Т.Н.. Управляющая компания оказывает некачественные услуги по отоплению и водоснабжению (л.д. 24).

Выслушав истца Баранова Ю.В., исследовав материалы дела, суд находит требования истцов подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента приобретения права собственности на жилое помещение.

В силу требований статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.

Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 86 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 (13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Согласно п. 91 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

Согласно п. 92 указанного Постановления, в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

По делу установлено, что Баранов Ю.В. и Баранова Т.Н. являются нанимателями квартиры , расположенной по адресу: <адрес>. В квартире по указанному адресу также зарегистрирован их сын Баранов А.Ю..

Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик - ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее по тексту – ООО «ГУЖФ»), что следует из материалов дела, и подтверждено сторонами в судебном заседании (л.д. 94-99).

Согласно свидетельству № 1769 о регистрации по месту пребывания, Баранов А.Ю. с 22.08.2014 г. по 22.08.2019 года зарегистрирован по месту пребывания: <адрес> (л.д. 17).

Как следует из платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, при расчете задолженности за коммунальные услуги количество проживающих учитывается как 4 (л.д. 7-11).

В претензии, направленной в адрес ответчика 08.04.2017 года, Баранов Ю.В. сообщил, что в квартире проживает два человека (л.д. 13).

В ходе судебного разбирательства 06.09.2017 г. истец Баранов Ю.В. передал представителю ответчика нотариально заверенные копию свидетельства о регистрации Баранова А.Ю. по месту пребывания и копию его паспорта.

Перерасчет коммунальных услуг (с учетом количества проживающих) по требованию истцов ответчиком не был произведен.

Полагая, что ответчиком за период с марта 2017 года по октябрь 2017 года услуги по содержанию и ремонту жилья, а также коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению были оказаны ненадлежащим образом, истцы обратились в суд за защитой нарушенного права.

В доме, в целом, и, в частности, в квартире истцов, на протяжении нескольких лет наблюдается ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению, выражается оно в низких температурах воздуха в квартирах; несоблюдении графика качественного регулирования температуры воды в системе отопления; неравномерном прогреве всех нагревательных приборов; не поддержании требуемого давления в подающем и обратном трубопроводах системы.

08.04.2017 года Баранов Ю.В. обращался к ответчику с претензией на ненадлежащее качество оказываемых услуг по отоплению и горячему водоснабжению, претензия оставлена без ответа (л.д. 13-15, 130-131).

24.10.2017 года Баранов Ю.В. повторно обратился к ответчику с претензией на ненадлежащее качество оказываемых услуг по отоплению и горячему водоснабжению. В ответ на претензию ответчик сослался на необходимость проведения капитального ремонта, что не входит в обязанности управляющей компании (л.д. 130-131, 135).

17.04.2017 г. Баранов Ю.В. и другие жители многоквартирных домов в/ч 18401 обратились в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области с заявлением о неоказании услуг управляющей компанией (л.д. 16).

14.11.2017 г. Баранов Ю.В. повторно обратился в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области с заявлением о неоказании услуг управляющей компанией (л.д. 132).

В ходе проверки Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ДГЖН ЯО) установлены следующие нарушения: подтопление подвальных помещений нашего дома, стоит стойкий запах канализации, не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвалов, нарушение тепловой изоляции трубопроводов, неисправность (утечка) внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, проходящих в подвальных помещениях. Температура горячей воды в водоразборных точках в жилых помещениях не соответствует нормативным требованиям и является нарушением п.5 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставляется в соответствии с требованиями п.1, 3 Правил № 354.

В соответствии с п. 5 Приложения №1 к Правилам обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже + 18°С (в угловых комнатах -+20°С), в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р51617-2000). Фактически температурный режим в квартире составляет +14°С, +16°С (л.д. 37-38).

По факту нарушения правил и ремонта домов, нарушения правил предоставления коммунальных услуг в отношении ООО «ГУЖФ» 23.05.2017 г. государственным жилищным инспектором Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, 10 мая 2017 года выдано предписание об устранении выявленных нарушениях (л.д. 41-45).

06.12.2017 г. ДГЖН ЯО повторно проведено обследование многоквартирных домов в<данные изъяты>, в том числе и дома № 2, в ходе которого выявлены нарушения температурного режима горячего водоснабжения и отопления.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности истцами факта ненадлежащего оказания ответчиком услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Согласно пункту 150 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на ответчике.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ввиду предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, истцы имеют право на освобождение их от платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению за период с марта 2017 года по октябрь 2017 года.

Истцами не представлены доказательства того, что им не были оказаны услуги по видам «холодное водоснабжение», «водоотведение», «содержание и ремонт жилого помещения», в связи с чем, требования истцов в этой части удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что в случае нарушения качества предоставления потребителя коммунальной услуги, исполнитель несет установленную действующим законодательством ответственность, в том числе за причинение потребителю морального вреда.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая степень вины ответчика, характер нравственных страданий истца, то, что его права, как потребителя, были нарушены, также принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов в счет компенсации морального вреда по 5000 рублей.

Учитывая, что потребители с вышеуказанными требованиями в досудебном порядке обращались к исполнителю, подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», в размере по 2500 рублей в пользу каждого истца.

Согласно п. 1 ст. 103 ГК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципального района по нормативу 100 процентов. В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Баранова Юрия Викторовича и Барановой Тамары Николаевны удовлетворить частично.

1. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения по адресу: <адрес> из расчета количества проживающих 2 (Баранов Юрий Викторович и Баранова Тамара Николаевна).

2. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет путем исключения из лицевых счетов по адресу: <адрес>, начисленную плату за отопление и горячее водоснабжение за период с 01 марта 2017 года по 31 октября 2017 года.

3. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в пользу Баранова Юрия Викторовича моральный вред в размере 5000 рублей и штраф в размере 2500 рублей, а всего 7500 рублей.

4. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в пользу Барановой Тамары Николаевны моральный вред в размере 5000 рублей и штраф в размере 2500 рублей, а всего 7500 рублей.

5. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в доход бюджета Ярославского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Ш. Сайфулина

2-49/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Баранов Ю.В.
Баранова Т.Н.
Ответчики
ООО "Главное управление жилищным фондом"
Другие
Департамент государственного жилищного надзора ЯО
Баранов А.Ю.
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
13.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2017Передача материалов судье
17.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2017Судебное заседание
06.09.2017Судебное заседание
24.10.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
19.12.2017Судебное заседание
12.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее